Газета Спорт-Экспресс от 29 августа 1998 года, интернет-версия - Полоса 2, Материал 3

29 августа 1998

29 августа 1998 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ВЫСШИЙ ДИВИЗИОН. 23-й ТУР

ТКАЧЕНКО МОЖЕТ ОСТАВИТЬ "БАЛТИКУ" ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ СЕЗОНА

"Балтика" за два предыдущих сезона, которые она провезла в высшей лиге, приглянулась многим. Но сейчас положение команды иначе как бедственным не назовешь. Хотя перед началом сезона руководство клуба и предприняло все усилия для того, чтобы сохранить в основном прошлогодний состав. И когда после 10-го тура "Балтика" занимала четвертое место в чемпионате России, показалось, что турнирное будущее калининградцев безоблачно. Но затем - покатилась вниз, и это стало громом среди ясного неба.

-Накануне сезона вам,, наверное, и в страшном сне не могла присниться сегодняшняя ситуация? - с таким вопросом корреспондент "СЭ" обратился к главному тренеру калининградцев Леониду Ткаченко.

- Действительно, если бы мне кто-то сказал даже не накануне сезона, а два месяца назад, когда мы занимали четвертую-пятую позицию в турнирной таблице, что произойдет такой сбой в игре команды, то посчитал бы это злой шуткой. А причин случившегося с нами - много.

-Наверняка одна из них - участие "Балтики" в Кубке Интертото.

- Считаю, что в этом моя самая большая вина. Как мог я, опытный тренер, согласиться на участие в этом турнире? На меня был оказан большой нажим со стороны руководства области, которое обещало изыскать деньги под Кубок Интертото, а главное, капитально реконструировать базу и стадион. Этот турнир не для российских команд. В нем могут участвовать только те клубы, у которых есть два равноценных состава.

-И все же это не главная причина неудач?

- Участие в Интертото, конечно, не предвещало нам такой драматической ситуации, если бы не стечение роковых обстоятельств. Это и травмы ведущих игроков Низовцева, Навоченко, Горбачева, Б. Аджинджала. И дисквалификация на пять игр Седнева и Визенка. Основная нагрузка и в чемпионате, и в Кубке легла на плечи всего 13 (!) футболистов. Сослужил нам плохую службу и неритмичный календарь чемпионата, когда мы со 2 мая по 3 июня сыграли три игры, а затем с 3 июня по 1 августа семнадцать.

-Ни один из новобранцев, кроме Седнева, в основном составе так и не закрепился. Почему?

- Мы не могли сохранить футболистов высокого уровня из-за отсутствия у клуба средств. В результате произошло усреднение класса игроков, исчезла конкуренция за место в составе. Ведущие футболисты не увидели в новичках достойных конкурентов. В их игре появилась самоуспокоенность. В результате даже те, кто определяет лицо команды - Помазун, Навоченко, Низовцев, Силин, братья Аджинджалы, - сдали в игре. В команде не оказалось лидера, способного повести за собой других. Я рассчитывал на опыт Овсянникова, Степина, но у них оказалась ущербной психология после пребывания в "Факеле", где они играли, как Бог на душу положит. У нас совсем другой подход к делу, и они из нашей обоймы выпали. Много претензий и к Седневу. Несмотря на то что он забил три мяча из стандартных положений, мы ждем от этого футболиста большего. На сборах он выглядел гораздо увереннее, чем в играх чемпионата.

-Возможно, в этой ситуации надо было повременить с продажей Баранова в "Спартак"?

- Это игрок, который умеет в футболе все. Мы его начали ставить в основной состав со второго круга 1996 года, и он рос от матча к матчу на протяжении полутора лет. Не зря же "СЭ" его признал в год его дебюта лучшим иностранным футболистом российского чемпионата. Он не только игрок хороший, но и умел создать в коллективе великолепный микроклимат. Он был лидер и на поле, и вне его. Но начиная с прошлого года мы стали замечать, что Баранов останавливается в своем росте. Беда в том, что как бы он ни сыграл все равно был лучшим. Нам с большим трудом удалось удержать его в команде по окончании прошлого сезона, хотя у него было предостаточно предложений от других клубов. У меня с Барановым состоялся джентльменский договор, что, если поступит солидное предложение, например, от "Спартака" или от какого-то зарубежного клуба, то мы не станем чинить ему препятствия. И когда такое предложение поступило, мы его и отпустили, рассчитывая за вырученные от продажи деньги приобрести три-четыре новых игрока.

-Что же помешало это сделать?

- К сожалению, деньги поступили из Москвы слишком поздно. Учитывая небогатый футбольный российский рынок, дефицит времени, мы работали по доукомплектованию команды, исходя из рекомендаций маститых тренеров, а не из личных наблюдений.

-Возможно, футболисты не играют из-за того, что им не платят денег?

- Даже находясь в тяжелейших финансовых условиях, мы продолжаем выполнять свои обязательства. У нас не было случая, чтобы игроки вовремя не получили зарплату или чтобы мы не выполнили контрактных обязательств. Не выплатили мы пока только премиальные, но так обстоит дело не только у нас. Так что финансовые трудности ни в коем случае не являются главной причиной неудач команды. За два с половиной месяца ко мне никто из игроков не подошел, не потребовал причитающиеся ему деньги и не заявил, что в противном случае он не будет играть.

-С такой игрой, какую команда показала в Тюмени, трудно рассчитывать на успех в матчах со "Спартаком", ЦСКА, "Ротором", "Локомотивом"...

- Команда вышла в Тюмени с таким настроением, будто соперники обязаны нам были подарить три очка. За исключением Навоченко, все футболисты игру провалили. По существу, мы срубили сук, на котором держались. Три дня я не Мог прийти в себя. Не привык видеть такое безволие команды, тем более в судьбоносном для нее матче. После возвращения домой у нас состоялся очередной и, думаю, последний разговор в коллективе. Вывод напрашивается один - нам надо обыгрывать команды, которые и по игре, и по составу, и по моральному состоянию стоят выше нас.

-Что будет дальше?

- Все знают, что наш бюджет один из самых тощих не только в высшем, но и в первом дивизионе. К тому же он не выполняется полностью. Нам обещают к концу года ликвидировать задолженность по бюджету клуба, но это будет уже слишком поздно. Если нам удастся остаться в высшем дивизионе, то, учитывая, что работаю в команде уже четыре года и все время решаю какую-то задачу, одну сложнее другой, у меня появилось желание хоть на время от тренерской работы отойти. На какой срок, год или два, пока не решил.

-Преемника назвать можете?

- Он есть, и очень квалифицированный специалист. С ним уже вел беседу, но пока фамилию называть не буду. Сменщик должен прийти не на голое место. Мне хотелось бы создать ему условия лучше тех, в которых работал я сам.

-Если "Балтика" вылетит в первый дивизион, какими вам представляются перспективы команды?

- Если такое произойдет, то придется разрабатывать специальную программу. Выход только один: создать команде такие же условия, какие сейчас имеет, скажем, нижегородский "Локомотив". В противном случае мы повторим путь "Уралмаша", "КАМАЗа", "Текстильщика".

Семен КУШНЕРОВ

Калининград