Газета Спорт-Экспресс № 118 (2017) от 28 мая 1999 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

28 мая 1999

28 мая 1999 | Олимпиада

За 15 месяцев до начала очередных летних Олимпийских игр на наши вопросы ответил руководитель рабочей группы ОКР "Сидней-2000" Анатолий Колесов.

Анатолий КОЛЕСОВ: "ДЛЯ ОПТИМИЗМА БОЛЬШЕ ПОВОДОВ, ЧЕМ ДЛЯ ПЕССИМИЗМА"

ТАКТИЧЕСКАЯ КООРДИНАЦИЯ И СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

- В чем основная задача вашей группы?

- В соответствии с названием в координации деятельности спортивных федераций, специалистов, научных и учебных учреждений во время олимпийского цикла. Наша группа была создана перед Играми в Атланте.

- Кто же занимался этим раньше?

- Например, подготовкой к Барселоне-92 - спортивный секретариат. У него были более узкие функции, но в то же время и более сложные. Ведь приходилось координировать работу не федераций даже, а самостоятельных государств, причем недавно образовавшихся. Сейчас же мы делаем вот что. Совместно с теми учреждениями, которые я уже перечислил, и местными организациями мы составляем сводный план подготовки. В нем указываются параметры, на которые мы должны выйти к определенным срокам, а также ресурсообеспечение этих задач. Ресурсы - это и люди, и сооружения, и финансы. Мы занимаемся всем, что связано с научным, медицинским обеспечением, функционированием спортивных баз, определяем, какие ученые, коллективы могут оказать содействие в подготовке той или иной команды. Раньше у нас были комплексные научные группы, в которые входило до 30 человек. Сейчас подобную роскошь мы позволить себе не можем. И все же у нас есть небольшие группы, прежде всего в ведущих видах спорта. Спортсмены постоянно находятся под наблюдением не только врачей сборных, но и других специалистов, с которыми заключены договоры на проведение таких исследований.

Также мы ведем постоянный анализ соотношения сил в мире. Следим за всеми нашими конкурентами. Мы знаем положение дел на каждый день. Вместе с учеными отслеживаем появление новых тренировочных методик.

Мы помогаем федерациям, перенося положительный опыт какой-либо сборной команды на другие. Ведь они иногда не могут друг с другом состыковаться. Для этого мы и нужны. Итак, с одной стороны, наша задача - стратегическое планирование, с другой координация текущих действий.

ПОСЛЕ АТЛАНТЫ В ИГРОВЫХ ВИДАХ И ЕДИНОБОРСТВАХ ЯВНЫЙ ПРОГРЕСС

- Хотелось бы узнать, какие изменения произошли у нас в различных видах спорта после Атланты. Начнем с представителей спортивных игр, которые на Играх-96 провалились.

- В спортивных играх положение явно изменилось к лучшему. Многие российские команды по рейтингу входят в число сильнейших в мире. Это мужская и женская баскетбольные сборные, мужская гандбольная. Неплохо сейчас выглядит мужская команда по водному поло, выигравшая в прошлом году Игры доброй воли. Ватерполистки тоже имеют шансы побороться за олимпийские медали. А наша женская волейбольная сборная, считаю, на данный момент - лучшая в мире.

Тем не менее проблем на уровне как сборных, так и клубов предостаточно. Самая главная из них заключается в том, что талантливые игроки выступают, как правило, за границей. Если федерациям не удается наладить соответствующие отношения с зарубежными клубами, то страдают российские сборные. Положительный пример - мужской гандбол: Владимир Максимов постоянно связан с ребятами, которые выступают за рубежом, и они по первому зову приезжают в команду.

- Вы не случайно не упомянули футбольную сборную?

- Пожалуй, это наше самое слабое звено. Правда, пока команда Леонида Пахомова удачно играет в отборочном турнире, и ей по силам попасть на Игры. Насколько же успешным окажется ее выступление в Сиднее, пока говорить сложно. Я ничего не сказал про сборные по хоккею на траве, бейсболу, софтболу, пляжному волейболу... Здесь у нас, к сожалению, мало шансов даже на то, чтобы пройти отбор на Игры. Но эти виды никогда не были особо популярными в нашей стране.

- А какова ситуация в различных видах единоборств?

- После Атланты вместе с представителями федераций мы провели тщательный анализ неудачного выступления на Олимпиаде. И выяснили, что спортсмены к началу Игр были и физически, и психологически истощены. Ошибкой было посылать один и тот же состав сборной и на чемпионаты Европы, и в Атланту. Европейским первенством можно было или пожертвовать, или не считать его соревнованием, на котором необходимо добиваться максимального успеха. А то на чемпионате континента по греко-римской борьбе в Будапеште мы выиграли четыре золотые медали, в Атланте же - одну. Мы не собираемся отказываться от участия в крупных соревнованиях перед Сиднеем, но задачи будут стоять более простые, нежели раньше.

Сейчас положение дел в греко-римской борьбе внушает оптимизм. Появилась талантливая молодежь, в прекрасной форме опытные спортсмены. Недавно завершились чемпионаты Европы по греко-римской и вольной борьбе, на которых наши атлеты выступили весьма достойно.

Постепенно набирает силу российское дзюдо. Во времена СССР мы занимали ведущие позиции в этом виде спорта. Но так как лучшие дзюдоисты жили в Грузии, после распада страны у нас этот вид спорта сильно пострадал. И не только он. Центр советского бокса находился в Казахстане, гребли - на Украине.

В ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКЕ МЫ НЕ ЛИДЕРЫ, НО И НЕ АУТСАЙДЕРЫ

- Самый обильный медальный дождь прольется в Сиднее на легкоатлетов. Каковы сейчас наши позиции в королеве спорта?

- Мы, конечно, давно не лидеры в легкой атлетике, однако и к аутсайдерам нас не отнесешь. На мой взгляд, мы занимаем третью позицию в мире после США и Германии, но с большим отставанием, особенно от США. Национальной федерацией совместно с ОКР были предприняты некоторые меры кадрового характера. Новый главный тренер Валерий Куличенко сейчас делает все возможное для изменения ситуации к лучшему. Думаю, нынче уровень результатов выше того, что был в Атланте, где мы завоевали 3 золотые медали.

- В каких видах наиболее реальны олимпийские победы?

- Это женский бег на средние дистанции, где безусловным мировым лидером является Светлана Мастеркова, а также различные виды метаний. В толкании ядра сильна Светлана Кривелева. В Сиднее дебютируют женское метание молота и женские прыжки в высоту с шестом. В молоте наши надежды связаны с экс-рекордсменкой мира Ольгой Кузенковой. А женский шест вид очень молодой, и в нем возможны любые сюрпризы, преподнести которые могут и российские спортсменки. У нас хорошие шансы в спортивной ходьбе, но там многое зависит от судей. Неплохо выглядят в последнее время наши шестовики, прежде всего Максим Тарасов. Сильна женская эстафета 4х400 м, в которой наша команда является мировым рекордсменом. На Кубке мира по марафону женщины заняли первое место, а мужчины - второе.

И все же этого явно недостаточно - ведь в легкой атлетике разыгрываются 46 комплектов наград! Поэтому работы - непочатый край. Наши исследования показывают, что такой гегемонии американцев, как в Атланте, уже не будет. Я почти уверен, что в 1996 году они себя немного "начиняли". И не только в легкой атлетике, но и, например, в плавании. Дома это им могло сойти с рук, но не в Австралии.

- Кстати, о плавании. В этом сезоне россияне не блещут результатами. Запланированный отход на заранее подготовленные позиции?

- Сейчас налицо некоторый кризис в нашем плавании, у которого есть объективные причины. Например, чемпионат мира в Перте проводился в январе. Для пловцов несколько непривычно выходить на пик формы зимой. Да и в этом году наши лидеры не готовились особо к соревнованиям. Александр Попов даже пробовал себя в других стилях плавания. Все правильно: им требуется отдых. Но они профессионалы, и к Олимпиаде выйдут на свой уровень. А сейчас петушиться в короткой воде не имеет смысла. В общекомандной борьбе в плавании большую роль будет играть расклад сил на различных дистанциях. Наверняка очень успешно выступят в родных стенах австралийцы. Если они будут побеждать в тех дисциплинах, где традиционно сильны американцы, то очень здорово нам помогут. И другие страны могут откусить от пирога, на который рассчитывают американцы - например, Китай или Швеция. Однако если только на это надеяться, ничего хорошего не выйдет. Нам надо будет обязательно взять "свое" золото.

НЕ МЕНЕЕ ОТБОРА СПОРТСМЕНОВ ВАЖЕН ОТБОР ТРЕНЕРОВ

- На Олимпиадах много медалей России приносят те, кого мы потом быстро забываем - стрелки, гребцы...

- Не согласен. В силу известных причин мы вынуждены некоторые виды спорта объявлять приоритетными, а некоторым отказывать в этом. Стрельба же относится к приоритетным видам. Ведь здесь мы реально способны выходить на уровень золотых медалей. И Стрелковый союз России получает финансовую помощь одним из первых. Другое дело, что наши возможности весьма ограниченны, а стрельба весьма дорогостоящий вид спорта.

Гребцы выступили на Олимпиаде-96 крайне неудачно - только одна бронзовая медаль. Сейчас произошли некоторые изменения. Появились молодые спортсмены, способные бороться с признанными лидерами. К примеру, Максим Опалев. А Ирину Федотову в прошлом году пересадили из экипажа академической четверки в одиночку, и она сразу же стала чемпионкой мира, не проиграв с тех пор ни единого турнира!

- В Атланте четыре золотые медали выиграли фехтовальщики, а сейчас они не могут поехать на некоторые этапы Кубка мира. С чем это связано?

- Могу сказать, что фехтовальщики нами не обижены. Конечно, им хотелось бы получать побольше. К тому же после громкого успеха в Атланте дисциплина у некоторых спортсменов слегка захромала. Но мы контролируем ситуацию. Скорее всего, как и перед Атлантой, на заключительном этапе подготовки фехтовальщики привлекут всех маститых специалистов и создадут мощную команду. Удалось же в 1996 году сплотить в единую группу тренеров, которые раньше друг друга видеть не могли.

Между прочим, отбор тренеров даже важнее, чем отбор спортсменов. Можно собрать сотню лучших в мире музыкантов, но без хорошего дирижера оркестра не получится. Хороший пример: тяжелая атлетика. В последнее время внутри федерации шла непримиримая борьба за власть до результатов спортсменов дела никому не было. В итоге потеряли все, что могли. Ну ладно, медали в легких весах мы уже давно отдали на откуп туркам, болгарам и китайцам. Но ведь и в тяжелых категориях сдаем свои позиции! Сейчас мы связываем большие надежды с тем, что новый президент федерации Вячеслав Клоков сумеет стабилизировать ситуацию, и все займутся делом. Клоков сейчас создал за счет собственной фирмы центр подготовки в Таганроге. Там живет главный тренер сборной Давид Ригерт, там готовится наша команда.

- Что вы думаете о перспективах российских велосипедистов?

- С приходом в велоспорт профессионалов ситуация изменилась довольно основательно. Теперь профи диктуют моду, а мы к этому оказались не готовы. Мы не можем финансировать профессиональную команду на необходимом уровне.

- На Западе профессиональные велогруппы содержат крупные концерны, названия которых они носят. "Мапеи" - крупнейшая строительная фирма Италии, "Фестина" производит часы, "Меркатоне Уно" контролирует лучшие рынки Италии. Но ведь наш "Газпром", например, не беднее этих компаний. Почему бы ему не создать свою велосипедную команду?

- К сожалению, у нас пока не развита культура меценатства. Нет вкуса к этому. Большинство российских бизнесменов считают, что деньги, вложенные в спорт, выбрасываются на ветер.

УСЛОВИЯ В АВСТРАЛИИ БУДУТ ГОРАЗДО ЛУЧШЕ, ЧЕМ В АМЕРИКЕ

- Вам регулярно приходится бывать в Сиднее. Расскажите, что ждет там наших спортсменов.

- Олимпиада в Сиднее будет выгодно отличаться от предыдущей. Все спортивные объекты расположены очень компактно. Большинство соревнований пройдут в непосредственной близости от Олимпийской деревни, которая находится на северо-западе Сиднея. До центра города оттуда можно добраться максимум за полчаса. Деревня представляет собой комплекс одно-, двух- и трехэтажных коттеджей. Они достаточно симпатичные и комфортабельные, с отличной звукоизоляцией, что очень важно. Помню, в Лиллехаммере если кто-то в доме ночью чихал, то все просыпались.

- А как будут участники Игр добираться к местам соревнований?

- Это, пожалуй, единственная проблема. Сидней расположен на берегу океана, и все улицы повторяют причудливый рисунок береговой линии. Это очень красиво, но при обилии личного автотранспорта может возникнуть опасность пробок. В Австралии невозможно решить эту проблему так, как это делалось в Москве или Барселоне, то есть ограничить движение частного транспорта. На это никогда не пойдет местный парламент - демократия все-таки. Мы настаиваем на том, чтобы водители, которые будут обслуживать олимпийские объекты, хорошо знали местность. Американцы в Атланте сэкономили и посадили за руль военных. Так они зачастую не знали, какой дорогой им лучше проехать.

- Как в Сиднее с экологией, погодой?

- Несмотря на то что город очень большой, в нем чистый морской воздух. Сентябрь в Австралии - ранняя весна, температура - 18-21 градус. Такой изнуряющей жары, как в Атланте, не будет. Правда, в Сиднее очень влажно, но в целом климатическая и экологическая обстановка очень хорошая.

- Как будете решать проблему адаптации олимпийцев?

- Перелет в Австралию занимает более 20 часов. Разница во времени, сложная геомагнитная обстановка - все это заставляет очень серьезно подойти к вопросу акклиматизации. Часть команд будет проходить заключительную стадию подготовки в Восточной Сибири и Приморье - в Партизанске, Владивостоке, Хабаровске, Благовещенске, Иркутске. Так мы решим проблему часовых поясов. У каждого вида спорта свой ритм и режим. Например, легкоатлеты будут прилетать в Сидней не к открытию Игр, а к началу соревнований в их видах. Те же, кто проходит подготовку в европейской части России, приедут в Сидней за 10-12 дней до начала Игр. Некоторые будут готовиться прямо в Австралии. Скажем, велосипедисты - на треке в Мельбурне, но не на старом, а на точной копии олимпийского.

- Почему бы не поехать сразу в Сидней?

- Заселение спортсменов в Олимпийскую деревню задолго до начала соревнований чревато психологическими срывами.

- А вы не рассматривали в качестве места для подготовки соседнюю Новую Зеландию, жизнь в которой значительно дешевле, чем в Австралии?

- Рассматривали, но отвергли этот вариант, потому что в конце нашего лета там холодно. Климатические условия мы тщательно изучаем и учитываем их даже в дизайне одежды для наших олимпийцев.

- Кто на этот раз будет ее шить?

- Мы сделали заказ в Италии.

- А что же отечественные модельеры - Зайцев, Греков, Юдашкин?

- Хватит, походили в этом.

- Известен ли сейчас хотя бы приблизительно количественный состав нашей делегации?

- Количество официальных лиц зависит от количества спортсменов. При удачном стечении обстоятельств у нас должны пройти отбор где-то 450 - 480 атлетов. Тогда официальных лиц будет примерно 250. Кстати, у нас есть свои отборочные нормативы на Олимпиаду. То, что спортсмен прошел квалификацию по нормам международной федерации, еще не значит, что мы повезем его в Сидней. Результат должен быть таким, чтобы на Играх с ним можно было попасть в призовую тройку, в крайнем случае - в шестерку лучших. Это не касается только молодых перспективных спортсменов, которым крайне необходим опыт крупных соревнований.

ДЛЯ КОМАНДНОЙ ПОБЕДЫ НАДО ЗАВОЕВАТЬ 85 МЕДАЛЕЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ 35 - ЗОЛОТЫХ

- Поскольку вы занимаетесь планированием, то наверняка подсчитали количество наград, необходимое для общекомандной победы на Играх.

- Мы должны для этого завоевать примерно 85 медалей, в том числе 35 - 37 - высшего достоинства. Теперь нам значительно сложнее бороться за первое командное место, чем во времена СССР. По моим прикидкам, спортивный потенциал России составляет примерно половину потенциала Советского Союза. Поэтому мы сейчас вынуждены наносить своеобразные "точечные удары": определяем приоритеты не только в видах спорта, но и среди людей. У нас сейчас 750 спортсменов, которых мы называем главными кандидатами на выступление в Сиднее. Им уделяется повышенное внимание и в центре, и на местах. Между прочим, роль местных организаций сегодня очень велика. Когда случился августовский кризис, счета ОКР были заморожены, и многие спортсмены смогли выступать в различных соревнованиях только благодаря их помощи.

В целом прогресс российского спорта налицо, несмотря на объективные трудности. В Атланте мы завоевали золотые медали в 10 видах спорта. Если бы Игры прошли в 1998 году, то у нас были бы золотые медалисты в 15 видах. Это позволяет с оптимизмом ждать 2000 года.

Владимир ПЕСНЯ