Газета Спорт-Экспресс № 289 (1898) от 26 декабря 1998 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 1

26 декабря 1998

26 декабря 1998 | Футбол - Сборная России

ФУТБОЛ

28 ДЕКАБРЯ СТАНЕТ ИЗВЕСТЕН НОВЫЙ ГЛАВНЫЙ ТРЕНЕР СБОРНОЙ РОССИИ

КАНДИДАТ

Юрий СЕМИН

ТЕМ, КТО НЕ ЛЕТИТ В СБОРНУЮ НА КРЫЛЬЯХ, ДЕЛАТЬ В НЕЙ НЕЧЕГО

В течение последних месяцев главный тренер "Локомотива" категорически отказывался от любого интервью на тему сборной. И лишь после того, как исполком отправил в отставку Анатолия Бышовца, Юрий Семин дал согласие на такой разговор.

- Вы ожидали этого решения исполкома?

- Отставка - не неожиданность. Независимо от фамилии тренера она закономерна, поскольку для оценки его работы существует один-единственный критерий - результат. А результат у российской сборной был удручающий, так что вполне естественно, что шесть поражений предопределили его судьбу. Однако убежден: какой бы ни была ситуация, контрактные обязательства перед тренером должны выполняться безоговорочно.

- У Бышовца не было контракта с федерацией.

- Правда? Но ведь это ничего не меняет. Я имею в виду принципиальный подход, а не данный конкретный случай.

- Отсутствие контракта - это, по-вашему, упущение со стороны Бышовца?

- Он наверняка руководствовался какими-то своими соображениями, и я не вправе оценивать этот шаг. Честно говоря, в подробности я не вдавался - как видите, не знал даже, что контракта не существует.

- Окажись вы в такой ситуации, подписание контракта стало бы первоочередным вопросом?

- Думаю, что подписание контракта непременно должно сопутствовать назначению тренера - тем более на столь ответственный пост. В конце концов и федерация должна нести ответственность за свои действия, работая в тесном контакте с человеком, которого она же и выдвинула на эту роль.

- Попади вы в положение Бышовца, ушли бы в отставку по собственному желанию?

- Это личное дело каждого. Надеюсь, что в такую ситуацию не попаду.

- Что делать теперь, если мы хотим вернуть нашу сборную на достойные рубежи?

- Не стоит спешить с назначением тренера - определенное время на это есть. Необходимы кардинальные меры, касающиеся не только сборной, но и всего футбола. В частности, надо положить конец засилью в нашем чемпионате слабых зарубежных игроков и принять на этот счет соответствующий закон, лимитирующий участие легионеров.

- О каком лимите вы говорите?

- К примеру, в высшем и первом дивизионах - не больше пяти иностранных игроков в команде, а во втором - двух. Тогда нашим, не менее классным футболистам не придется месяцами искать место работы.

- В таком случае, первоочередная задача - подготовка резерва.

- А кто с этим спорит? Нужны средства для развития юношеского футбола, и убежден, что принимаемый Думой закон о спорте поможет в этом начинании.

- Непосредственно сборной он тоже сыграет на руку?

- Он стимулирует воспитание юного поколения, а значит, в перспективе обеспечит приток достойных игроков и в главную команду страны. Вы же помните, какого уровня футболисты приходили в национальную команду из юношеских сборных в союзные времена.

- Результата придется подождать...

- Безусловно. Но он обязательно придет.

- Если все-таки говорить о делах насущных, какому принципу стоит следовать при подборе игроков в сборную?

- Базовый не пройдет, поскольку даже семи-восьми игроков из одного клуба мы сейчас не наберем. Думаю, комплектовать команду необходимо с помощью наигранных связок.

- Принцип совмещения, который называют теперь "желательным", это, по-вашему, то, что нужно?

- Тренер, назначенный на этот пост, должен сам для себя определить, станет он ему следовать или нет. В этом вопросе стоит довериться только ему.

-Предположим, что сборную возглавил Семин. Ваше решение?

- Конечно, совмещение.

- Почему - "конечно"? Ведь вас могут упрекнуть в клубных пристрастиях.

- Упрекать действительно могут, но никто не станет отрицать, что, совмещая один пост с другим, тренер получает несомненные плюсы. Самое главное, он не теряет практического тонуса, поскольку ежедневно выходит на тренировочное поле. А того числа игр, которое проводит нынче национальная сборная, для любого профессионального тренера маловато.

- Так или иначе, вы готовы вернуться к работе со сборной, которой уже дважды руководили в качестве одного из тренеров?

- Сейчас разговоры вокруг сборной касаются чего угодно, но только не самой игры. Между тем первоочередные шаги должны быть сделаны именно в этом направлении. Модель игры, практиковавшаяся прежде, на несколько лет отставала от лучших европейских образцов. Методы подготовки игроков, в первую очередь подготовки психологической, тоже были не те. Если говорить о результате и стратегических задачах, то сама идея второстепенности нынешнего европейского турнира выхолащивает из игроков чувство ответственности. И главное, что игроки должны приезжать в сборную с огромным желанием, лететь, словно на крыльях, не обращая при этом внимание на какие-то бытовые проблемы. Неужели ради людей, которые по-прежнему боготворят футбол, нельзя закрыть глаза на всякие трудности? Нет, те, кто приезжает в сборную, делая одолжение, или находят какие-то причины для отказа, нам не нужны.

- А если говорить о самой игре, на чем вы стали бы акцентировать внимание?

- Основная наша проблема - неумение пресекать контрвыпады соперника, возникающие после срыва нашей атаки. Если вы вспомните, как нам забивались мячи, то согласитесь со мной.

- Ваша концепция ясна, однако вы не ответили на вопрос о возможности вашего назначения.

- Это зависит не от меня, а от исполкома и тренерского совета. Любого тренера привлекает работа столь высокого уровня, по-иному быть не должно и не может.

- Будучи вторым тренером сборной, вы приняли участие в двух чемпионатах мира - в двух отборочных циклах и финальном. Какого опыта больше - положительного или отрицательного?

- Много и того, и другого. Если говорить о выступлении в чемпионате мира 94-го года, то я бы назвал несправедливыми раздававшиеся в наш адрес упреки. Сравнивая с ситуацией нынешней, грешно тот результат оценивать отрицательно. Мы вышли в финальную стадию, где уже лишь роковое стечение обстоятельств помешало стать участником игр на выбывание. Тогда же, кстати, сборная России установила несколько рекордов, о которых почему-то вспоминает кто угодно, но только не россияне.

- Тогда же в канун финальных игр вы лишились целой группы ведущих игроков. Что можете сказать по этому поводу спустя четыре года?

- Те, кто считался или считал себя в тот момент звездой, впоследствии засвидетельствовали всем полную недееспособность на международной арене.

- Чем памятна для вас совместная работа с Игнатьевым?

- Той обстановкой, которая сложилась в команде. Столь дружной она никогда еще не была. И было большой ошибкой расстаться с Игнатьевым в тот момент, когда сборная обрела наконец собственное лицо.

- Страсти вроде бы улеглись, и сейчас складывается впечатление, что со сборной работать проще, чем прежде.

- Обязательно возникнут сложности иного рода - определенных и немалых усилий потребует реорганизация команды. Она, по-моему, должна быть создана практически заново, и главное не ошибиться в тех, на кого будет сделана ставка.

- То есть комплектование должно стать принципиально иным?

- На мой взгляд, да.

- Видимо, вы призываете отказаться от услуг ветеранов?

- Ни в коем случае. Я имею в виду в первую очередь персональные ошибки, которые уже неоднократно допускались. Отказаться от ветеранов было бы неправильно - многие из них все еще полезны не меньше, чем молодежь.

- Новый тренер должен, на ваш взгляд, получить полную возможность для маневров - или результат с него все равно спросят?

- Права на эксперименты у тренера не бывает. В нынешней ситуации мы можем позволить себе потерять очки только в одном матче - с французами. В оставшихся шести о потерях не может быть и речи. Иначе не будет уверенности ни в игроках, ни в руководителях, а главное - сами они разуверятся с собственных возможностях. Результат по-прежнему стоит на первом месте. И не надо застилать глаза подготовкой к будущим событиям - на каждый конкретный матч должен вызываться оптимальный состав игроков.

- Если следовать вашей логике, то в копилку российской сборной должны лечь минимум 18 очков. Выходит, что еще одного, пусть и значительного, усилия может хватить для второго места.

- Сегодня сложно говорить о местах, а очки надо брать в каждом матче.

- На каких условиях вы бы согласились возглавить сборную?

- Это очень ответственный шаг и ответственная должность. И я бы говорил не о том, какие условия должен выдвигать новый тренер, а о мере его ответственности. В первую очередь за престиж страны. Хотя его не поднять, если будут нарушаться контрактные обязательства перед игроками и тренерами.

- Вам не удивительно было слышать, что и при Бышовце в сборной играли неизвестно за что?

- Такое слышать мне удивительно всегда. Убежден, что наша федерация в состоянии создать приемлемые условия.

- Украинский пример с его институтом сборных может служить примером для подражания?

- К сожалению, у нас нет такой фигуры, какой на Украине по праву стал Лобановский. Авторитет руководителя такого института должен оказывать влияние на все властные структуры, которые и определяют у наших южных соседей всю политику футбола. Неплохо, конечно, было бы найти и в России человека, чьи идеи доходили бы по назначению.

- На ваш взгляд, возможно ли коллективное руководство командой?

- Наверное, да, коль игроки разбросаны по многим клубам.

- Вы готовы вступить в альянс с кем-либо из кандидатов?

- Готов сотрудничать со всеми тренерами. Без исключения.

Михаил ПУКШАНСКИЙ