Газета Спорт-Экспресс от 4 июля 1998 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

4 июля 1998

4 июля 1998 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧМ-98

Роберто РИВЕЛИНО

ЧЕМПИОНАТУ ВО ФРАНЦИИ НЕ ХВАТАЕТ ОТКРЫТИЙ

Борис БОГДАНОВ

из Парижа

Если бы у журналистов, аккредитованных на чемпионате мира во Франции, было время самим играть в футбол и провести свое первенство, золото можно было бы заранее отдать сборной Бразилии. Среди тех, кто освещает ЧМ-98, немало знаменитых в прошлом футболистов из разных стран, но такого звездного состава, как у бразильцев, нет ни у кого. Тостао, Ривелино, Жерсон, Сократес, Фалкао, Зито, Жаирзиньо и, наконец, Пеле, который тоже совмещает приятные обязанности гостя ФИФА с телекомментариями, - какие имена! Но играть им некогда: для бразильской прессы, и не только спортивной, чемпионат мира - событие номер один, и работать большинству звезд приходится на износ, да к тому же чаще всего по ночам, учитывая разницу часовых поясов. Тем не менее чемпион мира 1970 года, один из лучших атакующих полузащитников в истории бразильского футбола Роберто РИВЕЛИНО, комментирующий чемпионат для телекомпании Rede Bandeirante, согласился прокомментировать его и для "СЭ".

32 КОМАНДЫ - СЛИШКОМ МНОГО

-Сеньор Роберто, сколько чемпионатов мира было в вашей биографии?

- В трех я участвовал как игрок (1970, 1974, 1978. - Б.Б.), а в качестве журналиста работаю уже на четвертом.

-До финала остается совсем немного, и, наверное, уже можно сделать какие-то выводы?

- Можно, но, честно говоря, они будут не слишком утешительными. Если говорить о качестве игры, показанном участниками этого чемпионата, то я бы не назвал его высоким. Пожалуй, футбол, который мы здесь видим, не лучше, если не хуже того, что был показан четыре года назад в Америке.

-Что именно вас разочаровало?

- Во Францию приехали 32 команды - больше, чем когда-либо. И никто не привез ничего нового! Если говорить о тактике, ни одной новинки мы не увидели. Если о новых звездах, то здесь тоже мало кого можно выделить. Лично для меня было всего два открытия - 18-летний англичанин Оуэн и нигериец Окоча.

-Но ведь во Франции собрался весь цвет мирового футбола!

- Разумеется, можно назвать многих - Зеедорфа, Бергкампа, Баджо, Роналдо, Шукера, Ортегу, других, - но все это уже известные игроки, сделавшие себе имя не во Франции. Даже Денилсон для нас, бразильцев, не открытие, мы достаточно хорошо его знаем. Я говорю о новых именах, о тех, кто раскрылся именно здесь, - вот таких почти нет.

-Кстати, 32 команды, на ваш взгляд, - это не слишком много?

- Конечно, многовато. Уже сейчас, по-моему, все устали - и футболисты, и организаторы, и мы, журналисты. Групповой турнир растянулся настолько, что казалось, будто он никогда не закончится. Три недели, за которые каждая команда провела всего по три матча! У Марио Загалло никогда, наверное, не было столько времени для тренировочной работы, как здесь... Были отдельные игры, которые запомнились: Германия - Югославия, Нигерия - Испания, Англия - Румыния. Но не могу назвать ни одной команды, которая прошла бы первую стадию на одном дыхании, проведя все три игры на одинаково высоком уровне. У всех, даже у лучших, яркие матчи чередовались с бледными, а то и провальными. Исключением в какой-то степени можно считать разве что Голландию.

-Но увеличение числа участников позволило расширить географию чемпионата.

- Не уверен, что это пошло ему на пользу. На сей раз никто из аутсайдеров так и не смог преподнести сюрприз. Ямайка, Япония, США, Корея, даже Камерун выступили очень слабо. В составе четвертьфиналистов - никаких неожиданностей, и медали, судя по всему, поделят между собой те же, кто и всегда.

СУДЬИ - ЗАЛОЖНИКИ ПОЛИТИКИ

-Ваше мнение о новых правилах, введенных ФИФА? Одни считают, что они идут на пользу футболу, другие - что только мешают.

- Понимаете, правила-то сами по себе неплохи, но вот применять их надо с умом. Беда арбитров, которые судят чемпионат мира, - в отсутствии единых критериев. За одни и те же нарушения кого-то выгоняют с поля, а кого-то вообще не наказывают. Зидан наступил на соперника и получил красную карточку, Бергкамп сделал то же самое - и ему не показали даже желтой. Баджо попал в руку чилийцу - пенальти! После этого подобных эпизодов было несколько, но арбитры их игнорировали...

-Судейство на чемпионате вообще, похоже, стало одной из дежурных тем. Только ли в неоднозначной трактовке правил дело?

- Нет, конечно. Меня поражает, насколько низок уровень подготовки некоторых арбитров. Вы видели матч Аргентина - Англия? Я говорю даже не о том, как безобразно отсудил эту игру главный арбитр-датчанин. Не то чтобы он кому-то подсуживал - нет, ошибался и в ту, и в другую сторону. Выгнал Бекхэма, хотя тот заслуживал не более чем желтой карточки, а если уж удалять, то удалять в этом эпизоде надо было и Симеоне: он сыграл гораздо грубее, чем англичанин. Но я сейчас говорю о боковых судьях: один из Омана, другой из Объединенных Арабских Эмиратов - и ни тот, ни другой толком флагом махнуть не умеют! Нарочно за ними следил... Вы, кстати, знаете, сколько платят арбитру за чемпионат мира?

-Нет.

- Тридцать две тысячи долларов! Плюс бесплатное проживание, питание, транспорт - что, разве плохо? И все это нисколько не зависит от того, сколько игр ты отсудил и как. Ну, "убил" какую-то команду, ну покритиковали тебя, не поставили на следующий этап - ничего страшного...

-Между тем, казалось бы, чемпионат мира должны судить лучшие из лучших.

- Конечно, но судейский корпус превратился в орудие большой футбольной политики. Боссам ФИФА нужны голоса, вот они и набирают судей из всех стран. Хорош ли арбитр, плох ли - нет, давайте его пригласим, пусть провалит матч, зато его национальная федерация будет нам благодарна - вот их логика! В футболе вообще сейчас слишком многое замешено на политике, на деньгах... Во Франции, слава Богу, хоть расписание матчей нормальное, а вспомните, что было четыре года назад в США: футболистам приходилось играть днем, в дикую жару, и все только потому, что так надо было телекомпаниям, купившим права на трансляцию.

-Это проблема не только футбола.

- Да, на меня, по правде говоря, даже более тягостное впечатление произвела Олимпиада в Атланте. Как мне хотелось познакомиться с Майклом Джорданом, с Сергеем Бубкой, пообщаться с другими великими спортсменами - какое там! Все закрыто, регламентировано, все работает на коммерцию, олимпийская семья - только слова...

-У вас много претензий к нынешнему чемпионату мира. Но признайтесь: есть все-таки ощущение праздника?

- Конечно, есть: народ на футбол ходит с удовольствием, болеет от души, стадионы заполнены даже на играх аутсайдеров. Да и организовано все безупречно - молодцы французы!

ЗАГАЛЛО С ГОДАМИ СТАЛ УПРЯМЦЕМ

- Понятно, что вы следите прежде всего за бразильцами. Как вам нынешняя сборная?

- Думаю, она посильнее, чем та, что выступала на ЧМ-94. У нее, как и у остальных, были здесь взлеты и падения. Второй тайм в 1/8 финала с Чили был очень хорош, как и игра с Марокко. Победа над Шотландией в стартовом матче не была столь яркой, но ее значение в другом - команда обрела уверенность в себе. Ну а с Норвегией вы сами видели - Загалло умудрился полностью развалить команду.

-В чем именно сборная-98 сильнее сборной-94?

- Та команда отличалась прежде всего собранностью, очень хорошей организацией обороны. Но в созидательном плане она нынешней проигрывала. Как и с точки зрения индивидуальных характеристик игроков. Чемпионат в США для нас выиграл Ромарио. Сегодня ярких личностей в команде больше. У нас есть Роналдо, хотя многих поначалу он разочаровал. Есть два великолепных крайних защитника - Робертс Карлос и Кафу. Есть Ривалдо. Если бы еще был Ромарио...

-Да, от его связки с Роналдо ждали очень многого.

- И Бебето - не лучшая замена. Нет, он прекрасный игрок, но у него нет того взаимопонимания с Роналдо, какое было у Ромарио и какое было у тех же Бебето и Ромарио в США.

-И при этом, что удивительно, Загалло упорно держит в запасе Денилсона.

- Даже мы, бывшие игроки Загалло, говорили ему: попробуй начать матч с Денилсоном. Ведь всякий раз, когда он выходит на замену, атаки бразильцев сразу становятся острее. А почему бы не дать сыграть Эдмундо? На тренировках он зачастую лучший. Но Загалло твердит одно: это, мол, не входит в мой тактический замысел - и все, точка.

-Загалло вообще слывет упрямцем, который не любит чужих советов. Вы знаете его много лет - он действительно такой?

- 28 лет назад в Мексике он таким не был. Когда он ставил меня на левый край, я мог сказать ему: "Послушайте, это не мое место. Дайте сыграть там, где я сильнее, или пусть выходит кто-то другой". И он соглашался! А сегодня? Зачем он заставляет Ривалдо играть справа? Этим он убивает Ривалдо, потому что тот не умеет играть справа. Но Ривалдо молчит и делает то, что ему говорят...

-А Зико? Говорят, среди игроков он пользуется даже большим авторитетом, чем Загалло.

- Зико действительно очень популярен, футболисты его любят, публика тоже, но ведь его место в команде было четко определено с самого начала: он - не тренер и в то, что касается собственно игры, вмешиваться не должен. Состав, тактика - дело Загалло, и советов он не слушает ни от кого. В том числе и от Зико.

-Насколько вообще стоит верить постоянным заявлениям руководства бразильской сборной о том, что "команда едина как никогда"?

- Ну, другого вы не услышите от руководства любой сборной. Поверьте моему опыту, абсолютного единства ни в одной команде не бывает. И то, что у нас в 1970-м оно было, - тоже легенда. Но кто сказал, что футболисты, обязательно должны быть друзьями? Если мы с вами играем в одной команде, это вовсе не означает, что после матча мы должны вместе идти в ресторан. Но вот когда мы выходим на игру, то обязаны становиться одним целым. Главное - единство на поле. Все, что происходит за его пределами, к делу отношения не имеет.