Газета Спорт-Экспресс № 61 (1960) от 19 марта 1999 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 4

19 марта 1999

19 марта 1999 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

50-й ЧЕМПИОНАТ МИРА

"МАКЛАРЕН", "ДЖОРДАН" И "СТЮАРТ" НАМЕРЕНЫ В БРАЗИЛИИ ЗАДВИНУТЬ "ФЕРРАРИ" В ТЕНЬ

Продолжается пятинедельная пауза, предусмотренная календарем между двумя стартовыми этапами 50-го чемпионата мира. До "Гран-при Бразилии" остается три недели, и практически все команды начали подготовку к гонке на Интерлагосе. Однако несмотря на то, что все помыслы уже связаны с Сан-Паулу, есть еще время и повод обернуться назад и как следует посмаковать подробности безумной гонки в Альберт-парке Мельбурна.

ИРВИН НАДЕЕТСЯ, ЧТО ФОРТУНА ОТ НЕГО НЕ ОТВЕРНЕТСЯ

Триумфатор "Гран-при Австралии" 33-летний ирландец из "Феррари" Эдди Ирвин по-прежнему остается в центре внимания. Сама судьба дает второму номеру Скудерии возможность как следует насладиться новым статусом - победителя "Гран-при". Дело в том, что практически до бразильского этапа выбыл из строя премьер итальянской суперкоманды, двукратный чемпион мира Михаэль Шумахер: совершая пробежку в лесу возле своей виллы на берегу Женевского озера, немец споткнулся о корень и вывихнул лодыжку. Травма не опасная, но чрезвычайно болезненная, поэтому как минимум ближайшие две недели "Феррари" будет вынуждена обходиться на тестах и разного рода рекламных шоу без него. Любопытная деталь: говорят, что эта пробежка входила в фитнесс-программу, разработанную для Михаэля его новым тренером, а именно... Соней Ирвин, родной сестрой Эдди!

Вряд ли мисс Соня и в самом деле замыслила убрать Шумахера-старшего с дороги своего обожаемого брата, но так уж вышло. И теперь Эдди, оставшийся в одиночестве, собирает урожай внимания и славы.

Впрочем, ирландец прекрасно понимает, что солидная австралийская победа ровным счетом ничего не меняет в его статусе второго номера. "Не питаю никаких иллюзий: я по-прежнему второй номер, - констатирует Ирвин. - Как говорят у нас в Ирландии, одна ласточка весны не делает. Михаэль как был, так и остается в центре внимания команды. Это в моем, а не в его контракте записано, что я должен пропустить его, если он окажется позади".

В этом с Ирвином полностью согласен трехкратный чемпион мира Ники Лауда, сказавший примерно то же самое, но дополнивший: "Шумахер получает от "Феррари" денег в шесть раз больше, чем Ирвин, и он навсегда останется первым номером команды".

Однако Эдди не собирается терять чувство юмора: "В Мельбурне сложилась идеальная для меня ситуация. И было бы совсем здорово, если бы Шумахер сошел и в следующей гонке, а я бы снова выиграл. Признаюсь честно - заплакать в такой ситуации мне было бы трудно! И не обещаю, что расстроюсь, если в Бразилии случившееся в Мельбурне повторится. Не думаю, что они (боссы "Феррари". - О.Л.) смогут, как обычно, на...ть на меня, если я буду выигрывать!"

Судя по всему, лидер Скудерии Михаэль Шумахер сейчас переживает не самый приятный момент в своей жизни. Думаю, ему до сих пор трудно смириться с тем, что он видел в Мельбурне: людской водоворот у подножия подиума со штандартами "Феррари" - и не в его честь. Да, Михаэль держится в высшей степени достойно, даже на автосалоне в Женеве обмолвился, что готов поддерживать своего напарника, но лишь в том случае, если сам утратит все шансы на победу в чемпионате. Однако некоторые детали позволяют понять, насколько сильный удар был нанесен по самолюбию Михаэля в Австралии. Говорят, что в аэропорту Мельбурна Шумахер врезался при парковке в другой автомобиль. Еще рассказывают, что при этом немец ушиб ногу, из-за чего не присутствовал на тестах в Фиорано в середине минувшей недели. А потом споткнулся в лесу...

В САН-ПАУЛУ "ФЕРРАРИ" СМЕНИТ ИМИДЖ

Несмотря на то, что вот уже две недели "Феррари" является лидером чемпионата мира и останется таковым еще как минимум 21 день, в Скудерии отнюдь не переоценивают австралийской победы. Положа руку на сердце, нужно признать, что исход гонки во многом случаен, на деле же отставание "Феррари" от основного конкурента "Макларена" по-прежнему значительно. Именно по этой причине "Феррари" сейчас ведет интенсивнейшую работу на тестах, а технический директор команды Росс Браун признался, что в Бразилии F399 будет выглядеть совсем иначе, чем в Австралии. Основной упор делается на внешние элементы аэродинамики.

- F399 - хорошая машина, - утверждает новоявленный эксперт Скудерии Эдди Ирвин. - А с точки зрения сбалансированности, возможно, вообще лучшая из всех, какими я когда-либо управлял в "Ф-1". Но как мы увидели в Мельбурне, недостаточно быстрая. Нам нужна чуть большая аэродинамическая отдача, чуть меньший вес. Короче, нужно искать улучшений в каждом аспекте. Потому что никто не скажет, что "Макларен" на голову выше в каком-то одном компоненте. Нет. Они лучше не намного, но - во всех областях.

Как в таком случае с точки зрения лидера чемпионата мира выглядит дальнейшее развитие событий?

- В настоящий момент "Макларен" впереди со значительным отрывом. Потом, возможно, идем мы, но все остальные буквально дышат в спину "Феррари": "Джордан", "Стюарт", "Уильямс"... У Занарди был тяжелый уик-энд, но от него еще просто слишком рано ждать настоящего результата. Я легко представляю себе, как все эти ребята настигают и даже обгоняют нас. Поэтому нам нужно как можно быстрее начать создавать отрыв, чтобы, оторвавшись от погони, самим приблизиться к "Макларену".

Ирвин справедливо считает, что сейчас "Феррари" нужно пользоваться обстоятельствами, и главным образом тем, что соперники страдают из-за ненадежности автомобилей. "Все, Мельбурна больше нет, он прошел, забыт. Теперь все внимание Бразилии. Если я выиграю там, это будет отлично. Если просто приеду на подиум, тоже неплохо. Сейчас я чувствую себя гораздо увереннее, чем раньше, но объективно говоря, одолеть "Макларены" на Интерлагосе будет чрезвычайно трудно. Просто в Мельбурне у них были проблемы - это было заметно невооруженным глазом еще до гонки. Трудно рассчитывать на то, что и в Сан-Паулу они окажутся уязвимы. Однако надеяться-то на это никто не запрещал! Так что будем рассчитывать, что их проблемы продолжатся, мы же по-прежнему останемся надежными и тогда, возможно, сумеем увеличить гандикап!"

ХАККИНЕН И КУЛТХАРД ВЫЛЕЧИЛИ МР4/14?

На месте оптимиста Ирвина я бы не слишком надеялась, что полоса неудач МР4/14 дотянется и до Бразилии. Тем более что из Сильверстоуна, где "Макларен" проводит тесты вместе с "Бенеттоном", БАРом и "Эрроузом", уже приходят очень хорошие для поклонников этой команды новости.

К примеру, во вторник и в среду оба пилота Рона Денниса - и Мика Хаккинен, и Дэвид Култхард - без каких-либо проблем впервые в нынешнем сезоне совершили имитацию "Гран-при". Култхард одолел 68 кругов с лучшим результатом на круге 1.25,783, его партнер проехал 72 круга, лучший - на 0,463 медленнее шотландца. При этом технический директор команды Эдриан Ньюи сказал, что мельбурнские неполадки, стоившие англичанам легкой победы (отказ акселератора у Хаккинена и гидравлические неприятности Култхарда), не что иное, как обычные "болезни взросления" нового автомобиля.

Впрочем, кое-кто в среде обитания "серебряных стрел" все же обеспокоен. А именно - босс спортивной программы "Мерседеса" Норберт Хауг. В итальянской и немецкой прессе опубликовано несколько его интервью, в которых Хауг - довольно осторожно, впрочем, - высказывает опасения, что постоянное стремление Рона Денниса, Эдриана Ньюи и других инженеров "Макларена" к совершенствованию машины может оказаться на руку конкурентам. По его мнению, МР4/14 настолько хорош, что можно было бы и перестать улучшать и без того отличное!

СЕКРЕТ Хайнца-Харальда ФРЕНТЦЕНА

Оптимизм Ирвина выглядит преждевременным еще с одной точки зрения. Вы, конечно, помните, как легко после схода Хаккинена и Култхарда досталась ирландцу победа, а также, что ехавший вторым немец Хайнц-Харальд Френтцен на "Джордане" ни разу за всю гонку не составил пилоту "Феррари" реальной конкуренции. Словом, было очевидно, что Френтцен тривиально едет на доезд.

Сейчас, спустя две недели, выясняется, что это и в самом деле был именно доезд. Только Френтцена за это надо не упрекать, а славословить. Дело в том, что "второй немец" закончил гонку вторым, несмотря на проблемы, стоившие его "Джордану" потери мощности на прямых как минимум в 10 л.с.!

Менеджер "Джордана" Тревор Фостер сказал, что на автомобиле Хайнца-Харальда оказался сломанным один из воздушных фильтров, что блокировало работу впускных клапанов двигателя. Только сейчас команда придала огласке гоночный подвиг своего пилота. "Хайнц потрясающе сохранял хладнокровие в столь малоприятной ситуации! - сказал технический директор "Джордана" Майк Гаскойн. - И не просто сохранял, но и ни на секунду не дал никому усомниться в том, что легко выдерживает темп, задаваемый Ирвином, и при этом столь же легко держит на дистанции "Уильямс" Ральфа Шумахера!"

Словом, в "Джордане" своим новым J 199 все довольны, что лишний раз подтверждают тесты, которые чемпион мира Дэмон Хилл и его напарник проводят в эти дни в Барселоне. Опытные пилоты ирландской команды событий не форсируют, показывая 3 - 4-е время (1.23,435 у Хилла и 1.23,660 у Френтцена), однако по атмосфере в боксах видно, что у подопечных Эдди Джордана подготовка к бразильской гонке идет по плану.

"СТЮАРТ" ИЩЕТ ИГОЛКУ В СТОГЕ СЕНА

По моему мнению, оптимизм Ирвина должен уменьшиться еще как минимум на треть, ведь нельзя всерьез надеяться также и на то, что в Сан-Паулу злой рок будет преследовать и "Стюарт"!

То, что на стартовой прямой "Гран-при Австралии" синхронно сгорели оба "Форда" на машинах Рубенса Баррикелло и Джонни Херберта, здорово облегчило жизнь будущему победителю гонки. Не случись этого, возможно, Баррикелло, а не Ирвин, пил бы первое в своей жизни победное шампанское. По крайней мере и гонка, и квалификации показали, что SF3 трехкратного чемпиона мира Джекки Стюарта ни в чем не уступают "Феррари". Сейчас инженеры команды и мотористы "Форда" озабочены поисками причин, по которым произошло фатальное возгорание на стартовой прямой. Поскольку команда еще не знает, где точно искать, в "Стюарте" намерены скрупулезно продублировать все условия "Гран-при Австралии" вплоть до имитации прогревочного круга и остановки в ожидании старта.

Ник Хайес из "Форда" сказал, что он и его специалисты намерены чуть ли не под микроскопом просмотреть все возможные узлы и детали, способные вызвать возгорание. Надеются, видимо, найти иголку в стоге сена. Задача сложная, но вполне выполнимая. Особенно если учесть, что в самом конце "Гран-при Австралии" на "Стюарте" Баррикелло снова что-то горело, но под обшивкой!

Кстати, на тестах в Барселоне лучший результат пока именно у Рубенса - 1.22,291, что почти на секунду быстрее, чем у Ирвина на "Феррари" (1.23,196).

ИЗ-ЗА ТЕЛЕВИЗИОННЫХ "НЕДОПОСТАВОК" КОМАНДЫ НЕДОСЧИТАЛИСЬ 75 МИЛЛИОНОВ ДОЛЛАРОВ

"СЭ" уже писал о том, что главный промоутер "Больших призов" Берни Экклстоун, возможно, будет вынужден свернуть грандиозную программу по в какой-то степени насильственному внедрению цифрового платного телевидения в "Формулу-1". Сейчас стало известно больше подробностей, подтверждающих эту теорию.

Как сообщает специально для "СЭ" Джо Сэуорд, в Мельбурне были обнародованы некоторые цифры. Так, доход от продажи прав на телестрансляцию платным спутниковым каналам оказался ниже запланированного на 75 миллионов долларов. Выяснилось, что желающих смотреть гонки, заплатив за это удовольствие кругленькую сумму, не так много, как хотелось бы Экклстоуну и К°. Снижение дохода соответственно уменьшило и денежное выражение процентных отчислений в пользу команд, подписавших "Договор согласия". В среднем это обошлось каждой из топ-команд в 10 миллионов долларов, что повлекло за собой не только недовольство их боссов. Многие обратили внимание на чрезвычайно низкое качество телерепортажа из Мельбурна. Объясняется это весьма просто. Официальный канал, транслировавший гонку, австралийский Channel Nine, не имел возможности поставить по трассе столько камер, сколько нужно для приличного показа. Каждая из машин топ-команд несла на себе две портативные камеры вместо трех, как год назад, но Channel Nine пользовался картинкой только с одной из них, установленной на "Уильямсе" Ральфа Шумахера. К тому же практически всем небольшим национальным телекомпаниям - не только австралийским - отныне запрещено иметь на трассе свои студии, что означает сокращение числа телекомпаний, заинтересованных в показе королевских автогонок.

Такими драконовскими методами Экклстоун вынуждает многомиллионную армию фанов "Формулы-1" выкладывать денежки цифровым спутниковым каналам. А что делать тем, в чьих странах их нет? Это волнует босса "Больших призов" в последнюю очередь. Сейчас он озабочен выпуском евробондов с символикой "Ф-1". По самым скромным оценкам это поможет поднять доход от продажи прав на телестрансляции до 330 миллионов долларов в год, половина этой суммы предназначена на процентные выплаты командам, подписавшим "Договор согласия".

Ольга ЛИНДЕ