Газета Спорт-Экспресс № 53 (2249) от 9 марта 2000 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 4

9 марта 2000

9 марта 2000 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Суперлига. Плей-офф

Более 26 лет Валерий Постников возглавлял магнитогорский "Металлург". Под его началом "Магнитка" из середнячка, выступавшего в классе Б чемпионата страны, превратилась в призера первенства России среди команд суперлиги. Сейчас Постников стоит у руля тольяттинской "Лады", которая сегодня проведет первый четвертьфинальный матч с московским "Динамо".

ПАН БОРЖУХОВСКИЙ ИЗ АНКУДИНОВКИ

ХОККЕЕМ НАЧАЛ ЗАНИМАТЬСЯ В 16 ЛЕТ

- Родились вы в Ставрополе. Как же получилось, что свою хоккейную карьеру начали в Нижнем Новгороде?

- У меня мама из этих мест. Но во время войны уехала в Ставрополь, трудилась в госпитале. А отец - по национальности поляк - возглавлял этот госпиталь. Когда мне было всего шесть месяцев, папа умер. И пришлось нам возвращаться к родственникам, в Нижний Новгород. Вскоре мама устроилась работать в детский санаторий в Анкудиновку - живописное такое место рядом с Нижним. Там я и рос.

- Фамилия Постников абсолютно не говорит о ваших польских корнях.

- Просто я ношу фамилию матери, у отца же была фамилия Боржуховский.

- Как вошел в вашу жизнь хоккей?

- В этом заслуга Ливерия Андреевича Носкова, который, создавая свою команду, пригласил в нее меня вратарем. Было мне тогда 16 лет. От Анкудиновки до стадиона, на котором проходили тренировки, - четыре километра. Каждый день их "наматывал". Через два года меня призвали в армию. Правда, служить пришлось недолго - стала неметь кисть левой руки (в одном из матчей в нее попала шайба), и военные врачи меня комиссовали.

- Но на лед вы по-прежнему выходили?

- В Горьком создавался новый клуб - "Водник", и его тренер Константин Ефимов взял меня на групповой турнир чемпионата России, который проходил в Стерлитамаке. Там я сыграл хорошо и получил приглашение в местную команду, готовившуюся выступать в классе Б первенства страны. Подумав, согласился. Но через несколько лет "Авангард" развалился, и меня позвали в магнитогорский "Металлург".

ТРЕНЕР НЕ ДОЛЖЕН ИМЕТЬ ЛЮБИМЧИКОВ

- Игровую карьеру вы завершили в 25 лет. Почему так рано?

- Во мне довольно рано проявилась организаторская жилка. Еще будучи хоккеистом, уже выполнял обязанности администратора футбольного клуба "Металлург". В сезоне-69/70 я получил серьезную травму головы. Через два дня поднялась температура, рана стала гноиться. Пришлось полежать в больнице. Позже по телу пошли фурункулы. И я решил, что, видимо, с карьерой игрока пора заканчивать. Из клуба как раз ушел тренер, и мне предложили освободившееся место. Признаться, наследство было небогатое - команда в основном состояла из 15-16-летних ребят. Тем не менее нам удалось дойти до первой союзной лиги.

- Магнитогорский "Металлург" вы возглавляли более 26 лет. Какой успех команды стал для вас самым знаменательным?

- Запомнился сезон, когда мы стали бронзовыми призерами чемпионата.

- Кем из хоккеистов, занимавшихся под вашим руководством, вы гордитесь?

- Подобное чувство должны испытывать детские тренеры. Мы же пользуемся плодами их труда, что называется, снимаем сливки.

- О ваших методах воспитания ходят легенды.

- Признаться, ничего особенного в них нет. Просто считаю, что тренер не должен иметь любимчиков, требования ко всем должны быть одинаковыми. Помнится, когда в "Металлург" пришел Сергей Гомоляко, он был распущенным донельзя. Причем на замечания не реагировал. Пришлось преподать ему урок, показать, что и Гомоляко можно наказать, снять с игры, вывести из состава. Видимо, эти меры оказались эффективными - сейчас Сергей является капитаном "Магнитки".

- В ноябре 96-го вы покинули "Металлург".

- Обидно, что мне не дали поработать до конца того сезона. Команда шла на втором-третьем месте, но меня неожиданно уволили. Тем не менее с президентом клуба Виктором Рашниковым у нас остались хорошие отношения. Просто тогда его убедили в том, что "Магнитку" должен возглавлять человек, выступавший на высоком уровне. Однако после моего ухода команда лучше играть не стала, даже опустилась на четвертое место. Меня же пригласили в Пермь.

МАГНИТОГОРСК - ПЕРМЬ - ТОЛЬЯТТИ

- Почему ваше пребывание в "Молоте-Прикамье" ограничилось лишь двумя сезонами?

- Я ставил перед собой задачу через три года вывести команду в призеры. Но уйти пришлось раньше. Просто понял, что не смогу работать с человеком, ставшим спонсором клуба. Этот человек нередко отказывался от взятых на себя обязательств, а я дорожу своим словом, всегда стараюсь выполнить те обещания, которые давал тому или иному хоккеисту при заключении контракта.

- Не тяжело было после стольких лет работы главным тренером идти в "Ладу" на должность второго?

- Когда переехал в Тольятти, о своем статусе не думал. Просто было желание чем-то помочь людям, которые меня пригласили. Вот только жаль, что хорошего тандема у нас с Геннадием Цыгуровым не получилось. У него были свои принципы работы, у меня - свои. Почему он ушел? Об этом лучше спросить у Геннадия Федоровича.

- Вы ощущаете доверие к себе со стороны руководства "Лады"? Нет опасения, что на вас сделали ставку лишь до конца сезона?

- Здесь все достаточно просто. Нужно понимать: если сможешь что-то сделать, значит, будешь работать дальше. А если нет, тогда другой разговор. Руководство же у клуба честолюбивое, его не удовлетворяло положение команды. И болельщиков, кстати, тоже - они заждались серьезных успехов "Лады".

- Поддерживаете ли вы сейчас отношения с людьми, с которыми начинали свой хоккейный путь в Нижнем Новгороде?

- Только с Ливерием Андреевичем Носковым. По возможности стараюсь и материально ему помочь. А вообще в Нижнем, который я покинул в 20-летнем возрасте, у меня мало родных и знакомых. Когда приезжаю туда, времени на то, чтобы посмотреть город, практически не бывает. Честно говоря, и в Магнитогорске я хорошо знаю только улицу Ленина и проспект Маркса. Потому что в течение 26 лет ездил по одному маршруту: дом - Дворец спорта - дом. Меня в этой жизни интересует только работа.

СЫН, ВИДИМО, ПРОДОЛЖИТ МОЕ ДЕЛО

- Из нижегородского "Торпедо" вам, случайно, предложений не поступало?

- После ухода из "Металлурга" я хотел приехать в Нижний, помочь команде города, в котором вырос. Но там ко мне интереса не проявили.

- А каково ваше мнение о команде?

- Мне кажется, в Нижнем Новгороде должны понять, что нельзя делать ставку только на своих воспитанников или приглашать в клуб лишь тех хоккеистов, которые стоят подешевле. Играть в "Торпедо" должны настоящие мастера. Разве это дело - при таких богатых традициях мечтать лишь о том, чтобы не вылететь из суперлиги? Мне подобная позиция непонятна. Столь мощному автогиганту, как ГАЗ, нужно сосредоточиться на команде, постараться сделать ее чемпионом.

- Где живет ваша семья?

- В Магнитогорске. Я женат второй раз. С первой супругой мы расстались, когда нашей дочери Кристине исполнилось 18 лет. От второго брака есть сын, ему 8 лет, он занимается в хоккейной школе "Металлурга". Уже сейчас у парня проявляются организаторские способности. А потому не исключено, что сын станет продолжателем моего дела.

Александр СУХОВ

Нижний Новгород