Газета Спорт-Экспресс № 288 (1897) от 25 декабря 1998 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 3

25 декабря 1998

25 декабря 1998 | Баскетбол - Евролига

БАСКЕТБОЛ

ЕВРОЛИГА

"АВТОДОР" НА ПЕРВОМ ЭТАПЕ

ГЛАЗАМИ Александра СИДЯКИНА И ЭКСПЕРТОВ "СЭ"

ИТОГИ ПЕРВОГО ЭТАПА

Жалею только о том, что мы подошли к Евролиге не в лучшем состоянии - а ведь команде выпал редкий шанс. Подразумеваю под этим все: от общей ситуации в стране до нашей готовности. Не могу сказать, что кто-то выступал в Евролиге хуже, чем может. В коллективе нет таких, кто бы не отдавался игре целиком, испугался или смалодушничал. Другой вопрос, хватает ли у баскетболистов умения для такого турнира, как Евролига? Не люблю жаловаться, но не могу не сказать о неблагоприятном стечении обстоятельств. Везения у нас не было вовсе, а без него выиграть всегда сложно, а уж что-то серьезное при соперничестве равных команд - вдвойне. Плюс травмы, болезни и прочие проблемы выбивали из строя всех игроков, кроме Хижняка, Хряпы и Милосердова. Для клуба, который в Саратове сейчас фактически строят заново, это стало слишком тяжелым испытанием. Нам просто не хватило времени.

ЭКСПЕРТИЗА "СЭ": После хорошего старта волжане проиграли уже 7 матчей подряд. Но "Автодор" может стыдиться только двух поражений в этой серии: домашнего от "Таугреса" и выездного от "Иньиса". Во всех остальных случаях саратовцы уступали либо в борьбе, либо по недоразумению или невезению. В Каунасе худший свой матч в "Автодоре" провел Эйникис, в Витории команду подкосили грипп и судьи. Трижды соперникам просто повезло, а в Саратове "Фенербахче" оказался опытнее и спокойнее. Саратовцы любят рассуждать о том, что было бы, если бы Нвосу забросил два штрафных в Стамбуле, а Фуарест и Схолтен не реализовали невероятные трехочковые. Тогда бы, наверное, "Автодор" легко решил задачу сохранить место в Евролиге, но действительность оказалась менее радужной, хотя и не столь печальной.

КТО КАК ИГРАЛ

Состав был собран громкий. Фетисов, Эйникис, Пашутины, Нвосу, Штелмахерс - каждый из них чего-то добился за свою карьеру и имеет репутацию мастера. Но каждый в отдельности, а не все вместе. Не удалось объединить их усилия, создать единое целое, работающее, как отлаженный механизм. Играли мы совсем не в тот баскетбол, который хотелось видеть в идеале. Медленные действия и большое количество ошибок - вот что такое "Автодор" на первом этапе. К Эйникису и Пашутиным, которые считаются лидерами команды, я не могу предъявить претензий ни по самоотдаче, ни по качеству игры. Доволен и тем, как выступал с незалеченной травмой Фетисов, проявлявший себя в отдельных матчах просто блестяще. Вышел на новый уровень Пашутин-младший, добились значительного прогресса Хижняк и Хряпа, однако результат не радует. Полагаю, что виноватых искать не стоит. Евролига - такой турнир, где нужны опыт и умение использовать козыри, а такие качества приходят со временем. Уверен: выпади команде второй шанс, она бы добилась лучшего результата. У нее есть возможность превратиться в коллектив, не допускающий сбоев, за которые нас наказывали.

ЭКСПЕРТИЗА "СЭ":Саратовские неудачи отличаются от схожего выступления соседей из Самары тем, что у волжских клубов несравнимые составы. У "Самары" он был довольно слабым: уровню главного Еврокубка соответствовали от силы 4 баскетболиста. Под началом же Сидякина собрались игроки с куда более звучными именами и способные на гораздо большее, нежели 2 победы из 10 возможных.

Захар Пашутин из хорошего игрока превратился в мастера. Он не провалил ни одного матча в Евролиге, освоившись в роли лидера. Его старший брат Евгений лишний раз доказал, как много он значит для команды. Одно его присутствие на площадке удваивает силы партнеров. Проявить себя полностью ему не позволила досадная травма, но Поцекко или Абдул-Рауф не могут похвастать победами в споре с разыгрывающим "Автодора". До старта Евролиги у руководства клуба были сомнения, что Эйникис выдержит конкуренцию с другими центровыми, но литовец играл хорошо, а порой просто блестяще. Самым нестабильным в составе "Автодора" оказался Фетисов. Он чередовал блестящие выступления с серыми или откровенно провальными. Но, так или иначе, у саратовцев никогда не было столь сильного форварда.

Нвосу был одним из лучших, если хотел играть, но желание у Джулиуса пробуждалось крайне редко. От Штелмахерса ждали большего. Латыш оказался хорошим баскетболистом, который все действия на площадке выполняет с одинаковым успехом, но ничего не делает лучше всех. По большому счету Штелмахерс помог "Автодору" только в двух матчах. Больше других разочаровал Чикалкин. Как он умеет играть, бывший самарец продемонстрировал в Стамбуле, где набрал 14 очков, и дома во встрече с "Жальгирисом". Но этим и заканчиваются достижения снайпера, так и не вписавшегося в команду. Иногда создавалось впечатление, что Чикалкин просто не понимает партнеров.

Самым большим открытием в "Автодоре" стал Хижняк. Когда долговязый и нескладный украинец приехал на смотрины, над ним посмеивались. Он же работал и в итоге научился использовать свои 216 сантиметров роста по назначению. В атаке дела обстоят похуже, но это дело поправимое. Хряпу Сидякин называет самым быстрым игроком в российском баскетболе. У наставника нет к нему абсолютно никаких претензий по защите, но в нападении этому форварду недостает здоровой игровой наглости, которой отличается, например, армеец Кириленко. Милосердов, по его собственному признанию, до Евролиги еще не дорос. Но, в любом случае, дебют 18-летнего защитника провалом назвать нельзя.

Нигериец Бенджамин сыграл лишь однажды, в Варезе, где не растерялся. Однако другого шанса он не получил из-за проблем с визами и собственной разболтанности. Гусев старался ничего не испортить, но не более того. Наконец, Сепелев должен был принести команде пользу, но был неузнаваем и оттого только еще больше нервничал.

КАК ПЛАНИРУЕТСЯ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПЕРИОД ДОЗАЯВОК

Я двумя руками за то, чтобы мы усилились. При этом нельзя забывать о том, что можно набрать много баскетболистов с именами и не достичь результата. Главное - не фамилии, а работа на тренировках. Уверен, что главный резерв "Автодора" кроется в улучшении командных взаимодействий. Вот когда мы сумеем прибавить в организации игры, тогда придут и успехи. Но кто бы ни приехал, он может помочь клубу, если будет заниматься должным образом.

ЭКСПЕРТИЗА "СЭ. Ясно, что если команда не хочет безропотно потерять место в Евролиге, то ей необходимо усиливаться. "Автодор" пытается укрепить состав, используя для этого отведенное регламентом время. Сейчас саратовцы ждут на просмотр кого-то из игроков, предложенных им агентами неделю назад. Выбирать будут из четырех кандидатур: Майкл Янг, Марк Янг, Деннис Уильямс и Рик Ки. Все они могут играть на позиции легкого форварда или атакующего защитника. Клуб сделает свой выбор скорее всего до новогодних праздников, чтобы внести американца в заявку и провести с ним несколько тренировок. А вот от Адониса Джордана "Автодор" отказался. Не будет в команде, как уже сообщал "СЭ", и грузинского форварда Нацвлишвили. Зато не исключена вероятность того, что волжане заявят Сергея Иванова, много лет игравшего за саратовскую команду и заслужившего, по мнению руководства "Автодора", право сыграть в главном евротурнире. Правда, неизвестно, сумеют ли они договориться о переходе с майкопским "Динамо", за который сейчас выступает Иванов. Но у саратовского клуба есть желание вернуть к себе на полгода этого форварда. Последний кандидата усиление - камерунский защитник Фабьен Нде. С ним проблем меньше всего, и он наверняка будет заявлен на Евролигу.

ТУРНИРНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Терять нам уже нечего. Как говорится, пан или пропал. Уверен, что на тот же "Панатинаикос", обыгрывающий в Евролиге всех подряд, никого из ребят особо настраивать не придется. Тем более что они знают, как выигрывать у этих греков. Нам необходима одна победа, чтобы обрести психологический комфорт. Если выиграем, команда сразу воспрянет духом и будет способна решить любые задачи. Поражение всегда угнетает. Так что до тех пор, пока мы не потерям последние теоретические шансы, списывать "Автодор" не стоит.

ЭКСПЕРТИЗА "СЭ":"Автодор" в шаге от вылета, но особого уныния по этому поводу никто не испытывает. В Саратове считают, что их команда может обыграть любого соперника, что недалеко от истины. Впрочем, и проиграть россияне в Евролиге могут тоже кому угодно. Если на втором этапе "Автодор" не прервет свою удручающую серию, то за один сезон проиграет столько же международных матчей, сколько за всю предыдущую еврокубковую историю клуба. Тем не менее "Маккаби" и "Эфес Пилсен" саратовцам вполне по зубам, да и результат домашнего матча с "Панатинаикосом" еще не запрограммирован.

АВТОДОР" В ЕВРОЛИГЕ-98/99

И

М

Броски с игры

3-очковые

Штрафные

Подборы

Всего

Ср.

Всего

%

Всего

%

Всего

%

С

Ч

Всего

ЭЙНИКИС

10

334

33,4

70/168

41,7

2/8

25,0

25/29

86,2

64

35

99

З. ПАШУТИН

10

329

32,9

55/129

42,6

12/42

28,6

27/34

79,4

19

12

31

НВОСУ

5

142

28,4

23/52

44,2

0/2

0,0

14/23

60,9

27

19

46

ФЕТИСОВ

10

239

23,9

33/84

39,3

10/35

28,6

16/25

64,0

39

10

49

Е. ПАШУТИН

6

223

37,2

18/42

42,9

3/18

16,7

6/7

85,7

18

4

22

ХРЯПА

10

264

26,4

28/48

58,3

0/1

0,1

9/12

75,0

8

28

36

ШТЕЛМАХЕРС

8

186

23,3

18/42

42,9

10/28

35,7

10/13

76,9

10

1

11

ХИЖНЯК

7

84

12,0

9/16

56,3

0/0

0,0

11/12

91,7

16

9

25

ЧИКАЛКИН

9

113

12,6

13/42

31,0

9/29

31,0

0/0

0,0

5

3

8

МИЛОСЕРДОВ

10

96

9,6

11/20

55,0

6/11

54,5

2/3

66,7

3

1

4

ИЗИ

1

5

5,0

1/2

50,0

0/0

0,0

0/0

0,0

0

1

1

СЕПЕЛЕВ

3

21

7,0

1/4

25,0

0/1

0,0

0/0

0,0

1

0

1

ГУСЕВ

2

14

7,0

0/1

0,0

0/0

0,0

0/0

0,0

0

2

2

ВСЕГО

2050

280/650

43,1

52/175

29,7

120/158

75,9

210

125

335

ОППОНЕНТЫ

2050

275/581

47,3

71/178

39,9

192/256

75,0

229

89

318

ПР

ПХ

ПТ

Ф

Очки

Всего

Ср.

ЭЙНИКИС

10

20

12

27

167

16,7

З. ПАШУТИН

29

14

20

37

149

14,9

НВОСУ

4

4

11

19

60

12,0

ФЕТИСОВ

10

18

29

25

92

9,2

Е. ПАШУТИН

31

9

9

20

45

7,5

ХРЯПА

11

11

14

22

65

6,5

ШТЕЛМАХЕРС

9

13

16

15

56

5,6

ХИЖНЯК

1

6

6

16

29

4,1

ЧИКАЛКИН

5

4

3

8

35

3,9

МИЛОСЕРДОВ

3

5

8

10

30

3,0

ИЗИ

0

0

0

0

2

2,0

СЕПЕЛЕВ

1

0

1

3

2

0,7

ГУСЕВ

0

1

1

1

0

0,0

ВСЕГО

114

105

130

203

732

73,2

ОППОНЕНТЫ

111

100

112

188

813

81,3