Газета Спорт-Экспресс № 70 (1969) от 30 марта 1999 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

30 марта 1999

30 марта 1999 | Баскетбол - НБА

Джэйсон УИЛЬЯМС

НИКТО В МИРЕ НЕ СМЕЕТСЯ ТАК МНОГО, КАК Я

Этот человек - Жванецкий НБА. Раньше я никогда не видел, чтобы американские журналисты, наскоро задав по паре дежурных вопросов таким молодым звездам, как Стефон Марбэри и Кит Ван Хорн, долго караулили баскетболиста, занимающегося на площадке черновой работой. Причина их интереса - неистощимое остроумие центрового "НьюДжерси Нетс" Джэйсона Уильямса, одного из лучших в мире специалистов по подборам. Признаюсь, я понял смысл далеко не всех шуток Уильямса: здешний юмор все-таки заметно отличается от нашего. Но коллеги, стоявшие рядом, хохотали так, что едва не роняли микрофоны.

ДОСЬЕ "СЭ

Джэйсон УИЛЬЯМС

Родился 22 февраля 1968 года в Риттере (штат Южная Каролина, США).

Центровой. Рост 208 см, вес 111 кг.

В сезонах 1987/88 - 1989/90 выступал за команду университета Сент-Джонс. Среднестатистические показатели в NCAA: 14,9 очка и 6,8 подбора за игру.

В первом круге драфта-90 под № 21 был выбран клубом "Финикс Санс". 28 октября 1990 года был обменен в "Филадельфию-76", где провел два первых профессиональных сезона. 8 октября 1992 года был обменен в "Нью-Джерси", в котором выступает до сих пор.

Проводит 9-й сезон в НБА. В регулярном чемпионате-95/96 занял 10-е место в лиге по подборам, хотя проводил на площадке только по 24,0 минуты в среднем за матч. В сезоне-97/98 занял 2-е место по подборам (13,6 в среднем за игру) вслед за Дэннисом Родманом. Среднестатистические показатели в регулярных чемпионатах НБА: 7,3 очка, 7,5 подбора и 0,6 голевой передачи за игру.

Трижды участвовал в сериях первого раунда плей-офф, однако его команды всякий раз вылетали из розыгрыша. Среднестатистические показатели в плей-офф: 3,3 очка, 5,4 подбора и 0,6 голевой передачи за игру.

Участник матча "Всех звезд"-98, в котором за 19 минут набрал 4 очка, сделал 10 подборов и 1 результативную передачу.

В сезоне-96/97 первым из игроков НБА открыл собственный сайт в компьютерной сети Internet под названием Jayson's Boardroom. Недавно завершил строительство нового дома в Клинтоне (штат Нью-Джерси).

Имеет двух приемных детей - дочь Монику и сына Иджея.

- Чем вы объясните столь неубедительную игру "Нью-Джерси", в прошлом сезоне вышедшего в плей-офф?

- Для меня самого это остается загадкой. Конечно, были какие-то объективные причины исковерканный локаутом сезон, травмы ведущих игроков. Но это не может служить оправданием. В "Нью-Джерси" слишком много талантливых баскетболистов, чтобы проигрывать так бездарно. С приходом нового тренера и Марбэри нам понадобится некоторое время, чтобы привыкнуть друг к другу, притереться. Тем не менее будущее по-прежнему видится мне в розовом свете. "Нетс" - молодая команда, атмосфера в ней напоминает обстановку в компании друзей-ровесников. Ребята приходят в зал за два часа до тренировки, чтобы дополнительно повозиться с мячом, а после занятий мы все вместе отправляемся в кино или в ресторан. Ничего подобного я не видел ни в одном другом клубе. Такие отношения приводят к тому, что и на площадке мы горой стоим друг за друга. Считаю, что вторую половину чемпионата "Нью-Джерси" обязан провести значительно сильнее. Не знаю, попадем ли мы в плей-офф, но вернуть себе свою игру необходимо.

- В этом чемпионате не слишком хорошо складываются дела и у вашего извечного соперника "Нью-Йорка". Хотя, казалось бы, приход Лэтрелла Спрюэлла должен был усилить "Нике".

- У "Нью-Йорка" переизбыток талантов, зато не хватает настоящих баскетболистов. Плюс слишком много игроков на позициях атакующего защитника и легкого форварда. Мне кажется, что команда "Нью-Джерси" сильнее, хотя я все равно желаю "Нике" удачи.

- Почему вы стали делать меньше подборов по сравнению с прошлым сезоном?

- Потому что изменились мои взгляды на баскетбол. Теперь титул Короля подборов меня не интересует. Главное - это победы. Если для того, чтобы команда выиграла конкретный матч, мне нужно сделать 25 подборов, я сделаю их, чего бы мне это ни стоило. Однако индивидуальная статистика отошла для меня на второй план.

- Кто для вас самый неудобный оппонент в борьбе под щитом?

- Сабонис. Голова у него весит, наверное, не 4 - 5 килограммов, как у нормальных людей, а все 40. Он настолько умно занимает позицию под кольцом, что, сколько бы ты ни прыгал, ни толкался и ни вытягивал руки, мяч все равно окажется у него. Каждый подбор, выцарапанный у Сабониса, нужно считать за два. Невероятно сложно выиграть отскок и у двух Чарли Баркли и Оукли. Остальные 400 игроков лиги для меня приблизительно равны.

- Борьба за отскок - специальный раздел баскетбольной техники, и, наверное, у вас есть свои секреты.

- Знаете заведения "Жареный цыпленок из Кентукки"? (KFC - сеть популярных в Америке закусочных. - В.Д.) У них есть 13 рецептов приготовления курятины. Вот и у меня в арсенале столько же способов забрать мяч после неточного броска. Многие считают, что преимущество при борьбе за отскок прежде всего дает большой и сильно оттопыренный зад. Я же считаю, что главное - вкладывать душу в свою работу

- Во время контрольного матча Дикембе Мутомбо из "Атланты" сломал вам нос. Это была тяжелая травма?

- Я не мог дышать носом, не хватало воздуха. Приходилось дышать ртом, и поэтому я не мог ни слова вымолвить во время игры. Ругаться с судьями приходилось мысленно. Ужасная травма!

- Можете сейчас вспомнить, почему в детстве выбрали именно баскетбол?

- Я рос на довольно бедной окраине Нью-Йорка. Чтобы заниматься бейсболом или американским футболом, требовались определенные затраты на экипировку. К тому же для этих игр необходимы нормальные поля, партнеры, соперники. А для баскетбола был нужен всего лишь мяч: слава Богу, кольца у нас в Нижнем Истсайде висели на каждом углу. Бросаешь и представляешь, что бьешься один на один с Джулиусом Ирвингом и, конечно, обыгрываешь его. Я всегда выбирал в воображаемые соперники Доктора Джулиуса. Правда, потом, когда получил автограф Мэджика Джонсона, поменял "партнера" и уже боролся исключительно с Мэджиком.

- В Америке при написании автобиографии принято сначала перечислять главные достижения в своей карьере. С чего бы начали вы?

- С поступления в университет. Отметил бы, что, хотя я играл за баскетбольную команду "Сент-Джонс", за 4 года пропустил всего 3 дня занятий. Потом - драфт НБА, где меня выбрали в первом круге. И, наконец, упомянул бы о том, что вырастил двух приемных детей.

- Крис Маллин из "Индианы" тоже учился в "Сент-Джонсе". Вы дружите?

- Он закончил университет до того, как я в него поступил. Мы познакомились и подружились позже, когда оба выступали в НБА. Летом мы проводим много времени вместе - тренируемся и отдыхаем.

- Вы по праву входите в число лучших игроков НБА, но при этом совершенно не страдаете "звездной болезнью". Что помогает вам сохранять иммунитет?

- Прежде всего друзья. Это те самые ребята с моего двора, с которыми мы гоняли мяч в детстве. Они знали меня, когда я ничего собой не представлял, и напоминают об этом сегодня. И, конечно, мои родители. Они учили меня судить о людях так, как я хочу, чтобы другие судили обо мне.

- Во время матчей НБА многие игроки несут всякий обидный вздор с единственной целью - вывести соперников из равновесия. Вы, как записной остряк, наверное, предпочитаете шутку?

- Иногда я тоже бубню что-нибудь вроде: "А вот не попадешь, не попадешь, через меня не забьешь... Почему от тебя так пахнет? Что ты ел сегодня?" Но часто противники сами провоцируют меня на хорошую шутку, и уж тут-то я не в силах смолчать. Они начинают смеяться и не могут толком бросить по кольцу, а мне только этого и надо.

- Как вы относитесь к тому, что вас называют первым шутником НБА?

- В прошлом у меня было достаточно драматических событий. И я искренне верю в то, что смех - это залог долгой и счастливой жизни. Наверное, никто в мире не смеется так много, как я.

- Слышал, что вы пишете книгу. О чем?

- Книга уже готова и должна выйти в свет этой весной. Она о моей жизни и о НБА. Можно сказать, что это юмористическое произведение. Названия пока нет, но, думаю, это будут "Дневники Джэйсона Уильямса".

- Чем вы занимались во время локаута?

- В основном телевидением. Поработал оператором в телекомпании CBS, семь раз принимал участие в шоу Дэвида Леттермана, даже попробовал себя на актерском поприще. Всему этому я учился в колледже, и можно сказать, что в прошлом году я проходил производственную практику.

- Дэннис Родман тоже недавно дебютировал в кино в картине Double Team. Кто из вас лучше как актер?

- Об этом судить сложно, так как фильм с Родманом видели, наверное, три человека: он сам, Клод Ван Дамм, ну и вы, раз спрашиваете. Теперь посмотрим, сколько зрителей соберет картина с моим участием. Она называется "Застава в Нью-Джерси" и должна выйти на экраны совсем скоро.

- Видимо, закончив играть в баскетбол, вы собираетесь сосредоточиться на актерской работе? Или предпочтете роль ведущего в телевизионном ток-шоу?

- Сейчас мне трудно ответить. Один из совладельцев "Нью-Джерси" старается организовать нечто похожее на калифорнийское телешоу Мэджика Джонсона с моим участием. Пока это дается мне с трудом. Я так много общаюсь с разными людьми во время чемпионата НБА, что потом невольно хочется побыть с семьей или одному

- В этом сезоне в НБА появился еще один Джэйсон Уильяме - он играет за "Сакраменто Кингз".

- Я проделал колоссальную работу перед драфтом, чтобы его взяли к нам в "Нью-Джерси", но, к сожалению, не получилось. Только представьте, по стадиону в два раза чаще объявляли бы: "Мяч забросил Джэйсон Уильяме!" Как бы это ласкало слух!

- В прошлом сезоне вы взяли своеобразное шефство над Китом Ван Хорном. Как идут дела у вашего подопечного?

- Кит серьезно работает над совершенствованием своего мастерства, а для меня видеть такое отношение к делу у совсем молодого парня - это как глоток свежего воздуха. Думаю, что Ван Хорн - лучший молодой баскетболист Восточной конференции и лучший партнер за всю мою карьеру. Правда, однажды я играл в матче "Всех звезд" в одной команде с Майклом Джорданом. Но то была лишь одна игра.

- Какими, на ваш взгляд, будут последствия ухода Джордана для НБА?

- Пока с трудом верится в то, что Майкл ушел. Включаешь телевизор - он что-то рекламирует, откроешь журнал - опять его сияющая улыбка. Но определенный спад популярности НБА, конечно же, наступит. Впрочем, я не думаю, что он затянется надолго - максимум на пару лет.

Владимир ДИМИТРОВ