Газета Спорт-Экспресс от 8 июня 1998 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

9 июня 1998

9 июня 1998 | Шахматы

ШАХМАТЫ

МАТЧ ПРЕТЕНДЕНТОВ

ШИРОВ ЗАВОЕВАЛ ПРАВО НА МАТЧ С КАСПАРОВЫМ

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Касорлы

Хотя я не раз отмечал, что у одного из сильнейших гроссмейстеров мира россиянина Владимира Крамника весьма непростые спортивные отношения с Алексеем (Кировым, представляющим Испанию, все же хотелось верить, что наш земляк сумеет преодолеть некий психологический барьер и переломит неблагоприятно складывавшийся для него ход матча в свою пользу под занавес борьбы. И Крамник был всего в одном ходе от этого, однако самым .непостижимым образом упустил свой последний шанс: если бы в 9-й партии на 19-м ходу пошел d6-d7, то получил бы реальную возможность выиграть поединок и сравнять счет в матче. По единодушному мнению гроссмейстеров в пресс-центре, среди которых были и помощники Широва, после 19. d6-d7 позиция черных оказывалась очень тяжелой и едва ли защитимой... Однако Крамник не сделал этого хода. Почему? Об этом он сам расскажет позже, а я пока остановлюсь на событиях оказавшейся последней 9-й партии.

Крамниковская команда в выходной день подготовила для Широва в "Грюнфельде" очередной сюрприз. Ход 3. f2-f3 теория не считает сильнейшим в этом дебюте, но получаются позиции очень острые и нестандартные. Как потом выяснилось, идею применить это оружие предложил сам Крамник, а Константин Сакаев и Сергей Долматов разрабатывали варианты, которые могут возникнуть. Очень удачно угадал ходы, которые может сделать Широв, гроссмейстер Долматов. В итоге тренерский штаб Крамника точно предсказал все, что произошло в партии до 14-го хода. Причем были даже смоделированы явно не лучшие продолжения Широва. Так, например, вердикт тренеров Крамника о ходах 10... h5 и 12...Kd7 гласил: они не сильнейшие, но Широв обязательно их сделает, считали Долматов и Сакаев. И Широв пошел именно так!

Кажется невероятным, что, предвидя всю линию защиты черных, Крамник в решающий момент не нашел элементарного хода, который давал ему большой перевес - ведь все это у них стояло на доске дома...

Вообще слишком много было невероятного в этом матче. И Крамник был какой-то "невероятный", и, главное, Широв оказался на высоте в решающий момент, когда, воспользовавшись неточностью соперника, нашел ход огромной силы и красоты.

У Алексея вышла уже одна книга, которая называется "Огонь на доске". Там есть прекрасная позиция из одной его партии с Крамником (помните: у Широва не хватает фигуры, а он жертвует еще и ладью?). Теперь Алексей может смело засесть за второй том этого произведения, на обложке которого будет красоваться ход "21 ...Фb6!", принесший ему победу и в партии, и, в матче.

Итак, после редкого 3. f2-f3 партия через 15 ходов, большинство которых были заранее смоделированы командой Крамника, а ничего не знавшему об этом Широву приходилось мучительно размышлять, пришла к критической позиции.

Если бы Крамник здесь сыграл 19.d7, то партия могла развиваться так: 19. d7! Kt6 20. Kd5 е4 21. Khf4 е3 22. К:еЗ - и у белых лишняя, продвинутая далеко вперед проходная пешка и лучшая позиция. Черные могли бы на 19.d7 уйти ладьей на f8, но тогда, по выражению Крамника, "у них ни одна фигура не имела бы ходов". Позиция у черных получалась тяжелая, это не отрицали ни Лембит Олль, ни сам Широв. Однако история вообще и история шахмат в частности не признают сослагательного наклонения. И в истории шахмат теперь записано: "Алексей Широв Владимир Крамник, Касорла, 1998 год, 5,5:3,5". Всего один слабый ход сделал в этой партии Крамник, но он стоил ему матча с Каспаровым. И энного количества сотен тысяч долларов.

Широв же совершил невероятное и абсолютно неожиданно для многих завоевал право на матч с чемпионом мира! Он повторяет путь своего великого земляка рижанина Михаила Таля. Впереди у Алексея матч с Каспаровым - а вдруг?..