Газета Спорт-Экспресс № 16 (1915) от 25 января 1999 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 1

25 января 1999

25 января 1999 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

50-й ЧЕМПИОНАТ МИРА

ДО СТАРТА - ШЕСТЬ НЕДЕЛЬ

До старта юбилейного, 50-го чемпионата мира остается меньше шести недель, и жизнь в кулуарах "Больших призов" становится все более оживленной. Одна за другой следуют презентации новых автомобилей команд-участниц, и, хотя минувшая неделя обошлась без тестовых заездов, новости хлынули, как из рога изобилия.

"БЕНЕТТОН" К БОЮ ГОТОВ!

В начале минувшей недели прошла третья в нынешнем сезоне презентация, на сей раз команды "Бенеттон". В ее штаб-квартире в Энстоуне новый 29-летний менеджер Рокко Бенеттон, пилоты Джанкарло Физикелла и Александр Вурц, технический директор Пэт Симмондс и автор проекта Ник Вирт представили миру В 199. Революционное по отзывам Симмондса шасси, которое, по мнению Рокко Бенеттона, должно вернуть его конюшне былую славу. Напомню, что свою последнюю победу в "Гран-при" итало-британская команда одержала в 1997 году в Хоккенхайме целиком усилиями Герхарда Бергера - и с тех пор вот уже в 23 гонках не знала успеха.

- У нас достаточно много поводов для того, чтобы строить оптимистические планы на предстоящий сезон, - сказал Бенеттон. - В минувшем году мы получили серьезный урок, выводы из которого и легли в основу дизайна нового шасси. Наша цель ясна - мы хотим снова стать чемпионами мира, хотя и отдаем себе отчет в сложности поставленной задачи. В любом случае я уверен, что в 1999 году наши гонщики смогут выдать на-гора кое-что выдающееся.

ВИРТ СОВЕРШИЛ РЕВОЛЮЦИЮ

Дизайн "Бенеттона" В199 охарактеризован как "смелый и агрессивный". В общей сложности конструкция шасси включает в себя более 13 000 деталей, а на то, чтобы собрать его впервые, механикам при удвоенном рабочем дне потребовалось 10 суток. Симмондс признал, что провести полноценные аэродинамические исследования в своей новой трубе инженерная группа не успела, однако продувка макета В199 показала, что по сравнению с В198 достигнут серьезный прогресс.

- В199 - это не эволюция, а революция. От прошлогодней модели мы сохранили лишь колонку рулевого управления и подшипники, все остальное - абсолютно новое, - сказал Симмондс. - Этот дизайн установит новые аэродинамические стандарты.

Однако главное достижение В199 - отнюдь не в аэродинамике. Ник Вирт, главный разработчик проекта, считает, что это шасси - гигантский шаг вперед. И основа его уверенности - тормозная система, так называемая Front Torque Transfer system (FTT), передняя передающая система вращающего момента. Эта система позволяет дозировать тормозные нагрузки на внутреннее и внешнее передние колеса при прохождении поворотов, то есть, говоря нормальным языком, при использовании FTT внутреннее колесо едет медленнее, чем наружное. Что облегчает пилотам прохождение поворотов, позволяет машине сохранять идеальную траекторию, а также дает гонщикам возможность тормозить максимально поздно, то есть в итоге не терять времени в виражах.

Однако легальность данной системы - под большим вопросом. Напомню на всякий случай, что в минувшем сезоне по инициативе "Феррари" маклареновское ноу-хау, так называемые диагональные тормоза были признаны не соответствующими техническому регламенту, поскольку в них Жан Тодт и его присные усмотрели электронное вспомогательное средство, которые (ABS, "трэкшн контроль": активная подвеска и так далее) были запрещены в 1994 году. Думается, бенеттоновскую FTT от аналогичной судьбы может спасти только одно: если со старта чемпионата эта команда не окажет даже видимости конкуренции "Феррари".

Молодые пилоты "Бенеттона" с нетерпением ждут первых настоящих тестов. За рулем В199 оба, и Физикелла, и Вурц, уже побывали: сразу после презентации на автодроме в Сильверстоуне оба проехали по нескольку кругов, однако каких-либо выводов сделать было нельзя - погода стояла отвратительная. Впрочем, воодушевление вызвало уже то, что ни у австрийца, ни у итальянца ничего не сломалось!

"ЗАУБЕР" НЕ СТОРОННИК КАТЕГОРИЧЕСКИХ МЕР

Автором четвертой презентации, состоявшейся нынешней зимой, стал Петер Заубер. Церемония в базельском Jean Tinguely museum была спокойнее и скромнее прошлогодней и подтвердила одну любопытную закономерность: в нынешнем сезоне команды явно предпочитают тратить деньги на дело, а не на развлечения. Лишь презентация богатенького неофита "Больших призов", команды БАР, выглядела несколько помпезно.

Босс швейцарской конюшни Петер Заубер с воодушевлением говорил: "Наш новый "Заубер" С18 будет оснащен одним из самых мощных и надежных двигателей, а Жан Алези и Педро Диниц составляют одну из самых опытных и сильных пар призовых гонщиков. К тому же за последние месяцы мы сумели усилить структуру команды в техническом, организационном и финансовом плане. Все это позволяет мне быть оптимистом. Впрочем, никто в "Заубере" не питает иллюзий: сезон-99 будет очень и очень сложным. Но мы готовы принять новый вызов и уверены в прогрессе: результат прошлого года был лучшим в нашей формулической карьере, и "Заубер" намерен сделать еще один шаг вперед. Цель проста: мы хотим стать одной из ведущих команд "Формулы-1" и начать выигрывать гонки как можно скорее!"

ГЛАВНАЯ СТАВКА - НА ПЕРЕСТРОЙКУ!

Необходимые уточнения: шасси С18, спроектированное шеф-дизайнером команды Лео Рессом и опытным инженером Виллемом Тоэтом, не содержит, по словам самих авторов проекта, ничего революционного, продолжая эволюцию С17. Однако, как сказал Тоэт, улучшения и небольшие переделки коснулись практически всех узлов и деталей автомобиля. Это относится в первую очередь к аэродинамике. Двигатель (напомним, что "Заубер" покупает моторы у "Феррари", а затем на деньги партнеров из фирмы "Петронас" осуществляет их тюнинг под руководством знаменитого Осаму Гото, отца "Хонды") Petronas V10 spe03A и в самом деле впечатляет: это тот самый 800-сильный мотор, который позволил Михаэлю Шумахеру и Эдди Ирвину сделать блестящий дубль на "Гран-при Италии" в Монце-98. Этот движок является сегодня третьим по мощности после заводских "Феррари" и "Мерседеса". К тому же в ансамбле с новой семискоростной продольной коробкой передач мотор будет намного легче и компактнее прошлогоднего.

Однако самые большие надежды Заубер связывает с внутренней перестройкой, коснувшейся в межсезонье всех командных структур. Специалисты из группы Фрица Кайзера на протяжении всего минувшего сезона анализировали организацию труда в конюшне, и после окончания чемпионата их рекомендации были претворены в жизнь. Виновником перестройки стал Жан Алези, не устававший повторять, что у "Заубера" громадный потенциал, но из-за организационных недостатков команда не в состоянии реализовать его. "Мы не побоялись признать, что плохо организованы, и это свидетельствует о силе нашего характера", - сказал герр Заубер. Кстати, тот факт, что годовой бюджет швейцарцев вырос до 100 миллионов швейцарских франков (около 70 миллионов долларов), Заубер считает прямым следствием проведенной реорганизации.

АЛЕЗИ ОСТАЕТСЯ РЕАЛИСТОМ...

Словом, презентация проходила в оптимистической атмосфере. Похоже, единственным, кто пытался по возможности несколько охладить восторженный пыл коллег, был Жан Алези. "В "Формуле-1" в начале сезона все всегда полны радужных надежд и говорят о колоссальном прогрессе, - сказал Жан на базельской церемонии. - Но "Заубер" должен оставаться реалистом как никто другой. Не думаю, что предстоящий чемпионат привнесет кардинальные изменения в табель о рангах. Громкие имена такими и останутся благодаря стоящим за ними могучим ресурсам. Если мы сохраним позиции, завоеванные годом раньше, это будет замечательно. А если сможем их улучшить, это будет фантастикой. У нас маленькая, практически приватная команда, существующая без поддержки таких автомагнатов, как "ФИАТ" или "Мерседес". Да, у нас хороший бюджет, но его львиная доля уходит на оплату за поставку двигателя, причем, заметьте, прошлогоднего!"

Было заметно, что Алези за минувший год полностью свыкся с мыслью, что именно он - опора команды, и с полной ответственностью взвалил на свои плечи эту нелегкую ношу. Новая роль наложила отпечаток и на его отношение к новобранцу "Заубера" Педро Паулу Диницу: как всегда благожелательное, оно приобрело несколько покровительственный оттенок. "Я давно знаком с Педро как с гонщиком, но совсем не знаю его как человека. Впрочем, не могу сказать, что кто-нибудь из пилотов, с которыми мне приходилось делить команду, чем-то поразил меня. Психологически я готов и к тому, что между нами все будет о'кей, но и к тому, что возникнут проблемы, - тоже. Отношения двух гонщиков в одной конюшне всегда чреваты конфликтами, это нормально для "Формулы-1". Надеюсь, что с Педро мы поладим".

...А ДИНИЦ СТАНОВИТСЯ ОПТИМИСТОМ

Жан уже начал приручать нового напарника.

- В Базеле Алези встретил меня словами: "Да, старик, не везет нам с мотором. Я еще и в машине не сидел, а движок уже отказывает!" - рассказал Диниц. - Видимо, у меня вытянулось лицо, потому что он рассмеялся, хлопнул меня по плечу и сказал: "Не все так страшно!"

После этого Алези поведал о своих приключениях. Для того чтобы успеть на презентацию, он встал в 4.30 утра, а в 6.00 рейсом Crossair должен был вылететь в Базель из Женевы. "Для таких коротких перелетов я никогда не пользуюсь личным самолетом, - сказал Жан.

- И вот когда наш лайнер вырулил на взлетную полосу и начал разгон, внезапно отключились все двигатели. В салоне шок. Командир экипажа спустил трап, вылез и начал ходить вокруг самолета, потрясенно качая головой. Поглядел я на это и... пошел вытаскивать из теплой постели своего пилота!"

- Жан смеялся, рассказывая это, а мне было вовсе не смешно, - признался Диниц. - Впрочем, эта история вполне в духе тех баек, которые я слышал про Алези. Кажется, у нас не будет проблем! А уж скучать рядом с ним наверняка не придется.

"ТОЙОТА" СОБИРАЕТСЯ В "ФОРМУЛУ-1"...

На днях в Токио президент Toyota Motor Corporation Хироши Окуда заявил, что его компания намерена в скором времени дебютировать в "Формуле-1" своей командой. Таким образом, японский автомагнат принимает вызов конкурентов из "Хонды". Окуда рассказал, что конюшня будет финансироваться из немалого бюджета его фирмы: "Мы никогда не шагнули бы в "Ф-1" без уверенности, что сможем побеждать". Президент добавил, что "Тойота" уже начала разработку шасси и двигателя, однако отказался назвать точную сумму бюджета и лишь дал понять, что речь идет о нескольких сотнях миллионов долларов. Новая команда намерена дебютировать в "Больших призах" в 2002 году.

Toyota Formula One Team будет базироваться в Кельне, возглавляет проект 57-летний известный в мире автогонок инженер Андре де Кортанз, приводивший "Тойоту" к победам в "24 часах Ле Мана".

...А ТУЭРО И АРГЕНТИНА ЕЕ ПОКИДАЮТ

20-летний талантливый аргентинский пилот Эстебан Туэро, у которого был двухлетний контракт с командой "Минарди", объявил, что по личным причинам вынужден отказаться от дальнейшей карьеры в "Формуле-1". Никаких деталей не сообщалось. Днем позже представитель аргентинского национального департамента спорта заявил, что его страна официально отказывается провести у себя "Гран-при Аргентины" - 2-й этап чемпионата мира 1999 года, предварительно намеченный на 28 марта. Причина - финансовые разногласия, которые не удалось уладить даже после того, как вице-президент FIA и президент FOA Берни Экклстоун согласился лично инвестировать в аргентинский "Гран-при" 8 миллионов долларов. Встречи личного атташе Экклстоуна Патрика Макнили с мэром Буэнос-Айреса Фернандо де ла Руа и министром спорта страны Хуго Портой не принесли результата.

"ХОНДА" И ФЕРСТАППЕН БЫСТРЕЕ ВИЛЬНЕВА И БАР!

В субботу на полотне автодрома в испанском Хересе начали очередную тестовую сессию "Бенеттон", БАР, "Стюарт" и... "Хонда". Японцы, намеренные возвратиться в "Формулу-1" отдельной командой в 2000 году после почти 40-летнего перерыва, провели первые приватные тренировки в двадцатых числах декабря в Италии, на трассе в Вайрано, а сейчас впервые появились в компании с другими конюшнями.

Сенсацией можно счесть следующий факт: голландец Иос Ферстаппен на лабораторном шасси "Хонды", созданном на фабрике "Даллары" по проектам Харви Постлтуайта и Руперта Мэнуоринга, был быстрее экс-чемпиона мира канадца Жака Вильнева на "БАР-Супертеке" без малого на секунду! Результат Ферстаппена - 1.26,61, Вильнева - 1.27,55. У дебютировавшего за рулем БАРа бразильца Риккардо Зонты 3-е время - 1.29,04. Явно неудачно сложился первый тренировочный день "Бенеттона": экипированные тем же "Супертеком" В 199 Джанкарло Физикеллы и Александра Вурца показали 1.29,06 и 1.29,17 соответственно. Еще более неуверенно делает первые шаги "Стюарт" SF03: у Джонни Херберта - 1.30,52, у Рубенса Баррикелло почти на секунду хуже - 1.31,44.

Ольга ЛИНДЕ