Газета Спорт-Экспресс от 7 сентября 1998 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 1

8 сентября 1998

8 сентября 1998 | Легкая атлетика

ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА

"ЗОЛОТАЯ ЛИГА" В ЛУЖНИКАХ УДАЛАСЬ. ОЧЕРЕДЬ - ЗА ЛИГОЙ ЧЕМПИОНОВ

Валентин ХАВИН

Первый розыгрыш "Золотой лиги ИААФ" финишировал. Джек-пот в миллион долларов поделен на троих - иного, наверное, и быть не могло, если учесть, что заключительные старты проходили в России. Перед итоговым гала-представлением в Лужниках претендентов было четверо. Тех, кто на протяжении без малого двух месяцев исправно выполнял условие, поставленное организаторами и спонсорами Golden League: победить на всех шести ее этапах. Безусловным лидерам сезона оставалось довершить дело в московском финале, и один из них все-таки дрогнул. Пожалуй, закономерно, что лишним оказался американский барьерист Брайан Бронсон. В компании со своей соотечественницей Мэрион Джонс, эфиопом Хайле Гебреселассие и марокканцем Хишамом эль-Герружем он не смотрится - во всяком случае, пока: ни по титулам, ни по превосходству над соперниками. Куда логичнее было бы, если бы часть джек-пота досталась Светлане Мастерковой, но, увы, осечка в Монте-Карло вычеркнула россиянку из числа соискательниц.

К новому для легкой атлетики словосочетанию "Золотая лига" почти неизменно пытаются добавлять и другое - "золотая эра", подразумевая их взаимосвязь. Думаю, не так все однозначно. Безусловно, честь и хвала президенту ИААФ Примо Небиоло и его команде за то, что они начали купать "королеву спорта" в деньгах. Легкоатлеты это вполне заслужили. Только произошло это обогащение так быстро, что не все оказались к нему готовы. Есть пока еще в этом выходящем на первое место подсчете призовых, выдаче чеков вместо медалей и тому подобном нечто нарочитое, провинциально-купеческое, не присущее виду спорта королевских кровей. Но это, наверное, вопрос времени и привычки: в теннисе, например, пережившем примерно туже стремительную коммерциализацию немногим раньше, сейчас спортивная и денежная стороны турниров обрели гармонию.

Согласиться с наступлением "золотой эры" мешает другое: допущены в нее не все. Волею организаторов избираются виды, входящие в "Гран-при" или нет. Если у некоторых спортсменов есть альтернатива (бежать 100 или 200, 5000 или 10 000 метров), то прыгунам или метателям остается лишь ждать "свыше" включения в число избранных. Для дебютной "Золотой лиги" отобрали 12 дисциплин, и 9 пришлись на бег. Пропорция не очень-то справедливая, зато очень подходящая для всемогущего телевидения.

При таком подборе не удивляет и география распределения главных наград: две трети миллиона отправляются в Африку, одна - в Америку. Европе не досталось ничего, хотя главный спонсор лиги - шведская компания Ericsson - наверняка видела в числе возможных лауреатов Людмилу Энквист. Но экс-россиянка из-за травмы не смогла оправдать ожиданий.

И в розыгрыше Гран-при ИААФ, который в отличие от Golden League проводился уже в 14-й раз, представители Старого Света не преуспели. Эль-Герруж сменил в роли легкоатлета года номер один Уилсона Кипкетера (европейцем датчанина из Кении можно считать лишь с изрядной долей условности), а Джонс - немку Астрид Кумбернусс.

Ну а что же Россия? Наша страна не осталась на обочине хотя бы потому, что оказала достойный прием первому финалу "Золотой лиги" в труднейшее для себя время. Не подкачали и спортсмены. Победы, которые одержали в Лужниках Светлана Мастеркова, Максим Тарасов и Наталья Садова, доказали: в преддверии ЧМ-99 в Севилье и Олимпиады-2000 в Сиднее можно сохранять оптимизм. Слухи о том, что отечественная легкая атлетика дышит на ладан, сильно преувеличены. Хотя и о "золотой эре" говорить применительно к ней не стоит.

А обновленные Лужники, о которых участники и гости "Золотой лиги" отзывались исключительно в превосходных эпитетах, ждут новых зарубежных звезд. На исходе сентября стадион принимает другую лигу - чемпионов. Футболисты московского "Спартака" встречаются здесь с мадридским "Реалом".