Газета Спорт-Экспресс № 253 (2152) от 3 ноября 1999 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 3

3 ноября 1999

3 ноября 1999 | Футбол - Мелбет-Первая Лига

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Первый дивизион

Владимир ДЕРГАЧ

РУКОВОДСТВО "БАЛТИКИ" ОРГАНИЗОВАЛО ПРОТИВ МЕНЯ ЗАГОВОР

И бывшем главном тренере "Балтики" Владимире Дергаче ничего не было слышно почти три месяца. Бунт игроков калининградского клуба вспыхнул в августе столь неожиданно, что известие о его последствиях прозвучало как гром среди ясного неба. На тот момент "Балтика" лидировала в чемпионате России первого дивизиона и была нацелена только на возвращение в элиту. Главный тренер узнал о своей отставке только спустя сутки после собрания команды. Без всякого скандала Дергач покинул тогда Калининград и, что естественно, на некоторое время ушел в тень. Футболисты и руководители "Балтики" по горячим следам высказались о причинах неожиданного конфликта - тренер предпочел промолчать. Его домашний телефон в Волжском долгое время не подавал признаков жизни. Но недавно Дергач напомнил о себе - провел переговоры с руководством тульского "Арсенала", которые пока, правда, результата не дали. Но зато нам удалось наконец-то напасть на его след, и экс-тренер "Балтики" дал первое после своей отставки интервью.

- Я ни от кого и не прятался, просто на время капитального ремонта в нашей квартире нам с семьей пришлось снимать в Волжском другое жилье, где не было телефона, - заявил Дергач. - После отъезда из Калининграда я целый месяц пребывал в шоковом состоянии. С трудом пережил этот удар и сейчас боюсь повторить ошибку, которую допустил в "Балтике".

- Что же все-таки произошло?

- До сих пор не могу понять, почему игроки выразили мне недоверие. Пусть бы сказали, что я плохой тренер или еще что-то... Но, видно, причина моей отставки кроется в другом. Уверен - негативное мнение обо мне создали генеральный директор клуба Дмитрий Чепель и бывший в тот момент начальником команды Анатолий Иванов. Они просто искали варианты, как от меня избавиться. И в итоге нашли.

- Но ведь поначалу все было иначе?

- До прихода в Калининград у меня был еще ряд приглашений из клубов, причем с хорошими условиями личного контракта. Но я выбрал "Балтику", потому что она ставила конкретную, высокую задачу. Именно это мне по душе. Действительно, вместе с Чепелем мы в межсезонье по крупицам собирали игроков. Из оставшихся в команде только братья Аджинджал, по большому счету, отвечали уровню поставленных задач. Удалось пригласить тех, кого я хотел, причем на тот момент эти футболисты не были звездами. О них заговорили лишь по ходу сезона, стали звать в различные клубы высшего дивизиона. Только на последнем сборе я мог с уверенностью сказать, что команда и по игре, и по составу готова бороться за путевку в элиту.

- И "Балтика" со старта захватила лидерство.

- Наша команда была главным претендентом на выход в высший дивизион, а ее игра в первом круге только это подтвердила. Но вот по финансовым условиям "Балтика" не попадала даже в десятку - в этом вопросе мы оказались самыми слабыми среди лидеров дивизиона. Проблемы начались с первой же игры - обещанные игрокам подъемные так и не были выплачены. На каждый матч игроков приходилось поднимать с "красным знаменем". Приходилось их убеждать, что надо играть и выигрывать, решать поставленную задачу. Количество побед росло, но росли и долги перед футболистами по премиальным и зарплате. Только финансовые проблемы не позволили "Балтике" уйти в первом круге в отрыв от конкурентов.

- И все-таки к промежуточному финишу калининградцы пришли первыми. Значит, как-то удалось разрешить и финансовые проблемы?

- Генеральный директор клуба Дмитрий Чепель и начальник команды Анатолий Иванов длительное время не предпринимали никаких шагов к этому. Но когда среди футболистов началась самая настоящая буза, руководители зашевелились. Примерно после 15 туров чемпионата состоялось собрание команды, на котором Чепель заявил: если первый круг закончим лидерами, то все долги перед игроками будут погашены.

- Руководство клуба свое слово сдержало?

- После первого круга я готов был подать в отставку, но у меня ее не приняли. Перед игроками была погашена часть долга, да и то за счет вырученных средств от продажи в киевское "Динамо" нападающего Максима Шацких. Нонсенс, но Чепель даже не предупредил меня, что продает моего ученика в другой клуб.

- Вас поставили перед фактом?

- Выходит, так, хотя у нас и была предварительная договоренность с генеральным директором "Балтики".

- Какая?

- После того как трагически погиб агент игрока, все права на футболиста перешли к "Балтике". В случае продажи Шацких в солидный клуб мне причитался определенный процент от суммы трансфера. С 17 лет Максим работал под моим началом, вырос на моих глазах, а раскрылся только в "Балтике".

- Вы получили свои комиссионные?

- О чем вы говорите?! Получил подъемные, зарплату за три месяца и автомобиль БМВ-520 за победу на промежуточном финише, но иномарку у меня отобрали сразу же после отставки. "Балтика" осталась мне должна зарплату за шесть месяцев, а премиальные я вообще не получал. Как только в клубе появлялись деньги, они сразу шли на погашение долгов перед игроками.

- Почему вы до сих пор не обратились в КДК?

- У меня не было действующего контракта с "Балтикой", а потому теперь я не вправе чего-то требовать. Я поверил на слово генеральному директору клуба, с которым мы устно обговорили все условия моей работы. Передо мной была поставлена задача вывести "Балтику" в высший дивизион. И я был уверен, что справлюсь. Но никак не ожидал, что в клубе окажутся "подрывники", которые будут постоянно мешать работе. Кроме соперников и судей нам приходилось бороться еще и с ними.

- Поясните, пожалуйста.

- В "Балтике" не всегда и не все решает руководство клуба. В той или иной ситуации решающим могло оказаться слово какого-то далекого от футбола человека. Именно такие люди, наверное, непроизвольно и вредили команде. И тогда я перестал понимать - а зачем меня приглашали в этот клуб?

- Нашли ответ на этот вопрос?

- Только сейчас понял - нужен был руководителям клуба для того, чтобы собрать игроков и как машинист разогнать поезд. На мой взгляд, их больше интересовала коммерция, нежели турнирное положение команды. Шацких был не единственным, причем даже не первым, кого хотели продать. Динамовцы Киева сначала обратили свой взор на другого перспективного полузащитника - 20-летнего воспитанника "Балтики" Алексея Сидорова. Но перелом лодыжки поставил на переговорах крест. Киевляне просматривали Вишневского, которого удалось вернуть в наш клуб из "Уралана", и бывшего игрока вильнюсского "Жальгириса" Джяукштаса. И только потом заинтересовались Шацких.

- Его продажа заметно ослабила "Балтику"?

- Этого не произошло. Даже серьезная травма Бавыкина не выбила нас из колеи. Мы сумели быстро перестроиться. У меня в тренерской карьере еще никогда не было такой сильной команды, как в Калининграде. Что там кривить душой, но за это надо сказать спасибо Чепелю - он вложил хорошие средства в приобретение футболистов, и не прогадал. Весь турнирный расклад был нам на руку. Был уверен - осенью сможем финишировать на одном из двух первых мест.

- Тем удивительнее, что игроки в середине сезона выразили вам недоверие.

- Сначала, видимо, руководство "Балтики" подсчитало, сколько же клуб успел задолжать мне. А уже потом решили, что можно обойтись без меня.

- О своей отставке вы узнали только спустя сутки после поражения в Ставрополе, не так ли?

- Не удивляйтесь, но почувствовал недоброе за несколько дней до этого - еще после победной игры в Нальчике. Я сначала не поверил слухам, которые долетели до меня. Но когда в день матча со ставропольским "Динамо" узнал, что накануне, уже после отбоя, генеральный директор Чепель собрал у себя в гостиничном номере группу игроков, понял - здесь что-то не так. Команда на тот момент была прекрасно подготовлена, но сыграла не в свой футбол и уступила сопернику. "Балтика" до этого уже выдавала пару странных матчей - игроки таким способом пытались выбить у руководства долги по зарплате. Но мне тогда удалось убедить их, что они не правы. И вот это случилось вновь. Уже в самолете у нас Чепелем состоялся разговор - я посчитал, что надо принять какие-то меры. На это генеральный директор ответил - он уже их принял. А на следующий день в мое отсутствие состоялось собрание команды, и игроки выразили мне недоверие.

- После этого вы пытались выяснить отношения с игроками?

- Руководство клуба сделало все, чтобы такой встречи не было, да и я не стал настаивать. На следующий день мы встретились с Чепелем, поговорили и разошлись. Был уверен - "Балтика" и без меня решит задачу сезона, но все рухнуло. Никогда не поверю, что футболисты не хотели выйти в высшую лигу. Этого, наверное, не захотели сами руководители клуба. Сейчас с уверенностью могу сказать - все развалилось только из-за неправильной политики генерального директора Чепеля. В этом году болельщики "Балтики" заслужили, чтобы их команда вернулась в высший дивизион. Не исключаю, что после окончания сезона многие игроки покинут Калининград.

- Какие у вас планы?

- Без футбола мне не прожить. Есть несколько предложений, но теперь приходится быть осторожным. Если раньше не обращал ни на что внимания, а думал только об игре, то сейчас все иначе. Я уверен, что могу качественно делать свою работу, но не хочу, чтобы меня обманывали.

Александр МЕЛЬНИКОВ