Газета Спорт-Экспресс № 265 (2164) от 18 ноября 1999 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 4

18 ноября 1999

18 ноября 1999 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион

РОТОР. 13-е место

Последнее интервью Виктора Прокопенко в качестве главного тренера "Ротора"

Виктор ПРОКОПЕНКО

ЕСЛИ БЫ УШЕЛ В СЕРЕДИНЕ СЕЗОНА,
РАСПИСАЛСЯ БЫ В СОБСТВЕННОЙ СЛАБОСТИ

Уход из "Ротора" главного тренера Виктора Прокопенко, который тут же принял донецкий "Шахтер", для многих стал полнейшей неожиданностью. Хотя надо признать: после провального для волгоградцев сезона такой поворот событий исключить было нельзя. Руководству клуба было известно, что Прокопенко сразу после заключительного матча чемпионата России побывал в Донецке, где и провел переговоры с "Шахтером", но вряд ли президент "Ротора" Владимир Горюнов мог предположить, что главный тренер покинет Волгоград столь спешно. Они даже успели обсудить планы на будущее, и только после этого Прокопенко, посчитав, что свободен от каких-либо обязательств перед клубом (а контракта с "Ротором" он не имел) и пользы больше принести не может, принял важнейшее для себя решение. На собрании команды, где он отсутствовал, сославшись на простуду, Горюнов даже словом не обмолвился, что главный тренер может покинуть клуб. А впрочем, сам Прокопенко сообщил президенту о своих планах еще за два дня до перехода в "Шахтер", хотя многое тогда было неясно. К тому же Горюнов старался не придавать словам тренера особого значения: тот не первый раз за последние два сезона вступил в переговоры с другим клубом. Ранее это были московское "Торпедо" и одесский "Черноморец". А еще, по некоторым сведениям, Прокопенко беседовал с почетным президентом киевского "Динамо" Григорием Суркисом. Остается только догадываться, по какому поводу.

Всего за несколько часов до отъезда Прокопенко в беседе с корреспондентом "СЭ" счел нужным умолчать, что намерен перебраться в Донецк. А через два часа после того, как игрокам "Шахтера" был представлен новый главный тренер, Горюнов наотрез отказался комментировать для нашей газеты поступок экс-тренера "Ротора". Кстати, итоги выступления "Ротора" в минувшем сезоне Прокопенко согласился подвести всего за три дня до отъезда в Украину, а потому особенно интересны слова тренера, мысленно находившегося уже в другой команде.

А ведь на старте сезона-99 "Ротор" и Прокопенко, как всегда, ставили самые высокие задачи. Но клуб оказался не в состоянии их решать. На фоне серьезных финансовых проблем команда едва избежала настоящего краха - вылета из высшего дивизиона. В ключевом матче на финише чемпионата "Ротор" в Сочи проигрывал "Жемчужине" до 86-й минуты, но точный удар Есипова, похоронив надежды южан на спасение, заметно поднял шансы в борьбе за выживание самих волжан. И лишь после домашней победы в предпоследнем туре над столичным "Локомотивом" все в Волгограде вздохнули облегченно.

В ТРЕНЕРА-НЕУДАЧНИКА ГОТОВ СТРЕЛЯТЬ КАЖДЫЙ

- После такого провального сезона у тренера, наверное, возникает состояние опустошенности? - вопрос тогда еще не бывшему главному тренеру "Ротора" Виктору Прокопенко.

- В каком-то смысле да, но полной опустошенности нет. Есть большое нервное напряжение, которое постепенно спадает. Радости такой сезон, естественно, не вызывает.

- Вам доводилось испытывать нечто подобное в своей карьере?

- Ну а как же? С тем же "Ротором", когда мы в 1987 году в схожей ситуации едва удержались в первой союзной лиге.

- В борьбе за выживание, которую впервые пришлось испытать нынешнему поколению игроков "Ротора", кому было тяжелее - вам или футболистам?

- Трудно сказать. Отсутствие у команды победного настроя, потеря игроками уверенности в себе - от этого не излечит ни один врач или экстрасенс. Победы приходят, только когда есть сбалансированный состав и есть игра, когда проявляется постоянная забота о команде. Тренеру в борьбе за выживание гораздо тяжелее - ведь с него особый спрос за результат. Рядом всегда найдутся люди, которые разделят успех, но когда его нет, ты словно остаешься один возле стены - и в тебя могут стрелять все, кому угодно.

- По ходу сезона вы не задумывались о том, чтобы все бросить и уйти из "Ротора"?

- Я никогда не страдал малодушием. Проще всего уйти, а значит, расписаться в собственной слабости.

- А вас не задевали публикации, в которых вас называли в числе кандидатов на пост главного тренера, например, одесского "Черноморца" или донецкого "Шахтера"?

- Нет, это обыденное дело. Когда команда терпит относительную неудачу, всегда и во всем виноват тренер, которого болельщики вместе с журналистами стараются отправить в отставку. Причем раньше времени. Но в этом тоже проявляется интерес к футболу, а потому к таким "новостям" я отношусь философски. Обычно не слушаю таких разговоров, тем более у меня свои мысли по этому поводу.

ПРЕБЫВАНИЕ В АДУ ОБЕРНУЛОСЬ ПОТЕРЕЙ МНОГИХ ОЧКОВ

- Вы как-то признались, что большинство матчей этого сезона было для вас сущей каторгой.

- Даже больше - почти каждый матч. К сожалению, я не получил творческого удовлетворения ни от одной игры. В этом плане сезон получился ужасным. Было несколько матчей, в которых "Ротор" проявил бойцовские качества, но мы наделали слишком много ошибок, которые и перечеркнули все усилия. Особенно тяжело пришлось в период, когда в Волгограде стояла убийственная жара. В отличие от гостей, которые приезжали в это пекло всего на несколько часов, мы вынуждены были постоянно тренироваться и играть, как в аду. Именно тогда мы и растеряли больше всего очков.

- Вы, наверное, предполагали, что сезон получится трудным. Но никак не провальным?

- Из-за финансовых неурядиц мы провалили два первых тренировочных сбора - особенно второй, на Кипре, в чем я признавался еще по ходу сезона. Это не могло не сказаться на игре и результатах. Уже на старте мы недосчитались многих очков, а без них невозможно заниматься творчеством. Даже игроки-созидатели чаще всего были ремесленниками на поле. Тем же грешил и я сам.

- Долгая неопределенность с отъездом Веретенникова за рубеж повлияла на команду?

- Это повлияло больше на самого Веретенникова. Но поскольку он многое решает в тактическом построении "Ротора", то это коснулось и команды. Результативность Веретенников заметно снизил по сравнению с прошлыми сезонами, многие игры провел ниже своего уровня, что прекрасно осознает.

- Когда "Ротор" не смог укрепить состав, вы не посчитали себя заложником ситуации?

- А как вы думаете? Свежую кровь в команду можно влить только при наличии финансов. Может, и была возможность взять кого-то в аренду, но мы и этим не воспользовались. Впрочем, никто сейчас игроков в аренду бесплатно не сдает, как это раньше практиковал "Ротор".

- Нет сожаления, что вы не заявили хавбека Дегтярева и защитника Захарова, находившихся у вас на просмотре, а потом помогавших "Факелу" пробиваться в элиту?

- На тот момент они нам не помогли бы. Надежда оставалась на летнюю дозаявочную кампанию, но и она была провалена.

- Какие позиции вы намеревались укрепить?

- Нам позарез необходимо было купить как минимум троих - по одному игроку в линию обороны, полузащиты и нападения.

- Несмотря на стартовые неудачи в домашних матчах с "Динамо" и "Аланией", "Ротор" до середины первого круга выглядел вполне достойно. Но после боевой ничьей со "Спартаком" - 3:3 последовало безвольное поражение от ЦСКА 1:5, а затем неудачи на своем поле с "Ростсельмашем" - 0:1 и нижегородским "Локомотивом" - 2:3. И команда стремительно покатилась вниз. Почему?

- Мы набирали очки, но у команды не было поставленной игры. Делали ничьи, терпели поражения, пропуская мячи на последних минутах, не забивали пенальти, что говорит о низком уровне готовности. В игре с "Черноморцем" дважды с одиннадцатиметровой отметки промахнулся Веретенников, но мы все-таки вырвали победу - 5:2 . А вот в матче с ростовчанами у нас действительно произошел сбой. Нижегородцам - при всем уважении к этой команде - мы бы никогда не проиграли, если бы не судья, который нас просто "убил".

- Именно после встречи с командой Овчинникова вы единственный раз не пришли на послематчевую пресс-конференцию.

- У меня сдали нервы. Я мог бы смириться с таким судейством, но не на своем поле. Статистику я не вел, однако уверен: как минимум в пяти-семи матчах сезона "Ротор" недосчитался очков из-за грубых судейских ошибок.

- Демарш во Владикавказе, когда ваша команда покинула поле на 70-й минуте из-за предвзятого судейства, ничего не изменил?

- Ничего. Но тот поступок, конечно, не делает нам чести. Мы могли бы довести матч до конца, сыграть с "Аланией" вничью или даже победить. Хотя при том судействе были все же обречены на поражение.

НИКТО ИЗ ИГРОКОВ КРИТИКИ НЕ ИЗБЕЖАЛ

- "Ротор" ровно провел чемпионат: в первом круге набрал 15 очков, а во втором - на одно больше.

- Осенью нас захлестнул ничейный синдром. Мы не могли победить, но и не проигрывали, отбирая очки у конкурентов в борьбе за выживание и тем самым сохраняя дистанцию. Эти ничьи можно смело приравнять к победам.

- Не блеснув результативностью, "Ротор" не отличался и надежностью в обороне.

- Не думаю, что игроки разучились взламывать насыщенную оборону. Просто раньше мы дома вели атаки рьяно, а в этом сезоне игроки действовали с оглядкой на собственные ворота. Ну а напропускали очень много мы лишь в московских матчах. Как раз тогда команда пребывала в ужасном состоянии: весь негатив собрался в одном месте и в одно время. Такое бывает в футболе - и нам этого избежать не удалось. В других же встречах пропускали не больше, чем в прежние годы.

- Какие-нибудь позиции в команде у вас не вызывали беспокойства?

- Несмотря на то, что вратари Захарчук и Чичкин пропустили много, именно эту позицию считаю самой стабильной в команде - голкиперы в замене не нуждаются. А всем остальным линиям нужен приток свежей крови. Никого из полевых игроков выделить не могу: хорошая игра часто чередовалась с провалом.

- А Есипов, два гола которого "Жемчужине", по сути, спасли "Ротор" от вылета из высшего дивизиона?

- В Сочи Есипов действительно сыграл отменно, но сказать, что он провел хороший сезон, не могу. Для него как и для всей команды - год получился ужасным.

- Вы согласны, что команда весь сезон была слабо готова функционально?

- Нет. Если бы игроки не были готовы функционально, они не нашли бы в себе силы прибавить, как случилось, например, в Сочи. И дело даже не в финансовых вливаниях, хотя перед игрой с "Жемчужиной" футболистам была погашена часть долга по зарплате. Но я уверен: когда игроки выходят на поле, они напрочь забывают не только о финансовых проблемах, но обо всем на свете. Кроме футбола, которым они живут. В трудную минуту в любом коллективе у кого-то могут проявиться плохие человеческие качества, и я благодарен и игрокам, и своим помощникам, что нас эта проблема не коснулась. Благодарен и президенту клуба, который не стал шарахаться, даже несмотря на то, что мы выступали плохо.

КОЛЛЕКЦИОНИРОВАТЬ МОЖНО ЛЮБЫХ ФУТБОЛИСТОВ, ЕСЛИ У КЛУБА ЕСТЬ ДЕНЬГИ

- Вас минувший сезон наверняка закалил?

- Не только. Он отобрал у меня немного нервов и здоровья, а добавил седых волос.

- Еще один такой сезон - если клубу не удастся разрешить все проблемы - "Ротор" выдержит?

- Надо сделать выводы из своих ошибок. Если организация дела в клубе останется на прежнем - невысоком - уровне, то есть опасения, что "Ротор" вновь будет обречен бороться за выживание.

- А перспективы к лучшему есть?

- Хочется верить, что есть я ведь оптимист. И если даже перспектив нет, верю хотя бы в то, что будут.

- И как долго эта вера может жить в вас, в игроках?

- Не знаю. Я убежден, что "Ротору" необходима кадровая революция, нужны новые люди, у которых в новой команде будет идти процесс самоутверждения. Это касается не только футболистов, но и тренеров. Если этого не произойдет, результат может оказаться плачевным.

- Вы сами готовы приложить руку к селекции?

- Селекционной работой должны заниматься все, причем постоянно. Но можно коллекционировать что угодно и кого угодно, если есть деньги. А если денег нет, ничего и не будет.

- С 18-летним полузащитником ставропольского "Динамо" Романом Павлюченко вопрос уже решен?

- Ведется работа. А вопрос может быть решен только тогда, когда игрок подпишет контракт и приступит к тренировкам.

- Вы предполагаете, кто из игроков может сам изъявить желание покинуть "Ротор"?

- Я ничему не удивлюсь. Но кто уйдет из команды, решится чуть позже, - завершил беседу Виктор Прокопенко. И через три дня отправился в Донецк.

Александр МЕЛЬНИКОВ

Волгоград