Газета Спорт-Экспресс от 28 мая 1998 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

28 мая 1998

28 мая 1998 | Футбол

ФУТБОЛ от "СЭ"

Горан ДЖОРОВИЧ: "МОЛОДОЙ СИМПАТИЧНЫЙ ЮГОСЛАВ ХОЧЕТ ЖЕНИТЬСЯ НА РУССКОЙ ДЕВУШКЕ"

За два с половиной года работы в "Спартаке" и сборной России в качестве пресс-атташе мне довелось побывать во многих странах мира. Но ни в одной из них нас не принимали с таким радушием, как в Югославии в мае 95-го. Даже бдительные югославские пограничники закрыли глаза на то, что у главного тренера нашей национальной команды Олега Романцева не оказалось при себе паспорта.

А как встречали российскую сборную на стадионе! Я сидел на трибуне рядом с президентом Югославской федерации футбола Миляном Миляничем и нападающим "Милана" Деяном Савичевичем (он из-за травмы играть не мог, но все равно прилетел в Белград). И оба стоя приветствовали российских футболистов, когда те появились на поле.

С воспоминаний о том матче и начался наш разговор с одним из его участников, центральным защитником "Сельты" и сборной Югославии, 27-летним Гораном Джоровичем.

- Для сборной Югославии матч был чрезвычайно важным. Даже не в смысле результата - он как раз уходил на второй план. Мы давно мечтали предстать перед своими болельщиками, и, когда эта мечта сбылась, все - и болельщики, и футболисты - были необыкновенно счастливы. Тем более что в первом после блокады матче нам противостояла сильная сборная России. А у тренера Слободана Сантрача появилась возможность посмотреть в деле легионеров.

-Война и изоляция, вероятно, сказались на развитии футбола в Югославии?

- Конечно. Пять лет по существу у нас не было сборной. Мы были лишены возможности играть в еврокубках и варились в собственном соку. Правда, многие игроки уехали за границу, и каждый из них устроился сам по себе неплохо. Но желание собраться вместе, чтобы надеть футболки национальной команды, выглядело в ту пору нереальным. А началось все с того, что нас лишили поездки на чемпионат Европы-92 в Швецию. Вы даже себе не представляете, какой шок мы пережили в те дни.

-К счастью, самое страшное осталось позади, по крайней мере, для футбола. И если в области экономики Югославия сдала позиции, то ваша национальная команда, как ни странно, не менее сильна, чем прежде. Чем вы это объясняете?

- Тем, что большинство хороших игроков за годы войны покинуло страну и в западных клубах, понятно, повысило свое мастерство. Дома на их места приходили молодые таланты, которых в Югославии всегда было предостаточно. Правда, сильных клубов у нас сейчас нет. Но сборная, по-моему, у нас неплохая.

-Полагаю, что в силу определенных обстоятельств, опять-таки связанных с войной, у игроков вашей сборной нет каких-то особых материальных стимулов. Но несмотря на это, даже такие звезды, как Савичевич, Миятович, Стойкович, рвутся в национальную команду. Как вы думаете, почему?

- Потому что все мы патриоты. Почти у всех игроков, выступающих за сборную, очень хорошие клубные контракты. И когда мы собираемся вместе, то не думаем о деньгах. Нас объединяют совершенно иные помыслы: как можно достойнее представить свою страну и порадовать наш многострадальный народ.

-Значит, у игроков сборной в отличие от российской или болгарской не возникает конфликтов в федерации футбола?

- Нет, кое-какие разногласия случаются. Но у руля нашей федерации стоит такой уважаемый человек, как Милян Милянич. Он понимал футболистов, когда работал тренером именитых клубов и в сборной. А сегодня мы вправе назвать его нашим другом. Только более опытным и умудренным в житейских проблемах. Милянич лучше других знает, что футбол для его соотечественников - быть может, единственная на сегодня настоящая радость в жизни. И лишить ее людей - значит совершить большой грех.

-Могу представить, какой праздник был у югославского народа, когда ваша команда вышла в финал чемпионата мира-98. Кстати, в ходе отборочного турнира вы дважды взяли верх над вице-чемпионами Европы - чехами. Неужели югославская сборная настолько сильна, что ей никто нынче не страшен.

- Я думаю, что у чехов в Англии, где они заняли второе место, был звездный час. Все-таки по подбору игроков эта команда не настолько именита, чтобы постоянно удерживаться на лидирующих позициях в Европе. По крайней мере в югославской сборной собраны куда более знаменитые футболисты. Потому и не стоит особенно удивляться, что мы дважды обыграли чешскую команду.

-Тем не менее в своей отборочной группе вы заняли второе место, пропустив вперед испанцев. А это означало, что путевку во Францию вам предстояло добывать в двух стыковых матчах с венграми. Впрочем, уже после первого вопрос, кому из вас ехать на чемпионат мира, был снят. Ведь югославы победили в Будапеште - 7:1! Как такое могло случиться?

- Буду откровенен: нам достался очень легкий соперник - самый слабый из семи, которые могли бы быть. Достаточно сказать, что в составе венгерской сборной выступал, если не ошибаюсь, всего один легионер. А это о многом говорит. В общем, уже после первых пяти минут игры, по-моему, никто из нас не сомневался, что венгры будут повержены. Только ни я, ни мои партнеры не думали, что удастся забить в ворота соперника семь мячей.

-С жеребьевкой вам действительно повезло. В отличие от нашей команды, которой достались итальянцы. Представьте себе на секунду, что мы поменялись ролями. На что бы вы рассчитывали, если бы вам предстоял двухраундовый бой со "Скуадрой адзуррой"?

- Не берусь прогнозировать, как бы мы сыграли с итальянцами. Тут всякое могло быть. Но окажись мы в той группе, в которой играла Россия, то наверняка не стали бы доводить дело до стыковых матчей, а постарались бы (и уверен, нам бы это удалось) занять первое место. Честно говоря, я и не сомневался, что русские, за которых болела вся Югославия, опередят и болгар, и израильтян. Вот у нас соперники были гораздо серьезнее. По крайней мере три сильные сборные - Испания, Чехия и наша - могли занять любое из трех первых мест. Поэтому мы не слишком огорчились, финишировав вторыми вслед за испанцами. Ну а вскоре нам несказанно повезло с жеребьевкой.

-В нашей сборной выступают игроки как из российских, так и зарубежных клубов, а ваша почти целиком состоит из легионеров. Как относится к этому югославская пресса и болельщики?

- Для наших руководителей федерации, журналистов, поклонников футбола, такой проблемы вообще не существует. Я играю в Испании в "Сельте". Но также люблю свою страну, как Ивица Краль, защищающий ворота белградского "Партизана". Что касается выбора тренера сборной, то он отчетливо понимает, что европейские клубы покупают сильнейших югославских игроков, и, естественно, делает на них ставку. Но как, например, не вызывать в сборную Миятовича из "Реала"? Или как отказаться от услуг Юговича из "Лацио"?

-Тем более что югославские легионеры во многих клубах играют роль первых скрипок. Как, скажем, тот же Предраг Миятович в королевском клубе. Правда, в нынешнем чемпионате Испании он выглядел не столь грозным форвардом, нежели в предыдущие несколько лет. Сумеет ли, на ваш взгляд, Миятович восстановить форму к началу чемпионата мира?

- Да, возможно, в некоторых матчах игра Миятовича была не столь впечатляющей, к которой мы привыкли. Но, во-первых, у него была серьезная травма, а во-вторых, конечно же, сказывается усталость от бесконечного числа встреч, сыгранных в чемпионате и Кубке Испании, в Лиге чемпионов, в отборочном турнире мирового первенства. К тому же у Миятовича - менталитет победителя: он выходит на поле с мыслью, что его команда непременно должна выиграть, а он должен быть в ней самой заметной фигурой.

-И в "Реале", и в сборной Югославии перед Миятовичем ставится одна и та же задача - забить!

- Задача-то одна. Но если в сборной Миятович большей частью освобожден от черновой работы - мы за него готовы отбегать, отпахать, сколько нужно, - то в "Реале" он вынужден выполнять и оборонительные функции. И при этом вовремя поспевать на огневой рубеж, где он особенно опасен. Таких форвардов, как Миятович, сегодня в мире раз-два и обчелся.

-Еще совсем недавно то же самое можно было сказать и о Савичевиче. Но сегодня его далеко не всегда можно увидеть в основном составе "Милана". Вправе ли в сложившейся ситуации сборная Югославии рассчитывать на Савичевича?

- Югославия - с Савичевичем и без него - две разные команды. И не только в плане игры. Авторитет Савичевича настолько велик, что одно его присутствие в раздевалке преображает команду, придает ей уверенность в своих силах, поднимает дух. Поэтому Савичевич необходим сборной. При этом нет ничего странного в том, что он не всегда играл за "Милан". Чемпионат Италии очень тяжелый, и многие игроки получают адскую нагрузку. Савичевич же в ходе сезона не израсходовал свои ресурсы и во Франции будет выглядеть гораздо свежее тех, кто от начала до конца сражался за свой клуб в национальных чемпионатах ведущих европейских стран.

-Однако не все игроки югославской сборной задействованы в сильных европейских клубах. Скажем, Стойкович играет в Японии - далеко не в самой ведущей футбольной державе мира.

- О японском чемпионате у многих неверное представление. Возможно, в тактическом отношении японские клубы уступают европейским. Но то, что футболисты, играющие в них, работают на поле не меньше, чем в Испании или в Италии, - я вам гарантирую. Я убедился в этом, когда мы проиграли сборной Японии - 0:1. К тому же не стоит забывать, что в этой азиатской стране играет немало звезд мирового футбола из Нового и Старого Света. К ним относится и Стойкович. Я знаю, что у него есть специальный план подготовки к чемпионату мира, которого он вот уже несколько месяцев неукоснительно придерживается.

-По всей вероятности, Стойкович согласовывал его с Слободаном Сантрачем. Кстати, каково тактическое кредо тренера югославской сборной?

- Мы практически всегда играем по схеме "четыре защитника в линию плюс четыре хавбека плюс два форварда". Когда же нам противостоит сверхмощный соперник, то в атаке номинально остается один Миятович, а число полузащитников увеличивается до пяти. Но при этом варианте Югович и Йоканович составляют трудно преодолимый рубеж опорных хавбеков.

-В распоряжении Сантрача много авторитетных игроков, и не все из них получат место в основном составе. Не будут ли подрывать командный дух те, кто останется на скамейке, как это было в бразильской сборной на чемпионате мира-90 в Италии?

- Наш тренер всегда говорит: в сборной все равны. Не случайно, и премии в случае выигрыша мы получаем абсолютно одинаковые - те, кто играл, и те, кто оставался в запасе. За все время, что мы играем вместе, из нас никто не выказывал обиду на тренера: дескать, почему он в составе, а я нет. Опасность может крыться в другом - не дай бог, если два-три человека из 11 начнут играть не на команду, а за себя. Но этого не должно произойти хотя бы по той причине, что каждый из нас понимает: проявить себя можно только тогда, когда будет играть команда. К тому же мы, игроки сборной, с большим уважением относимся друг к другу.

-Вашими соперниками в группе будут Германия, США и Иран. Вам второй раз кряду повезло с жеребьевкой.

- В принципе нам грех жаловаться на жребий. Недаром большинство прогнозов сводится к тому, что Германия и Югославия должны пойти дальше. Но иранцы и американцы будут сражаться с нами изо всех сил. И за 90 минут в футболе всякое может случиться.

-После чемпионата мира вам в рамках отборочного турнира чемпионата Европы-2000 придется встречаться с хорватами и македонцами. Будет ли у этих матчей какой-то политический подтекст?

- Политика не должна вторгаться в футбол. И я не понимаю людей, которые уже сегодня в Белграде говорят: можно проиграть кому угодно - только не Хорватии. Я на любой матч выхожу с желанием победить - будь то Хорватия, Россия или Англия. А в матчах, о которых вы упомянули, несмотря на ажиотаж, - все обойдется без эксцессов. Ведь в "Реале" прекрасно уживаются хорват Шукер с югославом Миятовичем, в "Бетисе" - югославы Видакович и Надь с хорватом Ярни, в "Лацио" - югослав Югович с хорватом Бокшичем, в "Милане" - хорват Бобан с югославом Савичевичем. У нас, футболистов, нет повода для распрей. Другое дело, что переиграть друг друга нам будет тяжело - мы же все игроки одной школы.

-Югославия на протяжении многих лет не испытывала недостатка в классных игроках, и сборная ее всегда котировалась высоко. Но выдающихся достижений у вашей национальной команды давно уже нет. Почему?

- Мешали околофутбольные проблемы. То спорили о размерах премиальных, то о бутсах, в которых футболисты должны были играть. Сейчас подобных проблем нет. Если у тебя есть личный контракт на бутсы с какой-нибудь фирмой, ты предъявляешь его, и федерация идет тебе навстречу. В общем, компромисс найден, и прежних историй не повторится.

-Чем объяснить, что югославские игроки так легко адаптируются в других странах и быстро выходят на заглавные роли?

- В Югославии отличная школа футбола, и игроки, приезжающие за рубеж, - это хорошо обученные мастера: Они разнятся с западными профессионалами только менталитетом. Те не привыкли останавливаться на достигнутом и хотят заработать как можно больше. А кое-кто из моих соотечественников так же, как и некоторые русские, настолько довольны своим первым контрактом, что не стремятся увеличить его. И их, как правило, ждет бесславное возвращение на родину. А те, кто остается, страстно хотят быть лучшими в команде, в чемпионате, в Европе, в мире. И если бы у того же Миятовича, который играет в Испании пять лет, или у меня, выступающего здесь четыре года, не было бы такого желания, нас бы давно отправили домой.

-Судя по тому, как защитник Джорович в нынешнем чемпионате играет за "Сельту", он еще надолго задержится на Пиренеях.

- Не знаю, как я, а "Сельта" нынче приятно удивила многих. И в этом большая заслуга русских - Карпина и Мостового. Потрясающие игроки и отличные ребята. Жаль, что они не югославы, иначе я бы с ними не только в клубе, но и в нашей сборной вместе играл.

-Кстати, от Карпина и Мостового я узнал, что вы до сих пор не женаты. Хотя футболисты обзаводятся семьей сравнительно рано.

- Просто мне некогда было выбирать невесту. Я же в большом футболе с 17 лет.

-Наверное, после чемпионата мира все-таки покончите с холостяцкой жизнью. И не удивлюсь, если ваш выбор падет на француженку.

- Скорее на русскую, чем на француженку. В прошлом году мы играли в Санкт-Петербурге - там очень красивые девушки. И вера у них, как и у меня, православная. И язык, на котором они говорят, мне понятен, я его в школе изучал.

-Значит, можно дать в "СЭ" брачное объявление: "Молодой симпатичный югослав хочет жениться на русской девушке".

- Можно.

Леонид ТРАХТЕНБЕРГ

Виго - Москва