Газета Спорт-Экспресс № 143 (2339) от 28 июня 2000 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 5

28 июня 2000

28 июня 2000 | Бокс и ММА

БОКС

ЧУДОВИЩЕ

"ЕМУ НЕ РИНГ НУЖЕН, А КЛЕТКА ДЛЯ ЗВЕРЕЙ".

Так написала NEW YORK POST о Майке ТАИСОНЕ после его субботнего поединка с Лу Саварезе. Бой этот, напомним, состоялся в Глазго.

МНЕНИЕ ЦЗЮ

- Он полный идиот. - Почти за десять лет знакомства с Костей Цзю мне еще не приходилось слышать из его уст таких жестких оценок в чей бы то ни было адрес. - Это человек, который никак не контролирует свои эмоции. Это вообще не человек, просто потому что он ведет себя не по-человечески. По всем правилам, его должны были дисквалифицировать - за то, что он продолжил атаку после остановки боя. И я уже не говорю о том, что он опрокинул рефери.

Как нетрудно догадаться, речь шла о Майке Тайсоне. Другого такого колоритного персонажа в мировом спорте просто нет.

- А что он после боя сказал? - все не мог остановиться Костя, который, судя по времени (в Австралии был вечер), укладывал спать своих сыновей, весело буянивших где-то рядом с телефоном. - Заявил, что съест детей Льюиса, а его самого заставит съесть собственное сердце, которое он, Тайсон, у него же и вырвет. Бред какой-то. Абсолютно ясно, что Майк тяжело болен.

- Тем не менее некоторые эксперты и журналисты после боя с Саварезе посчитали, что это был прежний Тайсон, что он сумел восстановиться в былом величии...

- Если речь о том, что он восстановился в своем животном, скотском величии, я согласен. С лихвой восстановился. Куда уж больше!

- А как вам сам бой?

- Да ведь никакого боя не было. Саварезе вообще боксировать не мог. О форме Тайсона по тем 38 секундам, что продолжался поединок, сказать ничего нельзя, кроме того, что он конченый псих. Ударов пропустить не успел, а сам удара, конечно, не потерял и никогда не потеряет. У Тайсона вообще великолепная техника удара, поэтому-то у него и сегодня есть шанс выиграть у любого.

- В одном из откликов на субботний бой я прочитал: мол, остается надеяться, что Леннокс Льюис продержится против Тайсона хотя бы чуть-чуть дольше, чем Саварезе.

- Ну, Льюис никогда бы не дал себя так ударить. Тем не менее шансы в их встрече я бы оценил как пятьдесят на пятьдесят.

- Не больше - я имею в виду в пользу Льюиса?

- Нет, именно так, пятьдесят на пятьдесят. Шанс Тайсона - в том, чтобы быстро вырубить Льюиса. И надо признать, что при таком ударе это вполне возможно. Но чем дольше будет продолжаться бой, тем больше шансов на победу окажется у Льюиса.

КТО СЛЕДУЮЩИЙ?

Между прочим, чрезвычайно высокую оценку физической форме Железного Майка дал более чем авторитетный специалист - Эмануэль Стюард, самый выдающийся тренер наших дней, работающий сейчас с Ленноксом Льюисом. После боя Железного Майка с Саварезе он сказал: "Тайсон был похож на себя прежнего!". Кто помнит прежнего Тайсона, тот поймет, как много значат эти слова.

Сам Тайсон считает, что к бою с Льюисом он будет готов очень скоро, но пока ему, похоже, предстоит встреча с другим "тяжелым случаем" - Анджеем Голотой, который в двух встречах подряд был дисквалифицирован за то, что явно преднамеренно нанес удары в пах экс-чемпиону мира в тяжелом весе Риддику Боу, хотя в обоих боях, особенно во втором, вел дело к победе. Менее известен другой его подвиг, не приведший, правда, к дисквалификации: как-то Голота сильно цапнул зубами за плечо не очень известного боксера Самсона Поуа. В общем, это, пожалуй, лучший соперник для Тайсона. Два сапога пара.

Голоту в качестве наиболее вероятного противника в следующем бою назвал не кто-нибудь, а управляющий делами бокса на телеканале Showtime Джей Ларкин. Владельцы этого телеканала, напомню, оплатили многомиллионные долги Тайсона, и теперь он должен делать то, что они ему укажут, если он вообще в состоянии выполнять чьи-либо указания.

Другой кандидат на встречу с Железным Майком во всей его красе - нигериец Дэйвид Айзон. Шансов на победу у него нет - даже теоретических, но если он не попадется на удар в самом начале, то, может быть, продержится несколько раундов.

НЕУЧТЕННЫЙ БОЙ

Ввиду фантастического поведения Тайсона на ринге в минувшую субботу в тень ушел скандал, разразившийся сразу по приезде Железного Майка в Великобританию. Речь о некоем конфликте между ним и британским промоутером Фрэнком Уорреном, организовавшим два последних матча Тайсона - в Манчестере и Глазго. В прошлый свой приезд в январе Майк как ошалелый ходил по лондонским магазинам и покупал дорогие игрушки - от формулического болида "Макларен" до множества бриллиантовых цацек. Все это обошлось ему более чем в 2,5 миллиона долларов.

При этом Тайсон каким-то образом недоплатил 690 тысяч долларов одному ювелиру - то ли полагал, что это сделает за него промоутер, то ли, по своему обыкновению, вообще ничего не полагал. Главное, что ювелир потребовал долг оплатить. По этому поводу, как сообщил один английский таблоид, между Тайсоном и Уорреном произошла драка (звучит, да?), в ходе которой Майк сломал промоутеру челюсть и три ребра и чуть не выбросил его с седьмого этажа.

Уоррен подал на таблоид в суд - за клевету, но почему-то долго не показывался на глаза журналистам. Его увидели только на матче в Глазго, и все сразу же обратили внимание на то, что один глаз у него затек кровью, словно там полопались сосуды. Промоутер отрицал, что эта травма получена в результате поединка с Тайсоном, но отвечал на вопросы так уклончиво, что в общем-то не осталось сомнений в том, что какой-то конфликт, хотя, возможно, и сильно раздутый прессой, место все же имел. Кроме того, Уоррен вроде бы отказался в дальнейшем заниматься организацией матчей Тайсона. Видимо, есть предел тому, что человек готов делать за деньги.

Избил Тайсон Уоррена или нет, так, видимо, и останется тайной, но перед боем он сделал одно заявление, о котором тут же вспомнили после окончания поединка. "Я люблю причинять людям боль. Этим я зарабатываю себе на жизнь. Это моя работа - причинять им боль. Иногда я сам себе не нравлюсь, и я могу понять, почему люди меня не любят".

Похоже, что Тайсону все-таки слишком нравится причинять боль, чтобы с этим можно было вечно мириться. Во всех его последних трех боях - с Франсом Ботой, Орлином Норрисом и Лу Саварезе - были эпизоды, когда целая толпа его секундантов выскакивала на ринг и силой оттаскивала от очередной жертвы. В принципе в каждом из этих случаев Железного Майка должны были дисквалифицировать.

МНЕНИЕ МАСКАЕВА

Вчера мне удалось дозвониться и до Олега Маскаева, сильнейшего российского боксера-тяжеловеса, который сейчас живет в Нью-Йорке. Первая попытка закончилась разговором с автоответчиком. Вторая - тем, что дружелюбный детский голос спросил: "Ты кто?" И наконец, третья была удачной.

Олег сразу же сообщил, что, скорее всего, будет в октябре драться с чемпионом по версии WBO Крисом Бердом, отобравшим этот титул у Виталия Кличко. Вообще же, сказал Маскаев, он сейчас отдыхает и не очень расположен говорить о собственных боях. Тем легче речь перешла на Тайсона.

- Зверь - он и есть зверь. Зачем полез на Саварезе, когда бой остановили? Да еще и рефери подмял. Ну чистый зверь! - Олег помолчал, а потом подвел итог сказанному: - Козел он!

- Как вы думаете, - решился я на бестактный вопрос, - могли бы пропустить такой удар, как Саварезе?

- Не люблю гадать, я ведь с Тайсоном не дрался. Может быть, и мог бы, но уж в долгу точно не остался бы, это уж вы мне поверьте.

- Хотели бы встретиться с Тайсоном?

- Конечно. И тренер мой, Боб Джексон, тоже хочет организовать наш бой. Но только не сейчас. Сейчас я отдыхаю. Дом строю. Вот сейчас на балконе работаю. А где-то осенью - пожалуйста.

- Вы наверняка слышали, как Тайсон стращал Льюиса.

- Ну кто же этого не слышал! Псих он все-таки настоящий. Говорят, что за две недели до боя он перестал принимать антидепрессанты, на которых постоянно сидит, вот вся его "красота" тут же и вылезла.

- А как вы оценили бы шансы Льюиса в бою с Тайсоном?

- Думаю, Льюис его разделает. Риск, конечно, есть. Бьет Тайсон - дай Боже каждому, но я все же уверен, что Льюис с ним справится.

НА СЛЕДУЮЩЕЕ УТРО

Напомню, что весь субботний поединок уложился в минуту: 38 секунд продолжался сам бой и еще секунд 20 люди на ринге оттаскивали Железного Майка от Саварезе и рефери, каждый из которых к тому времени уже побывал в нокдауне. Этого времени, чтобы осмыслить происшедшее, понятно, не хватило. Чтобы трезво разобраться в случившемся, одним понадобилось несколько часов, другим - несколько дней.

Первым пришел в себя рефери Койл. Тогда, после боя, он сгоряча или со страху простил Тайсона - вполне возможно, просто хотел уйти с ринга живым. Сейчас Койл высказывается уже далеко не так определенно - видимо, сожалеет о том, что оказался слишком добросердечен. Многие журналисты тоже пришли в себя - и начали говорить что-то вразумительное сами, а не просто хором приводить бесподобные цитаты "из Тайсона".

Известный британский обозреватель Саймон Барнс написал в своем комментарии: абсолютное большинство зрителей воспринимают Тайсона не как боксера, а как опасного сумасшедшего, и именно поэтому он их так интересует. Тем не менее, по мнению Барнса, зрелище, которое устраивает Тайсон, вполне достойное. С этим тезисом не согласен мой старый знакомый, обозреватель газеты Times Срикумар Сен. С его точки зрения, произошло очередное фиаско, связанное с именем Тайсона, и это еще более подпортит и без того не блестящую репутацию профессионального бокса. Вид озверевшего Тайсона не доставил Сену никакого удовольствия, и потому он поддержал тех зрителей, которые, уже купив билеты, затем решили их сдать (возвращенных билетов было, по разным оценкам, от 12 до 18 тысяч).

Влиятельная New York Post опубликовала статью под заголовком: "Ему не ринг нужен, а клетка для зверей", в которой, в частности, говорилось, что произошедшее напоминает скорее попытку убийства, а не боксерский матч.

Известный обозреватель Брайн Дуган считает, что нужно положить конец представлениям Тайсона в духе Древнего Рима и отобрать у него боксерскую лицензию. "Тайсона надо остановить, прежде чем будет слишком поздно", - подвел Дуган итог своим размышлениям.

А ЛЬЮИС?

Когда Фрэнка Малоуни, менеджера Леннокса Льюиса, спросили, будет ли его подопечный драться с Тайсоном, тот ответил: "Еще до того, как это произойдет, Тайсон успеет сам себя уничтожить. Люди как-то забывают, что Тайсона давно не воспринимают как спортсмена, а только лишь как своего рода урода из цирка, а может быть, и монстра. Майк Тайсон приносит вред боксу - и чем скорее он уйдет из спорта, тем лучше это будет для всех. Мне кажется, что те, кто окружает Майка, вместо того, чтобы зарабатывать на нем как можно больше денег, если он им хоть сколько-нибудь дорог, должны отвезти его в какое-нибудь место, где Тайсону смогут помочь, прежде чем снова выпустят его на ринг".

В другом интервью Малоуни сказал: "Не удивлюсь, если в ближайшие полгода прочитаю в газетах, что Тайсона нашли мертвым или засадили в психушку". Последнее точно никого не удивит.

Однако все хотели узнать, что скажет наконец сам Леннокс Льюис, и он не заставил себя долго ждать. Правда, британец, как всякий нормальный человек, был несколько озадачен, и потому его высказывания о Тайсоне представляют собой некий поток сознания: "По-моему, с головой у этого парня не все в порядке. Он там что-то говорил о том, что съест мое сердце и моего ребенка. Для начала ему придется скушать то, чем я накормлю его с обеих своих рук, левой и правой. Его удары и он сам меня не пугают. Я боюсь каких-то глупостей с его стороны. Тайсон - это просто ходячая железнодорожная катастрофа. В конце концов я просто приду и нокаутирую его".

Свое заявление Льюис подытожил словами: "Я хочу драться с Тайсоном прямо сейчас". Если хочет - значит, есть шанс, что когда-нибудь это все же произойдет. И тогда будут побиты все рекорды кабельного телевидения. Ну и рекорды по гонорарам, разумеется, тоже.

Александр БЕЛЕНЬКИЙ