Газета Спорт-Экспресс № 268 (1877) от 1 декабря 1998 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

1 декабря 1998

1 декабря 1998 | Фигурное катание

ФИГУРНОЕ КАТАНИЕ

Алексей УРМАНОВ

ВОПРОС "ЗАЧЕМ ТЫ ВЕРНУЛСЯ?" СТАВИТ МЕНЯ В ТУПИК

Всего полгода назад об Алексее Урманове говорили лишь скорбным шепотом. Шли Игры в Нагано, куда Урманов не попал из-за тяжелой травмы, а сам олимпийский чемпион жил отшельником в родном Петербурге и очень страдал из-за нелепой ситуации, в которой он оказался.

Сегодня все по-другому: отпраздновав в ноябре свое 25-летие, Урманов сделал себе прекрасный подарок - выиграл пятый этап серии "Гран-при" в Москве и зарезервировал место в финале Кубка мира.

- Кому принадлежит идея использовать музыку Баха для вашей новой короткой программы?

- В этом сезоне с нами работает новый хореограф Мария Большакова. В августе в Испании она поставила мне эту программу. На мой взгляд, получилось очень симпатично, хотя мне с Большаковой работать было непросто, да и ей пришлось помучиться со мной. Маша ведь пришла в фигурное катание из театра, и ей поначалу было трудновато понять, по каким законам живет фигурное катание в целом и мужское одиночное в частности. Театральные спектакли и выступления на льду при своей внешней схожести все-таки разные вещи.

- На московском "Гран-при" внимание привлек не только выбор музыки, но и ваш костюм.

- Сначала я был категорически против фрака - мне казалось это старомодным. Да и вообще я с трудом представлял себя во фраке. Но я ошибался, костюм очень удобный и на льду неплохо смотрится.

- Вы собирались исполнить четверной прыжок в произвольной программе на Кубке России?

- Нет, потому что он еще не готов. Четверной я буду тренировать к чемпионату страны.

- Планируете ли вы выступать на соревнованиях серии Pro/Am, чрезвычайно популярных в этом году?

- Нет. В моей программе еще много откровенно сырых мест, над которыми надо поработать. Поэтому, прежде чем думать о Pro/Am, надо как следует потренироваться.

- То есть даже после пропущенного года вас не интересуют внушительные призовые, которые платят на турнирах этой серии?

- Меня и до травмы деньги особо не волновали, поэтому я редко участвовал в смешанных профессионально-любительских соревнованиях. Надеюсь, что и в будущем не стану рабом золотого тельца: ведь главное в жизни - делать то, что тебе нравится. В некотором смысле турниры Pro/Am бесполезны. Они ничему не учат спортсменов, а значит, не представляют для меня интереса.

- В Детройте на турнире "Скейт Америка" вы встретились с одним из самых "любимых" своих соперников, трехкратным чемпионом мира Элвисом Стойко. Поговорили с ним?

- Да, тем более что тема для разговора у нас была. Мы с Элвисом по странному стечению обстоятельств получили схожие травмы. Поэтому в Детройте я прежде всего поинтересовался, как он лечился и восстанавливался. Элвис охотно обо всем этом рассказал, я в, свою очередь, поделился с ним своим опытом в этой области.

- А вам не кажется авантюрой выход Стойко на лед всего через три месяца после такой травмы? Ведь вам в аналогичной ситуации понадобился целый год.

- Элвис лечился не три месяца. Травму он получил на Олимпиаде в феврале, а к полноценным тренировкам приступил в сентябре, хотя выступать в различных шоу пытался еще летом. Полугода же вполне достаточно для того, чтобы залечить травму. Мне это не удалось лишь потому, что с самого начала я неправильно себя вел: дергался, бежал на лед, чего совершенно не надо было делать. То есть я сам затянул процесс выздоровления.

- Вы прокатали одну треть Тура Коллинза - 25 выступлений в различных городах США. Какие остались впечатления?

- Не могу сказать, что в Америке меня принимали на ура, так как мой показательный номер на песню Майкла Джексона был далек от совершенства. Но в целом ощущения остались хорошие.

- Сейчас группа Алексея Мишина живет и тренируется в США. Условия вас уcтраивают?

- Мы пока обосновались в 45 минутах езды от Вашингтона. Там есть такой маленький городок - я даже не помню точно его названия, в котором сейчас тренирует Рашид Тагеркаев, некогда входивший в сборную СССР и выступавший в паре с Еленой Квитченко.

- Вы снимаете там жилье?

- Нет, живем у Рашида в доме. Он достаточно просторный, и места хватает всем. Алексей Николаевич занимает одну комнату, мы с Женей Плющенко - другую. Готовит нам жена Рашида Маша.

- Значит, ситуация с ремонтом "Юбилейного" в Петербурге вас совершенно не угнетает?

- Еще как угнетает. У меня же в Питере мама осталась и друзья. Но пока у нас с Мишиным и Плющенко нет другого выхода. Я надеюсь, что скоро в Петербурге будет свой лед. Сегодня я узнал, что в "Юбилейном" уже включили холодильные установки. Впрочем, сколько раз нам уже говорили, что каток откроют 1 октября, ноября, декабря, вот только не уточняли, в каком году это произойдет.

- Кого вы считаете своими главными соперниками в этом сезоне?

- Соперников у меня будет предостаточно: это и Женя Плющенко, и Саша Абт, и Алексей Ягудин, и целый ряд зарубежных спортсменов. Пока я сидел дома и ничего не делал, а длилось это даже не год, а почти два года, ребята тренировались, росли - и прилично выросли. А я только и мог, что "елочкой" по катку передвигаться. Так что это я, а не они сейчас в роли догоняющего.

- Что бы вы могли сказать тем, кто мечтает увидеть вас двукратным олимпийским чемпионом?

- Во-первых, люди, которым удалось несколько раз выиграть Олимпийские игры, - гении, к которым я себя не отношу. Во-вторых, им должна сопутствовать удача, без нее на Олимпиаде делать нечего. Если все это сложить вместе, то не только моя победа, но даже мое участие в следующих Олимпийских играх выглядит сомнительным. Ведь через 4 года появится много новых сильных одиночников, которым придется либо уступить дорогу, либо тебя самого вежливо попросят из любителей.

- Что же тогда заставило вас вернуться после травмы? Есть ли у вас в спорте какая-то главная цель?

- Наверное, любой настоящий спортсмен должен мечтать выиграть все - иначе зачем так мучить себя годами тренировок. Поэтому, кстати, многие профессионалы то и дело возвращаются в любители: невыигранный турнир, будь то чемпионат мира, Европы или Олимпийские игры, не дает им спокойно спать по ночам, грызет изнутри. А вообще вопрос: "Зачем ты вернулся?" - ставит меня в тупик. Я же никуда не уходил из любительского спорта, не улетел на Луну, не умер! В моей карьере по независящим от меня причинам был вынужденный перерыв, который, слава Богу, закончился.

Мария САВЧЕНКО