Газета Спорт-Экспресс от 12 сентября 1998 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

12 сентября 1998

12 сентября 1998 | Теннис

ТЕННИС

US OPEN-98

НЕ НАШЛОСЬ ДОМА СПОНСОРОВ ДЛЯ Нади ПЕТРОВОЙ

Евгений РУБИН

из Нью-Йорка

Старый приятель - московский журналист - признался мне: "Только здесь, в Нью-Йорке, я узнал о том, что есть у нас в России победитель турнира "Большого шлема" нынешнего года. До сих пор ничего не слышал о его существовании".

Зовут чемпионку Надежда Петрова. В июне она выиграла Открытый чемпионат Франции. Правда, среди девушек - Наде 18 лет. Конечно, ни той славы, ни тех денег, что победа в турнире взрослых, этот успех не дает. Но взрослых чемпионов Россия в этом сезоне не выдвинула. За их неимением победа Нади в Париже тем более должна бы быть замеченной и отмеченной.

Сейчас она играет на US Open. Попасть в женский турнир Петровой не удалось: два матча в квалификационных состязаниях выиграла, а на третьей противнице споткнулась. Теперь она добралась до четвертьфинала среди девушек и не собирается на этом останавливаться.

В мировом рейтинге юниоров она стоит 6-й, но после окончания US Open скорее всего поднимется повыше.

Надя - москвичка. Но последний год живет в Польше, в Кракове. Привез ее туда вместе с мамой Анджей Глински - человек, с которым у нее никаких родственных связей нет. О том, как они познакомились, зачем он выписал ее из России в Польшу и почему Надя согласилась, я выяснил из разговора с обоими. Разговаривали мы по-русски, но Анджей время от времени переходил то на польский, то на английский.

-Анджей, как вам стало известно о существовании Надежды Петровой?

- Это было летом прошлого года. Мне позвонил приятель, известный польский тренер, и рассказал о том, что видел на турнире в Израиле хорошую девочку - одаренную, многообещающую, думающую. Я связался с ее матерью и пригласил их на две недели в Краков, где живу, чтобы самому посмотреть, что она собой представляет. Я был теннисистом, до сих пор связан с этой игрой, люблю ее. В общем, могу разобраться, есть ли у парня или девушки способности. Надя мне понравилась. Я сделал ей предложение остаться в Кракове, они с матерью согласились.

-И вы заключили с ней контракт?

- Вроде этого. Написали бумагу об условиях их переезда. Я взял на себя обязанности обеспечить их жильем и оплачивать все их расходы - на тренеров, аренду кортов, поездки на турниры. У Нади обязанность одна - научиться хорошо играть в теннис. А потом, когда она станет сильным игроком, мы будем получать небольшой процент от ее гонораров.

-Проще говоря, вы - ее спонсор. И много у вас еще подопечных?

- Она - единственная.

-Но пока проценты от ее заработков не могут быть источником вашего существования. Вы занимаетесь еще чем-то?

- У меня три предприятия: фирмы по оборудованию магазинов, по торговле недвижимостью и строительная. Теннис не приносит мне ничего, кроме расходов. Но я предвижу, что у Нади хорошее будущее.

-Теперь несколько вопросов к вам, Надя. Давно ли и при каких обстоятельствах вы увлеклись теннисом?

- Как все это получилось, трудно сказать. Мы с папой иногда играли в теннис прямо на улице пластиковыми ракетками и мягким мячом. Родители любили смотреть теннис по телевизору. И в один прекрасный день мама решила отдать меня в Академию тенниса, которой руководил Андрей Артемович Арунов. Платили мы сравнительно немного, потому что я была сильнейшая. Но хотя мама и папа работали, это был большой расход для семьи. К счастью, папа получил работу в Египте, и, когда мне было 12 лет, мы переехали в Каир, где я прожила до 15 лет. Папа и сейчас там. А мама со мной.

-Как вам живется в Кракове?

- Мне этот красивый город очень нравится. Вокруг много зелени. У нас однокомнатная квартира в старом городе. Нам с мамой не тесно. К тому же мама часто уезжает в Москву.

-Она ездит с вами на все турниры?

- На них я езжу с тренером. Иногда и мама приезжает.

-Ваши тренировочные корты близко от дома?

- В маленьком Кракове все близко.

-Много вы работаете?

- Тренировки у меня два раза в день по полтора часа. И через день физическая подготовка. Для этого есть отдельный тренер.

-Сильно ли вы поднялись в рейтинге после переезда в Польшу?

- Когда Анджей пригласил меня в Краков, я была 128-й. Значит, на 122 места.

-Вы играете и тренируетесь, чтобы облегчить себе поступление в университет или чтобы стать теннисным профессионалом?

- Я мечтаю о теннисной карьере. А об университете мне пока еще рано думать. После возвращения из Нью-Йорка я пойду в десятый класс английской школы.

-Анджей, сколько турниров вы наметили для Нади в следующем году?

- Точно сейчас не скажу. В этом у нас получилось 12 взрослых и 6 юношеских. Наверное, примерно столько же будет и в следующем.

-Если турнир, включая дорогу, длится в среднем дней десять, все вместе займут полгода. Когда же учиться?

- В школе известен наш план. Надя будет получать задания, брать с собой в поездки учебники, и после каждого возвращения учителя смогут ее проэкзаменовать.

-А сколько Надя заработала за год? Я бы не стал спрашивать, если бы эти данные о теннисистах не публиковались.

- Могу сказать только приблизительно: что-то около 8 тысяч долларов, если исключить налоги.

-При переходе во взрослый разряд эта сумма, насколько я понимаю, вырастет значительно?

- Да. Девочка, которая сумела пробиться в число 50 лучших, через год зарабатывает теннисом до 150 тысяч долларов за сезон.

-Те, кто входит в эти полсотни, обычно нашивают на свои спортивные костюмы эмблемы фирм, производящих спортивные товары, за что получают от них приличные суммы. У вас предложений для Нади от таких фирм нет?

- С этим мы пока не спешим, хотя фирмы обращаются.

-Надя, почему же все-таки вы покинули Москву ради Кракова?

- Все просто. В Польше нашелся спонсор. Ни в России, ни в Египте мне никто ничего не предлагал. Если бы я не поехала к Анджею, то, думаю, сейчас бы не играла в теннис. Для того, чтобы ездить на турниры, нужны деньги.

-Какую страну вы будете представлять, повзрослев и став известной теннисисткой?

- Россию. Так решили мы с мамой. Я и говорить-то по-польски не умею и не учусь.

Надя права. Ее переезд объяснить просто. Труднее мне из моего американского далека объяснить, почему в России, где сейчас создан простор для развития частной инициативы, не находятся свои спонсоры. Соотечественнику отыскивать теннисные таланты легче, чем иностранцу узнавать о них от знакомых тренеров. Ведь такого рода предпринимательство обещает бизнесмену, солидно поставившему дело, хорошие дивиденды.

P.S. Надежда Петрова стала единственным российским игроком, пробившимся в четвертьфинал юниорского US Open. Результаты матчей третьего круга, сыгранных в четверг. Девушки. Одиночный разряд. Петрова (6) - Нивес Кулум (Словения) - 6:0, 6:4. Ирода Туляганова (Узбекистан) - Лина Красноруцкая (Россия) - 6:1, 2:6, 6:4. Юноши. Одиночный разряд. Давид Налбандян (Аргентина, 10) - Михаил Южный (Россия) - 6:3, 6:2. Парный разряд. Энди Рам/Зовро Зовко (Израиль - Хорватия, 6) - Кароль Бек/Южный (Словакия - Россия) - 6:4, 6:4.