Газета Спорт-Экспресс № 44 (2240) от 26 февраля 2000 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

26 февраля 2000

26 февраля 2000 | Парус

В эти дни в Новой Зеландии проходит спор за самый престижный трофей в парусном спорте - Кубок "Америки". На океанской акватории близ Окленда состязаются защитники - обладатели этого приза из Новой Зеландии на яхте "Блэк Маджик" и претенденты - итальянский экипаж судна "Прада". Впервые за полуторавековую историю Кубка в решающем матче не участвуют американцы, что стало первой громкой сенсацией регаты-2000.

ПОЛТОРА ВЕКА БИТВЫ ЗА СЕРЕБРЯНЫЙ КУВШИН БЕЗ ДНА

ВЫЗОВ

Американец Джон Кокс Стивенс происходил из знатного и состоятельного рода. Его отец был полковником во время войны за независимость, а после ее окончания обзавелся паромом с паровой машиной, курсировавшим через реку Гудзон. Один из сыновей полковника, Роберт, изобрел Т-образные железнодорожные рельсы. Другой, уже упомянутый Джон Кокс, еще в 1804 году приобрел первый в мире катер с винтом, а впоследствии они с Робертом стали хозяевами пароходной компании и морского порта. Эти люди умели зарабатывать деньги на использовании технических новинок, но больше всего Джон Кокс любил парусные суда, а его брат даже проектировал их.

В 5 часов вечера во вторник 30 июля 1844 года Стивенс и восемь его друзей собрались на борту шхуны "Джимкрэк", чтобы создать яхт-клуб Нью-Йорка - третью такого рода организацию в США и пятую в мире. Естественно, первым командором стал сам Стивенс. Шесть лет спустя он решил построить парусник. Судно заказали Уильяму Брауну, пообещав заплатить 30 000 долларов, если оно окажется самым быстрым в США. Браун был средним специалистом, но у него работал лучший дизайнер Джордж Стирс, который превзошел сам себя, создав чудо-яхту, получившую имя "Америка".

21 июня 1851 года она вышла из нью-йоркской гавани и взяла курс на Европу, чтобы посоревноваться с кем-то из считавшихся тогда законодателями мод в парусном спорте англичан. Через 20 дней "Америка" бросила якорь во французском Гавре, где прошел последний этап подготовки. Когда братья Стивенсы поднимались на борт, провожавший их редактор газеты "Нью-Йорк трибюн" воскликнул: "Глаза всех Штатов будут устремлены на вас! Если вы проиграете, наша страна опозорится".

29 июля, преодолев Ла-Манш, "Америка" встала на ночевку. Утром к гостям приблизился один из лучших английских парусников "Лаврок", покрутился вокруг шхуны и пошел в Каус, словно приглашая следовать за собой. Стивенс воспринял это как вызов, и, когда их с "Лавроком" разделяли около 200 ярдов, "Америка" бросилась в погоню. Идя против ветра, она опередила "Лаврок" на пятимильной дистанции примерно на 500 ярдов. Вскоре к американцам пожаловали гости во главе с графом Уилтоном. Они осмотрели судно и были поражены необычными обводами носа и кормы. В итоге близлежащий яхт-клуб королевы Виктории отказался допустить "Америку" к участию в своей ежегодной регате. Раздосадованный Стивенс предложил пари на 10 000 фунтов стерлингов (сейчас это около 500 000 долларов), утверждая, что "Америка" выиграет у любого парусника на дистанции от 20 до 70 миль. Никто не принял вызов. А вот английские газеты, в частности "Тайме", с симпатией отнеслись к американцам, назвав своих соотечественников "голубями, которых парализовал страх при виде ястреба".

ГОНКА

И все-таки пристыженным британцам не удалось избежать поединка с "Америкой": королевский Скуадрон пригласил ее принять участие в гонке вокруг острова Уайт, призом в которой был серебряный кувшин без дна высотой 27 дюймов и весом 134 унции, называвшийся Кубком "100 гиней" - за такую сумму его купили в Лондоне у фирмы З. и С. Джерард. Легенду о том, что трофей изготовили по заказу королевы Виктории, придумал, скорее всего, Джон Стивенс.

22 августа в 10 утра раздался выстрел стартовой пушки, и экипаж "Америки" стал выбирать якорь. 14 соперников ушли в гонку раньше. Очень скоро тысячи зрителей увидели, как янки начинают обходить их одного за другим. Когда позади осталась половина дистанции, "Америка" была далеко впереди - от ближайшего конкурента ее отделяли две с половиной мили. Рассказывают, что королева Виктория, которая наблюдала за гонкой с борта яхты "Виктория и Альберт", поинтересовалась у лейтенанта, наблюдавшего за происходящим в подзорную трубу, какой парусник идет вторым, и услышала в ответ: "Ваше Величество, второго нет".

На самом деле второй финишировала с отставанием порядка 20 минут - судьи были настолько ошеломлены, что не засекли время, - небольшая яхта "Аврора". Если бы был подсчитан гандикап, то не исключено, что она оказалась бы победительницей. Но этого не сделали, и Кубок "100 гиней" был вручен королевой Викторией американцам.

Вскоре в США началась Гражданская война. Трофей находился то в доме одного брата Стивенса, то другого. Они даже подумывали о том, чтобы переплавить бесполезный кувшин - ведь он был без дна, отлить серебряные медали и подарить их своим внукам. Постепенно гонка вокруг острова Уайт превратилась в легенду, которую рассказывали за бутылкой доброго виски.

ЗАВЕЩАНИЕ

В 1855 году Джон Кокс Стивенс покинул пост командора яхт-клуба, а 10 июня 1857-го он умер. Когда 8 июля Кубок принесли в клуб, то обнаружили в нем завещание бывшего командора из 239 слов. Оно стало основным документом, определявшим регламент проведения гонок за Кубок "Америки", как переименовал трофей Стивенс.

Первым в борьбу за него вступил англичанин Джеймс Эшбюри. В 1868 году была спущена на воду его шхуна "Камбрия", которая вчистую разбила американцев на "Сафо" в гонке вокруг острова Уайт. После этого в течение года шла переписка по поводу проведения матча-реванша уже на акватории хозяев приза, которые, кстати, толковали слово "матч", как соперничество "Камбрии" со всеми парусниками нью-йоркского яхт-клуба. А их было 13.

И вот 8 августа эта гонка состоялась. Дистанция - 35,1 мили. До стартового выстрела позиция "Камбрии", определенная организаторами, была лучше. Однако когда начали поднимать якоря, она оказалась в самой подветренной точке и уже была обречена. Большая "Камбрия", длина которой по ватерлинии составляла 98 футов, проиграла почти 39 минут 79-футовому "Мэджику". Эшбюри воспринял поражение спокойно, участвовал еще в нескольких гонках вдоль побережья, после чего заказал себе новую шхуну. Выигрыш Кубка "Америки" стал для него навязчивой идеей. Он вновь вступил в переписку с американцами и доказал, что слово "матч" означает спор "один на один". Но хитрые нью-йоркцы тут же ввели правило, которое позволяло им решать, какая их яхта будет защищать Кубок, утром в день гонки. То есть они могли выбирать судно в зависимости от погоды.

Эшбюри вернулся к берегам Америки в 1871 году. Договорились о семи стартах: три - в гавани Нью-Йорка, три - в океане, последний - по жребию. Эшбюри выставил "Ливонию". Перед первой гонкой он увидел на старте две шхуны под американским флагом - "Сафо" и "Колумбию". Ветер был слабым, и американцы пустили "Колумбию" - более легкую и потому имевшую преимущество. На всякий случай они сократили дистанцию на 10 миль, а в гоночной инструкции "забыли" указать правила огибания контрольного знака. "Ливония" имела шанс выиграть, но англичане обходили знак по традиционным правилам, а американцы - согласно своей вольной их трактовке. Позже "Ливонии" удалось выиграть одну гонку, в остальных первенствовали то "Колумбия", то "Сафо". Правда, в нескольких случаях Эшбюри посчитал, что победил он, и, объявив счет 4:3 в свою пользу, потребовал Кубок. Но вернулся он в Англию с пустыми руками и обвинил нью-йоркский клуб в жульничестве. Американцы, в свою очередь, упрекнули его в неджентльменском поведении.

После четырех поединков за Кубок стало ясно, что завещание Стивенса содержит слишком много подводных камней, и последнего из оставшихся в живых основателей клуба Джорджа Шуйлера попросили его переписать. Джордж сделал это, потом отредактировал и новую версию, в результате чего в правилах оказалось более 1000 слов.

КУБОК АРИСТОКРАТОВ

Завладеть вожделенным трофеем дважды пытался английский граф Данравен, но быстро убедился в том, что американцы пойдут на любые ухищрения, дабы Кубок остался у них. Не случайно кувшин хранился в нью-йоркском клубе на специальном пьедестале, к которому он был прикручен здоровенным болтом. А еще говорили, что первый шкипер, который проиграет Кубок, оставит вместо него свою голову. Граф Данравен был близок к успеху, однако его беззастенчиво надували с обмерами, а в районе старта постоянно кишмя кишели катера, которые почему-то оказывались на пути именно графа. Данравен высказал все, что думает по этому поводу. В отместку его исключили из почетных членов клуба.

И тут возникла проблема - не оказалось претендентов. Американцы вовсю зазывали англичан, но те были обижены не на шутку. Наконец, пришло сообщение о том, что вызов готов бросить экипаж из Ирландии. Его прислал сэр Томас Липтон, который сделал свое состояние на торговле, прежде всего цейлонским чаем.

В то время в Нью-Йорке во главе клуба встали знаменитые магнаты Морганы, для которых постройка яхты была такой же мелочью, как для других покупка газеты по пути на работу. Липтон финансировал строительство "Шемрока", Морган - "Колумбии", которая победила в 1899 году. В 1901-м Липтон вывел на старт "Шемрок"-2 и был близок к успеху, но проиграл третью гонку по "исправленному" времени - с учетом гандикапа, хотя финишную линию пересек на 2 секунды раньше "Колумбии". В 1903 году Томас Липтон вновь вступил в бой, но и его "Шемрок"-3 не оказался удачливее своих предшественников. Когда ирландца попытались утешить, сказав, что его парусник красивее, он ответил: "Мне не нужна красивая лодка. Я хочу лодку, которая выиграет Кубок "Америки".

Очередная гонка была назначена на 1914 год, но грянула Первая мировая война, и старт состоялся только через шесть лет. Еще 10 лет спустя 80-летний, однако все еще не отчаявшийся вернуть Кубок на родину сэр Томас Липтон сделал ставку на "Шемрок"-5. За штурвалом американского защитника стоял Гарольд Вандербильт - один из наследников знаменитого мульти-миллиардера Корнелиуса Вандербильта. Он не был хватким финансистом, но оказался сильным яхтсменом.

12 МЕТРОВ

Вандербильт был прав, когда сказал, что время больших парусников проходит. Тогда уже вовсю строились лодки по "метровой" формуле: в результате обмеров получалась цифра в метрах. Одним из самых популярных был класс "12 метров".

Вторая мировая война вновь прервала гонки на Кубок "Америки", и лишь в 1948 году командоры нью-йоркского и английского клубов договорились о возобновлении состязаний. Правда, никому не хотелось строить суда длиной около 22 метров по ватерлинии, и тогда в 1956 году командор Генри Сирс написал новое завещание. Его существенным отличием оказалось то, что лодки могли быть длиной до 14 метров.

Гонки 1970 года открыли новую эру в споре за Кубок "Америки" - претендентов оказалось сразу четверо: из Греции, Англии, Франции и Австралии. Первая пара сразу выбыла из борьбы, и отборочные соревнования шли между французами и австралийцами. Французский синдикат возглавлял барон Марсель Бик, который сделал состояние на дешевых шариковых ручках. Он привез в Ньюпорт 60 матросов, двух поваров, невероятное количество французского вина и несколько яхт класса "12 метров". Все лето Бик менял шкиперов и матросов, сам встал за штурвал в четвертой гонке претендентов и... заблудился в тумане. Отбор выиграли австралийцы, которым благородный барон оставил свою лодку для спарринга.

Австралийская яхта "Гретель"-2 была быстрее американского "Интрепида", но когда дело доходило до разбора протестов, в выигрыше оказывались защитники. "Подавать протест на американцев - все равно что жаловаться теще на жену", - мрачно пошутил глава синдиката Алан Пакер. В австралийской прессе началась антиамериканская кампания.

В 1977 году на место за штурвалом судна защитников претендовал Тед Тернер. Он отличался экстравагантными выходками на берегу, но на борту ему тогда не было равных. Группа бывших шкиперов-победителей проголосовала за Тернера - и не ошиблась: будущий телемагнат и миллиардер, основатель Игр доброй воли выиграл у австралийцев пять гонок подряд.

ПЕРВОЕ ФИАСКО АМЕРИКАНЦЕВ

В 1980 году Кубок "Америки" отстоял Деннис Коннер, разгромив австралийский экипаж со счетом 5:1. Так началась эра профессиональных яхтсменов. Хотя формально Коннер считался владельцем фирмы, производящей диваны, он все-таки был больше яхтсменом, чем предпринимателем. После его успеха разразился скандал: Коннер выступал под флагом яхт-клуба Сан-Диего и потребовал, чтобы Кубок переехал в Калифорнию. В 1983 году Коннер снова стоял за штурвалом защитника - и проиграл "Австралии"-2. Так Кубок впервые уплыл из Нового Света.

Спустя несколько лет Коннер приехал в Австралию в качестве претендента и сумел вернуть Кубок в Америку. Затем ему пришлось провести внеочередной раунд: новозеландцы по-своему прочитали завещание и заставили его выйти на воду. Коннер согласился, но в ответ выставил... катамаран, против которого монокорпусная яхта оказалась бессильна.

Наконец, был введен класс яхт "Кубок "Америки". В нем состоялось уже несколько регат, и упорство новозеландцев все-таки было вознаграждено. Они и отстаивают сейчас завоеванный ими трофей в споре с итальянцами. Так что в ближайшее время в Новый Свет старый кувшин не вернется.

Всеволод КУКУШКИН