Газета Спорт-Экспресс № 192 (2091) от 24 августа 1999 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

24 августа 1999

24 августа 1999 | Шахматы

ШАХМАТЫ

ЧЕМПИОНАТ МИРА ФИДЕ

Гарри КАСПАРОВ:

"ФАНТАЗИЯ ХАЛИФМАНА МОЖЕТ ЗНАЧИТЬ МЕНЬШЕ, ЧЕМ ТВЕРДАЯ РУКА АКОПЯНА"

Чемпион мира Гарри Каспаров пристально следит за происходящим в Лас-Вегасе и регулярно делится своими впечатлениями с посетителями своего сайта (www.clubkasparov.ru). Накануне первой финальной партии чемпионата мира ФИДЕ корреспондент "СЭ" Юрий ВАСИЛЬЕВ позвонил Каспарову в Хорватию, где он проводит свой традиционный сбор, и попросил прокомментировать ситуацию на чемпионате, а также поделиться впечатлениями о резонансе, который получило его высказывание о "туристах" - Акопяне, Мовсесяне и Нисипеану. Гарри в ответ поведал об окончании очередного обзора для своего сайта и разрешил нам его использовать. Что мы и делаем. Когда корреспондент "СЭ" спросил чемпиона мира о шансах финалистов мирового первенства ФИДЕ, он ответил: "На меня хорошее впечатление производит игра Халифмана. В таком турнире возможно, конечно, все, но Халифман играет в шахматы лучше и интереснее Акопяна".

Итак, Гарри Каспаров о ситуации в Лас-Вегасе и шахматном мире.

В конце концов, и Майкл Адамс выбыл из борьбы, став во главе списка сошедших с дистанции фаворитов чемпионата мира ФИДЕ по нокаут-системе. Подобное неожиданное развитие событий не только разрушило всю традиционную иерархическую систему в шахматном мире, но и породило путаницу в сознании многих людей в разных концах света. Сейчас можно прочесть тонны комментариев о "поражении элиты", а ее представителям учинен откровенный допрос - с целью выяснить причину этого казуса. Почему маленькая группа элиты имеет привилегированное право принимать участие во всех основных турнирах, в то время как остальным шахматистам приходится сражаться за жизнь в сложных и неправильно организованных опенах? Неожиданный поворот событий на чемпионате мира в Лас-Вегасе в последние дни резко стимулировал дискуссии на эту тему в шахматном Интернете. Кажется, те, кто подвергал сомнению авторитет признанных мэтров жанра, наконец оказались в выигрыше. В самом деле: кто такой Крамник? Кто такой Широв? Да назовите кого угодно - почему только они получали приглашения в Линарес, Дос-Эрманас и на другие известные турниры? Пора, мол, организаторам этих элитных соревнований включить в список участников имена других шахматистов, играющих, по крайней мере, не хуже... Поток жалоб и протестов просто нескончаем.

Я полагаю, весьма печально наблюдать готовность шахматного плебса забыть достижения сильных игроков - тех, кто составляет цвет шахмат, из-за одного турнира, проводящегося в экстремальных условиях. Конечно, неожиданность является неотъемлемой частью любого вида спорта. В теннисе лишь немногим посчастливилось победить на турнире "Большого шлема". Можно ли представить себе, что любой неожиданный результат повлечет за собой отмену принятой табели о рангах? Нет - хотя ведущие теннисисты, случалось, проигрывали иногда и в первом круге, все же в профессиональном спорте принимаются во внимание именно стабильность и хорошая репутация спортсменов. В любом случае, Шахматная Элита не является закрытым клубом. Боюсь, кое-кто может задать ядовитый вопрос: "Как же можно попасть в привилегированный круг?" Ответ прост - играйте, как Крамник в 92-93-м, Топалов в 93-95-м, Свидлер в 94-96-м, Морозевич в 98-м году, и все двери перед вами будут широко открыты. Оба финалиста в Лас-Вегасе не являются молодыми восходящими звездами, как, к примеру, 17-летний Борис Беккер, когда он впервые одержал победу на Уимблдоне. Халифман и Акопян вращаются в шахматных кругах достаточно долго - они имели возможность занять заметное положение в мире шахмат и получить свое место под солнцем, но, увы, не преуспели в этом.

Пора прекратить поливать грязью лучших шахматистов мира за то, что они не выдержали огромного психологического давления в Лас-Вегасе. Быть фаворитом, когда все взгляды устремлены в твою сторону, и не поскользнуться на тернистом пути к окончательной победе - вот что отличает чемпионов мира от больших шахматистов.

Неудивительно, что всякий готов высказаться по поводу моих "наблюдений о туристах". Видимо, Конгрессу ФИДЕ, который пройдет в конце этого месяца, придется принять специальную резолюцию, осуждающую попытки принизить значение величайшего турнира в Лас-Вегасе. Кто, кроме функционеров ФИДЕ, может защитить честь верных гроссмейстеров? Не заостряя на этом внимания, я все же хотел бы, чтобы все было предельно ясно и понятно. Никогда не поверю, что кто-нибудь мог рассматривать неизвестных Акопяна и Нисипеану как серьезных претендентов на титул ФИДЕ. Тогда скажите мне, как называть людей, которые приезжают в Лас-Вегас, чтобы хорошо провести там время и, если повезет, получить много денег? У кого есть какие-то другие идеи - поделитесь ими со мной, пожалуйста.

Некоторые из критиков обвиняют меня в предвзятости или, более того, в наличии определенной, не связанной с шахматами, подоплеки. Считаю, что это может служить еще одним доказательством крайней политизации мира шахмат, когда каждое твое слово рассматривается как преследующее неверные цели. Подчеркиваю: я не делаю различий между шахматистами по принципу национальной, политической или религиозной принадлежности. В своих статьях просто анализирую их игру, оцениваю по достоинству хорошие ходы, критикую промахи и неудачи. То есть, если шахматист Икс во время какого-то турнира показывает высокий уровень игры, я сниму перед ним шляпу, независимо от моего личного к нему отношения. И наоборот: если шахматист Игрек играет скучно и неинтересно, я сразу же вам об этом скажу, и не важно, какие отношения меня с ним связывают. Теперь давайте перейдем к анализу игры финалистов.

Итог матча Адамс - Акопян вопреки ожиданиям стал известен уже в первой партии. Пока я наблюдал за стратегией Акопяна в дебюте, мне стало интересно, что бы сказал Ботвинник, если бы стал свидетелем подобного презрения к установленным правилам развития фигур. Предполагаю, что молодому Владимиру Акопяну пришлось бы нелегко в школе Ботвинника, случись ему показать там такую партию (причем независимо от того, каким был бы конечный результат!). После 13 ходов черные однозначно проигрывали в позиционном отношении, и у них не было никакой перспективы улучшения создавшейся ситуации. Более того, Микки всегда чувствует себя прекрасно при игре с противниками любого ранга, когда у него есть возможность постепенно наращивать давление, готовясь к решающему удару.

Вместо того чтобы спокойно душить соперника, Адамс пошел на немедленное убийство, пожертвовав на 14-м ходу коня. Казалось, что, несмотря на "гибель" Широва, его потревоженный дух мечется вокруг в поисках новых жертв! Позиция белых была настолько сильна, что Адамс мог себе позволить роскошь некоторое время "поиграть в Широва". Однако предательство собственных шахматных принципов не могло остаться безнаказанным. По ходу партии черные все еще находились под мощной атакой белых, но у Акопяна появилась лишняя фигура - как надежда на будущее. Такие напряженные партии всегда требуют от шахматиста огромного выброса энергии и полной концентрации, которой Микки так не хватало после изматывающих тай-брейков с Дреевым и Крамником. Черным удалось активизировать своего спящего слона, который в какой-то момент был так напуган, что света белого не видел. Столкнувшись с первой угрозой со стороны соперника (которая оказалась матовой!), Адамс запаниковал и допустил решающую ошибку.

Одержав победу в нервном поединке с Нисипеану, Халифман в финале чемпионата мира ФИДЕ по нокаут-системе встретился с Акопяном. Никто даже в самых смелых мечтах не мог предугадать такой итог, в том числе и господин Илюмжинов - Волшебник Шахматного Королевства, Последняя Надежда всех гроссмейстеров, страдающих от несправедливости безжалостной рейтинговой системы. Однако неопровержимое правило профессионалов гласит, что победитель всегда лучше, чем остальные. В нынешнем турнире никто из шахматистов не заслужил права играть в финале, кроме этой счастливой парочки! А показывает ли подобный результат абсолютную мощь финалистов или же серьезные недочеты в системе ФИДЕ - это уже другая история.

Халифман, несомненно, провел турнир своей жизни. Он показал множество дебютных идей, красиво сыграл в сложных миттельшпилях и в нескольких партиях продемонстрировал хорошую технику игры в эндшпиле. Ему также удалось отделаться от характерных слабостей и победить в двух матчах подряд, в которых он уступал в первой партии. Причем вторым соперником, над которым Халифман взял верх, был Гата Камский!

Акопян, напротив, играл не очень разнообразно. Он сумел избежать серьезных ошибок и оказался единственным шахматистом в Лас-Вегасе, у которого не было ни одного поражения. Не считая красивой победы над Чибурданидзе в первом туре, можно сказать, что его игра не заслуживала пристального внимания. Успехи Акопяна были результатом ошибок соперников, но, в конце концов, именно на этом и строится турнир!

На кого следует ставить в финале? Никаких четких рекомендаций. Считаю, что Халифман играет лучше Акопяна, но... финальный поединок ФИДЕ по нокаут-системе заключается не только в правильной перестановке фигур. Через три изнурительные недели фантазия Халифмана и его более высокий уровень подготовки могут значить меньше, чем твердая рука и характер Акопяна. Непростая дилемма для ФИДЕ - россиянин или армянин, кстати, уроженец Баку!