Газета Спорт-Экспресс № 18 (2214) от 27 января 2000 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 3

28 января 2000

28 января 2000 | Шахматы

ШАХМАТЫ

СУПЕРТУРНИР В ВЕЙК-АН-ЗЕЕ. 9-й тур

ЗА ЧЕТЫРЕ ТУРА ДО ФИНИША КАСПАРОВ ВЫРВАЛСЯ ВПЕРЕД

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Вейк-ан-Зее

ИДЕАЛЬНЫЕ ХОДЫ

В 9-м туре произошло то, что обычно происходит в последнее время на турнирах, в которых играет чемпион мира: Гарри Каспаров захватил единоличное лидерство. Теперь, кажется, только Владимир Крамник может в 12-м туре помешать ему повторить прошлогодний успех. А может, роль боснийца Ивана Соколова, который год назад сенсационно выиграл здесь партию у Каспарова, окажется по плечу его земляку Предрагу Николичу? С ним Гарри играет черными в 10-м туре. Но это все прогнозы, а мы пока обратимся к реальным событиям.

Во вторник Каспаров сражался черными с самым знаменитым голландским гроссмейстером Яном Тимманом, с которым встречался уже очень много раз. Все, наверное, помнят и их позапрошлогодний матч в Праге, в котором чемпион добился очень убедительной победы. Но, оказывается, за всем не уследишь. Перед тем как приступить к этому репортажу, я, как обычно, просмотрел сайт Каспарова в Интернете и с удивлением обнаружил, что в прошлом году Ян и Гарри сыграли какую-то таинственную тренировочную партию, в которой верх взял голландский гроссмейстер! Тексты тренировочных партий публикуются редко, поэтому мы вряд ли узнаем, что же там тогда у них произошло.

Ну а в поединке 9-го тура соперники до 15-го хода повторяли партию Каспаров - Адамс на прошлогоднем турнире в Сараеве. После нее Гарри в интервью для "СЭ" живо описал тот сногсшибательный эффект, который произвела на его противника ловля белыми черного коня в чистом поле. Адамс не мог поверить своим глазам! Кстати, в Сараеве тогда играл и Тимман, и раз он пошел на этот вариант, значит, что-то приготовил для чемпиона мира "летучий голландец". Но Каспаров не стал ждать чужих сюрпризов, потому что у него в загашнике были свои: если с Адамсом в Сараеве он сыграл 16.Cd4, то здесь - 16.С:с4. Партия форсированно перешла в эндшпиль, который на первый взгляд был плох для черных: их пешки были рассыпаны по всей черно-белой поляне как-то невпопад и должны были по идее стать легкой добычей белых фигур. Был плох для черных этот эндшпиль и на второй взгляд, но трудность реализации перевеса в нем заключалась в том, что эндшпиль-то был ладейным, а, как гласит известнейший шахматный афоризм, ладейные окончания не выигрываются. Гарри пришлось погрузиться в долгие размышления и посчитать все вплоть до пешечных окончаний!

КАСПАРОВ:

- Главная сложность была в том, что у белых "почти выиграно". Как с Анандом. Там ведь тоже было "почти выиграно", но так "почти" и осталось. Поэтому теперь мне пришлось напрячься и сделать идеальные ходы. Очень хорошая партия получилась!

ПЯТЬСОТ ГУЛЬДЕНОВ

Когда после совместного с Тимманом анализа этой партии Гарри уже надел свою дубленку и, водрузив на голову толстую кепку, собрался уходить ("Надо к Крамнику готовиться!"), к нему подошел директор турнира и стал просить его остаться, чтобы прокомментировать для журналистов свою победу, а заодно и получить традиционные 500 гульденов, предназначенных для автора лучшей партии тура.

Здесь надо сделать небольшое отступление. В день моего приезда в Вейк-ан-Зее Каспаров в разговоре со мной возмущался тем, как проводится тут этот конкурс. Мол, какое-то жюри, якобы из зрителей, присуждает эти 500 гульденов, проявляя поразительные безвкусие и субъективность. И в прошлом году, и сейчас эти "эксперты" словно намеренно не замечали творческие достижения чемпиона мира. Ну он и обиделся. Дело, конечно, не в символической для Каспарова сумме, просто чемпион мира очень серьезно воспринимает все, что имеет отношение к его профессии. А организаторы конкурса явно раздают эти самые гульдены в порядке утешительных призовых, что ли... И то правда: ведь если бы в прошлом году премии за лучшие партии присуждали всерьез и по справедливости, то их надо было поделить поровну между Каспаровым и Анандом. Но, похоже, сердобольным голландцам хочется и остальных участников немного поддержать материально.

Так вот, подходит директор турнира к Каспарову на полусогнутых и робко просит остаться. А Каспаров как посмотрит на него волком, да как спросит с издевочкой: "Вы что, действительно считаете эту партию лучшей в туре?" Директор кивнул робко и что-то промямлил. На что Гарри отрезал: "Спасибо. Нет!" И пошел готовиться к Крамнику. Суров чемпион, ничего не скажешь. Ну никак не хочет он взглянуть на ситуацию с юмором и простить, наконец, этих обычных людей из голландского шахматного собеса...

КРАМНИК ЖАЛ, ЖАЛ, НО НЕ ДОЖАЛ

Лидировавший до этого вместе с Каспаровым Владимир Крамник во вторник играл с Иеруном Пикетом и должен был во что бы то ни стало реализовать свою "белую попытку", чтобы не откатиться назад. Но он не сумел этого сделать. Хотя, казалось бы, получил все, что обычно получал этим цветом: "свою" позицию с небольшим перевесом, который он методично наращивал. Давил, душил, однако дожать не сумел. Вот что говорит по этому поводу гроссмейстер из Туапсе.

КРАМНИК:

- Эту позицию я играл впервые, но знал: теория считает что белые владеют преимуществом в похожих положениях. Казалось, добился максимума того, чего мог добиться. В какой-то момент (было это уже в конце, когда я пошел ферзем на е2 этот ход, думаю, упускает превосходство) помедлил и не сыграл h3-h4. Обидно, думал об этом всю партию, это являлось частью моего стратегического плана, а когда представилась возможность сделать этот ход, почему-то не сделал. Забыл! Впрочем, Пикет мог и не позволить мне такого продвижения ему для этого надо было ферзя на d8 поставить. А после того как он нашел удачную расстановку - 30.. .Ке8 и 31.. .Kpf8 и высвободил своего ферзя для операций на ферзевом фланге, я уже не видел, как могу прорваться...

Ну прямо, как школьник, который "знал, но забыл". Почему забыл-то? Потому что устал. А тут как раз подоспел день отдыха. Перед партией турнира - с Каспаровым - он как нельзя кстати. Сколько их уже было, этих самых важных партий, у Каспарова с Крамником? На моей памяти - немало: в Новгороде, Линаресе, Тилбурге, Лас-Пальмасе, Дос-Эрманасе, Москве... И почти всегда они оказывались принципиальнейшими. За редким исключением. Сейчас Гарри, похоже, набрал боевую форму. А вот сумеет ли как следует отдохнуть Крамник? Скоро узнаем.

АДАМС ПОВЕРИЛ АНАНДУ

Индийский гроссмейстер Виши Ананд еще не сказал своего последнего слова на турнире. Я слышал, как в беседе с местным журналистом он заметил: "Я не могу ответить на ваш вопрос, так как у меня впереди еще встреча с Морозевичем и в ней может встретиться этот вариант". Как видим, Виши готовится дать бой Морозевичу. А в 9-м туре он играл черными с Адамсом. Майкл, как все знают, очень сильный гроссмейстер, об этом говорит и его рейтинг 2715. Но вот с Анандом у него дела довольно неудачно складываются. После того как англичанин проиграл индийцу матч со счетом 1,5:5,5 (4 поражения и 3 ничьи), он прочно вошел в число "клиентов" Виши. Адамс все время пытается обыграть Ананда, но пока у него это не получается. Вот и в 9-м туре поначалу казалось, что Майкл наконец-то побьет своего обидчика, ан нет, опять не вышло! В "вялотекущем варианте" испанской партии Адамсу удалось к 22-му ходу выиграть пешку с хорошими видами на успех. Судя по тому, как мучительно давались решения в дебюте сверхскоростному Ананду, и по репликам, которые подавал время от времени в пресс-центре его тренер Элизбар Убилава, индийско-грузинский творческий тандем не был знаком с партией-прототипом, сыгранной на одном из не слишком заметных турниров в Германии в прошлом году. А ведь все, что происходило в Вейк-ан-Зее на доске у Адамса с Анандом, уже встречалось до 19-го хода! Виши потерял пешку, причем без всякой компенсации. Убилава был грустен и печален, когда я уходил посмотреть анализ только что закончившейся партии Каспарова и Тиммана. А когда вернулся в пресс-центр, увидел улыбающегося Виши и умиротворенного тренера.

- Он спасся, причем очень легко! - сообщил мне Элизбар.

- Но как?

- Да ты сам посмотри! - бросил уже на ходу Убилава, спеша за покидавшими пресс-центр Анандом и его женой Аруной.

Я посмотрел. И остался в недоумении: Адамс и не пытался реализовать "здоровую лишнюю пешку"! Судя по комментариям матерых профессионалов, они тоже ничего не поняли. Например, гроссмейстер Сергей Шипов поставил два вопросительных знака к слову "ничья" на интернетовском сайте "Клуба Каспарова". А мы поставим восклицательный: действительно, очень легко спасся Ананд!

Адамс, видимо, тоже слишком устал, если даже со своей прославленной техникой не захотел помучить Ананда (и себя) в эндшпиле ферзь+конь+7 пешек у белых и ферзь+конь+6 пешек у черных...

ВЫХОДНОЙ ПОДОСПЕЛ ВОВРЕМЯ

Вчера перед заключительными 4 турами на турнире был выходной. Судя по вторничным событиям, отдых нужен всем. Виктор Корчной грубо зевнул пешку Предрагу Николичу, форсированно получая проигранную позицию. Соперник отбирал материал с шахом, и белые, которыми играл ветеран, рассыпались. Корчной тут же сдался. Для шахматиста, входящего в двадцатку сильнейших, такой зевок абсолютно непростителен. Чем кроме усталости можно объяснить этот промах?

Юдит Полгар и Петер Леко не захотели в очередной раз выяснять, кто лучше всех сегодня играет в Венгрии, и предпочли не рисковать, завершив мирно партию, которая по рисунку многое обещала. Тяжело играл белыми обычно легкий и искрометный Александр Морозевич, попавший в трудное положение в партии с Найджелом Шортом и спасшийся не без помощи соперника. Смбат Лпутян, многое упустивший на старте, разыгрался и демонстрирует большой творческий потенциал: он пожертвовал ферзя Люку ван Вели за ладью и коня и смело повел масштабное сражение, но потом немного ошибся, и соперник убежал на ничью, в свою очередь, тоже допустив промахи, видимо, выпустив Лпутяна. Нет, вы видите, как много ошибок?! Действительно, всем нужно отдохнуть перед решающими турами. До встречи в пятницу на страницах "СЭ"!

9-й тур. Каспаров - Тимман - 1:0. Корчной - Николич - 0:1. Ничьи: Крамник - Пикет, Морозевич - Шорт, Адамс - Ананд, Полгар - Леко и ван Вели - Лпутян.

После 9 туров: Гарри Каспаров - 6,5 очка, Владимир Крамник (оба - Россия) - 6, Вишванатан Ананд (Индия) - 5,5, Майкл Адамс (Англия), Александр Морозевич (Россия) и Йерун Пикет (Голландия) - по 5, Предраг Николич (Босния и Герцеговина) - 4,5, Ян Тимман (Голландия) и Найджел Шорт (Англия) - по 4, Смбат Лпутян (Армения) - 3,5, Виктор Корчной (Швейцария) и Юдит (Полгар) - по 3 и Люк ван Вели (Голландия) - 2,5.