Газета Спорт-Экспресс № 273 (1882) от 7 декабря 1998 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 2

7 декабря 1998

7 декабря 1998 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ

Виктор ШАЛИМОВ

В МОЕМ "СПАРТАКЕ" НИКТО НЕ ЖАДНИЧАЛ

Лучшим бомбардиром чемпионата СССР Виктор Шалимов становился в сезоне-75/76, набрав тогда за результативность 53 очка (28+25).

- В детстве вы много забивали?

- Достаточно. В ту пору я действовал на позиции центрального нападающего, в тройке мы играли вместе с Коротковым и Мысиным, который потом за киевское "Динамо" и "Крылья Советов" выступал. С приходом Климова наше звено стало еще более результативным, и наставники, как правило, оставались нами довольны.

- А кто вас тренировал?

- Афанасьев, Тазов, но самое большое влияние оказал Александр Иванович Игумнов. От него я получал не только ценные советы, связанные непосредственно с хоккеем. Он вообще учил меня уму-разуму, как еще не оперившегося юнца.

- Кому вы старались подражать на площадке?

- В кого играли мальчишки, безумно влюбленные в "Спартак"? Конечно же, в Старшинова, в Майоровых. А уж когда я впервые примерил спартаковскую форму, счастлив был безмерно. Особенно приятно было то, что в "Сокольники" болельщики приходили рано утром, когда на льду появлялись самые маленькие, и уходили лишь вечером, когда звучала финальная сирена во встрече молодежных команд. Особенно принципиальными для нас были матчи со школой ЦСКА. Кстати, нашей тройке на льду не раз противостояло ведущее армейское звено Лебедев - Анисин - Бодунов. Сейчас не вспомню, кто чаще выигрывал, знаю лишь, что явного преимущества не было ни у кого.

- В то время вы уже обладали каким-то коронным броском?

- Щелкал я редко. Обычно старался с правого края кистевым броском послать шайбу в дальний нижний угол. Летом мы отрабатывали броски на фанере. Впрочем, еще во дворе соревновались, кто дальше пошлет шайбу.

- Вашими первыми партнерами в команде мастеров стали...

- ...Крылов и Гуреев. Самое интересное, что Старшинов, будучи центрфорвардом, почему-то считал, что я должен играть на краю.

- Вам, вероятно, повезло, что успели застать старшиновскую тройку?

- Да, причем я многое почерпнул у этих игроков. К примеру, у Бориса Майорова был классный прием шайбы: для него не существовало неудобных передач - он мог укротить любую шайбу. Поразительная техника. Старшинов же, с которым мне довелось поиграть и после его возвращения из Японии, был всегда нацелен на гол и на пятачке перед воротами не знал себе равных.

- Да, в тот период учителей действительно хватало.

- В "Спартаке" была прекрасная компания: Фоменков, Борисов, Ярославцев, Зингер, Макаров, Кузьмин, Мигунько... Неудивительно, что в 1969 году под руководством Николая Ивановича Карпова красно-белым удалось стать чемпионами СССР.

- Чем отличалась та команда?

- Духом и мастерством. Иначе ей никогда в жизни не удалось бы опередить ЦСКА, где в нападении играли такие тройки, как Викулов - Полупанов - Фирсов, Михайлов - Петров - Харламов, Моисеев - Мишаков - Ионов.

- Если не изменяет память, золотую медаль вы тогда не получили.

- Нет, потому что участвовал лишь в нескольких матчах. После того как "Спартак" стал чемпионом, я даже забросил две шайбы ленинградскому СКА.

- В команде вы сразу почувствовали себя уверенно?

- Пожалуй, да. И все благодаря поддержке опытных игроков, которые уделяли мне много внимания.

- Вам нравилось забивать или вы испытывали удовольствие и от сделанных голевых передач?

- В "Спартаке" никто не жадничал. Если партнер находился в лучшей позиции, ему тут же следовал пас. А истинную радость каждый из нас испытывал только тогда, когда команда побеждала.

- При каких обстоятельствах вы оказались в тройке с Владимиром Шадриным и Александром Якушевым?

- Их партнер Александр Мартынюк получил серьезную травму, и меня поставили на его место.

- С тех пор вы его никому не уступили...

- Старался не отставать от своих уже достаточно именитых партнеров, которые ко мне прекрасно отнеслись. Ну а кому было с ними выходить на лед, решал не я, а тренеры.

- Один из самых ярких матчей ваша тройка провела на финише олимпийского турнира в Инсбруке в феврале 1976 года. Честно говоря, после шайбы, заброшенной Новаком за 6 минут до конца, когда счет стал 3:2 в пользу сборной Чехословакии, мне, сидевшему на 12-м ряду ледового дворца "Тиволи", казалось, что во второй раз нам соперника уже не догнать. И тут...

- И тут мы ворвались в чужую зону. Ляпкин бросил по воротам, Холичек отбил - смотрю, шайба у меня на крюке. Только атаковать неудобно. Зато Якушев моментально открылся, и я сразу сделал ему передачу. Ну а он из таких ситуаций никогда не промахивался. Для победы на Олимпиаде ничьей нам хватало. Но и в очном поединке страшно хотелось доказать, что мы сильнее основного конкурента. И после шайбы Валерия Харламова сомнений в этом ни у кого не осталось.

- Можно ли сказать, что тот матч был самым драматичным за время ваших выступлений в сборной?

- Безусловно. Посмотрите, как менялся счет - 0:2 (при нем мы две минуты играли втроем против пятерых и выстояли), 2:2, 2:3, 3:3 и 4:3! Настоящая драма.

- Если в той игре вы прекрасно ассистировали, то годом раньше на чемпионате мира в Германии в решающем матче с той же сборной ЧССР забросили две шайбы, позволившие нашей команде добиться успеха.

- Что ж, было и такое.

- В тройке с Якушевым и Шадриным вы являлись самым младшим, а в звене с Сергеем Капустиным и Сергеем Шепелевым, наоборот, самым старшим.

- Да, Шепелев был моложе меня на четыре года, а Капустин - на два. Но это не имело никакого значения. Лидерство между собой мы не делили.

- Вероятно, поэтому вы быстро нашли общий язык с новыми партнерами. И не без их помощи забросили очень красивую и важную шайбу в ворота шведов на чемпионате мира-81. И, конечно же, нельзя забыть финального матча с хозяевами льда на Кубке Канады-81. И счет получился разгромным - 8:1, и игра вашей тройке удалась - чего стоят только три шайбы Шепелева!

- Между прочим, накануне того поединка наше звено также забросило три шайбы - в ворота чехословацких хоккеистов.

- А вы считали, сколько голов забили за всю карьеру?

- Нет. Но, думаю, больше пятисот.

- Кто для вас в Союзе был самым труднопроходимым защитником?

- Валерий Васильев из "Динамо" и Александр Гусев из ЦСКА.

- А кому из вратарей сложнее всего было забросить шайбу?

- Владиславу Третьяку и Виктору Коноваленко - против него мне тоже посчастливилось играть.

- Вы прирожденный бомбардир или развили качества снайпера на тренировках и в играх?

- На мой взгляд, бомбардиром нужно родиться.

- И футбольным тоже? Догадываетесь, почему об этом спрашиваю?

- Догадываюсь. Знаете, что я и в футбол в нападении в юности играл.

- И, видимо, неплохо, если сам Николай Петрович Старостин вас в "Спартак" приглашал.

- Да, даже пару таймов за дубль 30 лет назад провел. И если бы не хоккей...

Леонид ТРАХТЕНБЕРГ