Газета Спорт-Экспресс № 250 (2149) от 30 октября 1999 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 8

30 октября 1999

30 октября 1999 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. Высший дивизион. 29-й тур

В 8-м чемпионате России осталось провести два тура. Ни для кого не секрет, что именно заключительные туры всегда были благодатной почвой для всевозможных махинаций и купли-продажи игр. Ведь кто-то продолжает бороться, а кто-то турнирную мотивацию уже утратил. Например, "Шинник", "Уралан", "Зенит" или московский "Локомотив". А нижегородцев и "Черноморец" в сегодняшнем матче устраивает ничья. В прошлые годы результаты многих встреч можно было бы предсказать без боязни ошибиться.

ДОГОВОРНЫХ МАТЧЕЙ В НАШЕМ ФУТБОЛЕ СТАЛО ЗАМЕТНО МЕНЬШЕ

Именно так считает известный в прошлом игрок "Спартака" и "Динамо" Евгений Ловчев: к нему "СЭ" обратился с просьбой дать комментарий на тему, которая много лет горячо обсуждается всеми, кто связан с нашим футболом.

- А как будет на этот раз? - вопрос Евгению Ловчеву, известному в прошлом футболисту, не раз открыто выступавшему против договорных игр.

- Вероятность того, что кто-то с кем-то в последних турах договорится, есть. Но можно сколько угодно рассуждать на эту тему - конкретно же мы ничего не знаем. И все же грязь в нашем футболе существовала во все времена, и нет оснований утверждать, что она исчезла. Но при этом можно с уверенностью сказать: футбол стал гораздо чище, чем в советские времена. В этом году, например, явно договорных игр и не припомнишь.

- А в чем причина того, что договорных игр стало меньше?

- Причин несколько. Во-первых, в союзное время футболом руководили совершенно иные структуры. Все вопросы решались на уровне союзных республик, первых секретарей партийных комитетов. Не секрет, например, что киевское "Динамо" лично курировал Щербицкий (первый секретарь ЦК компартии Украины. - Прим. "СЭ"), а первым, кто поздравил Бескова с возвращением "Спартака" в высшую лигу, был Гришин (первый секретарь московского горкома КПСС. - Прим. "СЭ"). Естественно, при таком внимании руководства для решения турнирных задач включали все возможные рычаги, что заставляло договариваться и возить большие деньги.

Во-вторых, очень многие матчи отдавали тогда не за деньги, а за очки следующего сезона. Возникало, кстати, немало конфликтов по этому поводу: тренеры менялись, а новые не хотели возвращать долги. Но с развалом СССР цепочка была оборвана, что резко сократило число так называемых "договорок".

- То есть в вашу бытность футболистом договорный характер матчей имел масштабы эпидемии?

- Да. Результаты последних туров нередко предсказывались почти полностью. Именно эта ржавчина в итоге и разъедала наш футбол. Самое страшное, что каждый матч, каждая ошибка рассматривались сквозь призму: "сдает - не сдает". Помню, в одной из наших игр поскользнулся Николай Осянин, выступавший на месте либеро. И тут же пошли соответствующие разговоры. Это самое противное.

- В преддверии последних туров чемпионата-99 нельзя не вспомнить о 1976 годе, когда "Спартак" "выпихнули" в первую лигу.

- Перед последним туром сразу 7 команд имели 12-14 очков. У "Спартака" было 13. 6 матчей завершились именно так, как и должны были. "Спартак" же проиграл в Киеве - 1:3 и отправился в первую лигу. Могут ли команды объединиться сейчас и "сплавить" кого-то из сегодняшних аутсайдеров? Вряд ли. Ведь придется учитывать и интересы ЦСКА с "Торпедо", которые борются за бронзу. Да и некоторые аутсайдеры играют друг с другом. Об итогах осеннего чемпионата СССР 76-го года говорилось очень много. Но мое мнение таково: "Спартаку" нужно было выиграть в Киеве - и тогда не на кого было бы кивать.

- Давайте возьмем конкретный пример. Матч "Ротора" с московским "Локомотивом". Железнодорожникам уже не надо ничего. Семин и Прокопенко - друзья.

- В данном случае будет уместно вспомнить матч этих соперников трехлетней давности, когда "Ротор" рвался к чемпионству. Вы наверняка помните потрясенного Прокопенко, задававшегося перед телекамерами вопросом: "Вы видели, что друг сделал?" ("Ротор" проиграл 0:2. - Прим. "СЭ"). Между некоторыми командами договор невозможен ни при каких условиях. Например, между "Спартаком" и "Динамо". Существуют такие же непримиримые пары и в провинции, взаимоотношения которых берут начало еще с советской второй лиги.

- В любой договорной игре участвуют футболисты, тренеры. Что заставляет их идти на заведомый подлог?

- Это - как переступить порог. Один раз украл, значит, украдешь и в следующий. Естественно, если есть те, кто берет деньги, есть и те, кто их дает. То же относится и к судейству. В свое время наш великий журналист Лев Филатов рассказывал: "Здесь, в этом кабинете, у меня побывали все 18 главных тренеров, и каждый из них громогласно заявлял: "Я точно знаю, что все остальные играют "договорки". Но только не мы". И все заявляли, что готовы в случае обратного положить партбилет". Ничего в принципе не изменилось - все зависит от конкретных людей.

- А можно ли поймать кого-нибудь за руку?

- При желании можно все. Это прекрасно демонстрируют на Западе. Во второй дивизион отправляли великий "Милан", обладателя Кубка чемпионов марсельский "Олимпик". И таких примеров можно привести еще немало. У нас же никто ничего доказывать не хочет. Вячеслав Колосков 20 лет руководит футболом и 20 лет повторяет одно и то же: "Мне такие факты неизвестны".

Вот и получается, что всем известны, а ему нет. За все время нашли одного стрелочника и выгнали из второй лиги владикавказский "Иристон".

Эдуард НИСЕНБОЙМ