Газета Спорт-Экспресс № 56 (2252) от 13 марта 2000 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 8

13 марта 2000

13 марта 2000 | Остальные

Об этом виде спорта большинство читателей "СЭ", уверен, имеют самое смутное представление. Что ж, ситуацию пора менять, поскольку Россия теперь в рафтинге - законодательница мод. На недавнем чемпионате мира, который состоялся на реке Футалеуфу в Чили, наша сборная заняла первое место, намного опередив всех конкурентов.

ЗАГАДОЧНЫЙ РАФТИНГ

Рафтинг - это сплав по горным рекам на надувных плотах. Соответственно, рафт - это плот. Для чемпионатов мира по рафтингу, которые проводят каждый год, выбирают самые бурные, самые сложные для прохождения реки мира, где порог следует за порогом, а вода бурлит и ревет. Недаром ее называют - белая вода.

Только вот текут эти реки обычно вдали от цивилизованных мест, и добираться туда не просто. Чтобы попасть на Футалеуфу, сборной России пришлось провести в воздухе ровно сутки. Сначала долетели до Цюриха, потом до Сантьяго (с посадкой в Сан-Паулу), а затем, вновь сменив самолет, - до маленького городка Бальмаседа почти на самом юге Чили. Но и этим дело не ограничилось. Потому что еще предстояло 12 часов трястись в автобусе, который крутил по серпантинам Южноамериканского шоссе - так называется покрытая щебенкой узенькая дорога в Андах, которую чилийцы строили много лет, а открыли для движения в 1983 году - в присутствии самого генерала Пиночета.

Наша команда приехала в Футалеуфу (это не только река, но еще и городок на полторы тысячи жителей) за три дня до начала чемпионата. А, к примеру, чехи - за две с лишним недели. И все это время тренировались на белой воде, что по идее должно было дать им немалое преимущество - ведь все пороги они успели выучить назубок. Но чехи в итоге оказались лишь четвертыми.

* * *

Россию в Чили представляла питерская команда "Нева-Тур". Это наш самый опытный экипаж - и самый сильный. Вот уже пять лет подряд ребята побеждают на национальных отборочных соревнованиях (которые обычно проводятся на реке Белой в Адыгее) - и столько же раз были участниками чемпионатов мира.

Кстати, для того чтобы выступить на мировом первенстве, одного только успеха на национальном отборе недостаточно. В Международную федерацию рафтинга входят сейчас более 40 стран, но все их команды в чемпионате мира выступить не могут - это технически невозможно. Окончательный отбор происходит на континентальных турнирах.

В Футалеуфу приехали 14 мужских команд, представлявшие 5 континентов, и 4 женские. Это были сильнейшие сборные. Лучшие из лучших. И тем не менее наши выиграли, что называется, за явным преимуществом. По сумме различных видов программы набрали 840 очков из 1000. У немцев, которые стали вторыми, - 588 очков. В рафтинге это - пропасть.

* * *

Теперь о том, что это такое - "различные виды программы". Начался чемпионат с квалификации: команды одна за другой проходили мерный, очень сложный, отрезок. Те, кто показал тут лучшие результаты, получали преимущество на следующий день, когда проходили соревнования в параллельном спринте.

Наши в квалификации оказались вторыми - и это был первый шаг к общему успеху. В спринте (дистанция 600 метров, команды стартуют по двое, в следующий круг выходит победитель гонки) они без труда разделались сначала с мексиканцами, а затем с японцами. А в полуфинале россиянам противостояла сборная Словакии - может быть, самый неудобный для нас соперник. Словаки вырвались вперед, первыми вошли в порог, и уже казалось, что победа достанется им. Но... на пути оказалась коварная "бочка", водяная яма, словацкий рафт развернуло поперек течения, а потом он и вовсе перевернулся, да так, что словаки, как горох, посыпались в наш рафт.

Наконец, финал - Россия - Словения (кстати, именно словенцы были чемпионами на всех четырех предыдущих мировых первенствах). Борьба шла напряженнейшая - и преимущество россиян на финише выражалось всего-то в сотых долях секунды.

На следующий день - слалом. На реке установили 8 ворот - прямого и обратного (то есть против течения) хода. Наши оказались третьими - вслед за чехами и словаками, что на самом деле было большим достижением, ведь в командах, нас опередивших, основу составляли победители европейских и мировых первенств по гребному слалому.

И, наконец, длинная гонка, марафон на 12 км. Тут и должно было все решиться: после первых дней турнира плотность результатов оказалась чрезвычайно высока. Что ж, питерцы показали свой истинный класс: вскоре после старта вышли вперед - а затем все наращивали и наращивали преимущество. Сомнений в том, кто же станет победителем, не было, по сути, уже после первой половины дистанции.

Вот они, шесть наших чемпионов: капитан команды Сергей Петров (39 лет), Владимир Быкадоров (34), Илья Королев (29), Александр Левицкий (20), Дмитрий Карбутов (29) и Дмитрий Еремин (28). Серебряные медали, как уже было сказано, достались немцам, бронзовые - словакам.

* * *

Чемпионат мира - это еще не все. Там же, на Футалеуфу, одновременно были разыграны награды и еще одного турнира - не менее престижного. Он называется Camel White Water Challenge и включает себя все те же дисциплины - плюс длинную гонку на каяке. Тут от России выступал 26-летний Александр Чигидин (он тоже из Санкт-Петербурга).

Чигидин оказался на финише третьим вслед за каякерами из ЮАР и США, но это тот случай, когда бронза - на вес золота. Все дело в том, что во время одной из тренировок еще до начала соревнований у Александра сорвало "фартук", в каяк попала вода, и течением спортсмена тут же затянуло на 7-метровую глубину. Он не растерялся, выплыл, но из ушей пошла кровь (оказалось, что повреждены барабанные перепонки), да и психологическая травма была нешуточная. Врачи советовали руководителям нашей команды вообще отказаться от участия в гонке каяков, но Чигидин настоял на том, что выступать он будет. Характер!

Если брать и чемпионат мира, и Camel White Water Challenge, россияне завоевали на Футалеуфу 50 медалей, 43 из которых - золотые. Есть чем гордиться.

* * *

Хотя, конечно, все это удивительно. Лучшей в мире стала команда из Санкт-Петербурга - а где там горы и бурные реки? Тогда как в других сборных было много на стоящих горцев, которые круглый год проводят на бурной воде - работают водными гидами, катают туристов на плотах и катамаранах.

У "Невы-Тур", конечно, бывают сборы - на той же Белой. Но во-первых, там сезон короток, а во-вторых, все члены команды работают или учатся. Капитан Сергей Петров, к примеру, - инженер, работает в фирме, что производит противопожарное оборудование. А самый молодой из ребят, Александр Левицкий, - студент.

Обычно тренируется команда на Неве. Это, конечно, не Футалеуфу или Замбези, белой воды нет, но зато можно отрабатывать слаженность и выносливость. Тренировки почти каждый день - после работы или учебы, в любую погоду по полтора часа.

А вот зимой сложнее - Нева подо льдом. Спасибо военным морякам - пустили в свой секретный бассейн длиной в полтора километра, где до того, как построить корабль, проводят исследования на макетах. Спортсменам выделили 600-метровый отрезок. Для тренировок - вполне достаточно.

Вот и получается - выиграли за счет слаженности. А еще за счет самого тщательного изучения особенностей русла реки. Пройдя дистанции, проложенные на Футалеуфу, несколько раз, ребята составили подробную карту, занесли туда чуть не каждый валун, отметили, где "слив", а где "бочка". И перед стартами по несколько часов обсуждали тактику на предстоящую гонку. Сработало.

Между прочим, тренера, как такового, который стоял бы на бортике или на берегу и давал бы советы, у "Невы-Тур" нет. За тренировочный процесс отвечает один из членов экипажа - Дмитрий Еремин, закончивший в свое время институт физкультуры. Теперь ему впору звание заслуженного тренера давать - как же, воспитал чемпионов мира!

* * *

Еремин, как и другие члены победной команды, мог бы претендовать и на звание мастера спорта международного класса. Но это, боюсь, вряд ли произойдет. Потому что рафтинга в России вроде как и не существует.

То есть он, конечно, есть, и даже создана Российская федерация рафтинга. Но пока она никем - на российском же уровне - не признана, и о ее существовании, боюсь, ни в спортивном министерстве, ни в Олимпийском комитете даже не подозревают.

Такое положение надо менять. И срочно. Мы теперь - чемпионы мира - хоть и по виду спорта, который для большинства до сих пор - загадка. Позиции завоеваны, и отступать с них стыдно. Значит, пора уделить рафтингу немного внимания и на официальном уровне.

* * *

На месте наших непризнанных руководителей отечественной федерации я вот что сделал бы. Пригласил бы тех, от кого зависит принятие решений, на ту же Белую (отдохнуть на реке кто откажется?). А там - предложил бы самим им, благо люди-то спортивные, испытать себя в рафте.

Уверен: многие проблемы после этого исчезли бы сразу. В рафтинг влюбляешься мгновенно. Выброс адреналина невероятный! Когда заставляешь белую воду слушаться твоего весла, чувствуешь гордость и счастье. А вокруг красота какая (тому, кто хоть раз был на горной реке, объяснять это, надеюсь, не надо)!

Именно благодаря этому рафтинг завоевал сейчас такую популярность в мире. С каждым годом все больше рек, на которых проводятся соревнования, а туристические фирмы прокладывают маршруты походов.

Но это в мире, а не у нас. Кризис, конечно, взял свое, и нам сейчас вроде бы не до рафтинга или других таких же адреналиновых заморских штучек (хотя водный туризм всегда в России был в чести). Очень многие участники чемпионата мира-2000 подходили к нам и спрашивали, почему мы не приглашаем будущие первенства к себе - к примеру, на Катунь, о которой среди рафтсменов легенды ходят.

Увы, нет пока на Алтае условий, чтобы проводить крупные соревнования. А вот в Бразилии есть - и именно там скорее всего состоится мировое первенство-2001. Есть, судя по всему, условия и в Непале, а потому, возможно, там пройдет в будущем году очередной Camel White Water Challenge.

Но ничего. Вот посадим наших руководителей в рафт - и...

Владимир ГЕСКИН

Футалеуфу - Сантьяго - Москва