Газета Спорт-Экспресс от 27 мая 1998 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

28 мая 1998

28 мая 1998 | Формула-1

ФОРМУЛА 1

Мика ХАККИНЕН

Специально для "СЭ"

МОНАКО - МОЯ ЗОЛОТАЯ ОЛИМПИЙСКАЯ МЕДАЛЬ

В минувший уик-энд, одержав победу в 56-м "Гран-при Монако", 30-летний лидер команды "Вест Макларен Мерседес" Мика Хаккинен вошел в историю "Больших призов" прочно и навсегда - как и любой пилот, которому посчастливилось хотя бы раз принять победное шампанское из рук князя Монако Ренье III.

О масштабе этой победы говорит лишь один факт: величайшие гонщики "Формулы-1" Джим Кларк, Нельсон Пике, Найджел Мэнселл, Эмерсон Фиттипальди и Альберто Аскари завершили карьеру, так и не изведав вкуса победы в Монако!

- Я приехал в Монте-Карло лидером чемпионата - и одно это уже было фантастикой! - говорит Хаккинен. - На старте сезона я о таком даже мечтать не смел. К тому же неплохо было наконец вернуться домой! Спокойно спать в своей постели, а не где-нибудь в гостинице, ходить на трассу пешком, а не пробиваться к автодрому сквозь бесконечные пробки.

-Другими словами, ваше настроение в канун "Гран-при Монако" было приподнятым, даже несмотря на то, что ваши предыдущие выступления здесь не были слишком удачными?

- Действительно, до минувшего воскресенья гонки здесь не приносили мне ничего приятного. Зато я научился быть терпеливым и знаю великолепный рецепт от неудач. Когда все шло шиворот-навыворот, каждую ночь перед сном я повторял: "Без паники! Если ты хороший гонщик, твое время придет. Выиграешь ли ты чемпионский титул в этом году или в следующем, через три, пять, десять лет - какая разница!" Поверьте, очень помогает!

-Несмотря на то, что трасса в Монако до нынешнего уик-энда была к вам не слишком благосклонна, она - одна из самых любимых вами...

- Я всегда любил этот город, эту атмосферу, это дикое лихорадочное возбуждение, эту гонку на сложнейшей трассе, на которой нет ни метра, где можно было бы расслабиться (рецепт Монако - предельная концентрация), и в то же время на каждом из этих метров слишком легко совершить ошибку, исправить которую уже невозможно. К примеру, в прошлом году перед самым стартом начался дождик, который затем превратился в такой страшный ливень, что на выезде из тоннеля, где дорога идет вниз, а скорость достигает 200 км/ч, приходилось рассекать поток на манер водной "формулы"! В такой ситуаций не потерять контроль над машиной - задача чрезвычайной сложности. К тому же если идешь на слике.

-Субботний поул должен был придать вам уверенности...

- Поул в Монако равноценен выигрышу гонки. Потому после субботних заездов я чувствовал себя совершенно счастливым. Когда выиграл квалификацию, сказал себе: "Мика. Ты это сделал!" Но вот насчет успокоенности... Да, я великолепно настроил машину, показал лучшее время в квалификации. Я мог прекрасно стартовать в гонке, провести чистые пит-стопы, не сделать ни одной, как говорят теннисисты, невынужденной ошибки. Но быть абсолютно уверенным в том, что какая-нибудь мелочь не остановит меня на пути к победе или даже просто к финишу - увольте. Никаких гарантий на это у меня не было.

-В квалификации вы выглядели предельно уверенным в себе.

- На самом деле суббота получилась довольно нервной. Я пытался выжать из машины все, что можно, но это было довольно сложно - мешали более медленные машины. Это раздражает, но секрет хорошей квалификации в Монако как раз и заключается в том, чтобы несмотря ни на что сохранять голову холодной. Господи, как же это трудно! Особенно если учесть, что главная проблема здесь - помехи на трассе. Иногда такая злость берет: все идет великолепно, время по отрезкам - лучше не придумаешь, и вдруг какая-нибудь машина вальсирует за поворотом... Такие инциденты сбивают настрой, рвут темп квалификации.

-В субботу утром, во время тренировки, вы частенько "целовали" отбойник. В квалификации постарались быть более осторожным?

- Нет! Я не осторожничал. Просто утром машина еще не была настроена как следует.

-В воскресенье после неожиданно раннего схода Дэвида Култхарда со стороны казалось, что гонка складывается для вас легко.

- Это ощущение обманчиво. Напряжение было очень велико. Я ни в коем случае не сравниваю себя с Айртоном Сенной, но всю вторую половину дистанции постоянно вспоминал о том, что произошло с ним здесь, в Монако, в 1988 году (Сенна, имевший преимущество над шедшим вторым Простом почти в минуту, на мгновение потерял контроль над машиной и врезался в отбойник перед входом в тоннель. - "СЭ"). Когда вокруг никого нет и лидерство составляет 20 - 30 секунд, легко потерять бдительность. Каким бы ни было твое преимущество, ехать надо на максимуме. Как только снижаешь скорость, моментально падает температура резины и возникают незапланированные проблемы. Болид "Формулы-1" не создан для того, чтобы ехать медленно! Когда Дэвид сошел, я действительно притормозил - но лишь на пару десятых на круге.

-Значит, вам сообщили о том, что Култхард выбыл из гонки?

- Естественно. Но без конкретных деталей.

-И посоветовали придержать машину?

- Ни в коем случае!

-У вас были сложности в повороте "Ла Раскасс"...

- Да уж, это местечко заставило меня понервничать. Незадолго перед первым заездом в боксы на выходе из этого поворота нос машины развернуло прямо в отбойник. Каким-то невероятным усилием мне удалось удержать болид, но касание задним колесом все-таки было. Через секунду после происшествия я еще не понимал, все ли в порядке, и не соображал, что делать дальше. Потом появилась незначительная вибрация, но, к счастью, ничего серьезного. Спасибо команде - зная об особенностях здешней гонки, мы постарались по возможности укрепить заднюю часть болида.

-Самый незабываемый момент минувшей гонки - это....

- ...Круг после финиша. Команда связалась со мной по радио, и все старались что-то крикнуть мне в наушники. В этот момент я понял - они уже празднуют! Я же в боксы не торопился и ехал медленно-медленно, успевая рассмотреть всех, кто стоял по сторонам улиц. Если видел финские флаги, еще больше притормаживал. Хотелось продлить этот момент триумфа.

-Можете сравнить эту победу со всеми остальными в нынешнем году?

- Сейчас - нет! Чтобы разложить все по полочкам, разобраться в своих чувствах, понадобится не один день. Одно точно: мечта стала реальностью, и произошло это благодаря моей команде, моим друзьям и вообще всем, кто поддерживает меня.

-Многие считают, что в нынешнем сезоне гонки - главным образом усилиями "Макларена" - превратились в довольно монотонное зрелище...

- Как вы понимаете, лично меня это зрелище не может не радовать. Конечно, говорить о победе в чемпионате пока рано, но мечтать о ней очень приятно.

-Разве вам не хочется настоящей борьбы?

- А кто сказал, что ее нет? Я понимаю, создается впечатление, что "Макларены" беззаботно кружат по трассе далеко впереди всех остальных. Это ошибка. Бороться с самим собой иногда даже сложнее, чем с соперниками.

-Кого из ближайших соперников вы опасались больше - Физикеллу или Шумахера?

- Но почему вы не спрашиваете о Дэвиде? Именно он был наиболее опасным соперником. Пока не сошел из-за поломки.

-А если и Шумахера посадить на "Макларен"?

- Думаю, мало что изменилось бы. По крайней мере, с Шумахером - даже на "Макларене" - побороться я смог бы. Он ведь тоже не безгрешен. Хотя вопрос ваш, конечно, очень сложен и неоднозначен. У каждого из нас есть свои сильные и слабые стороны.

-Победа в Монако не могла не вызвать настоящей бури эмоций. И все же - вы можете хоть как-то передать ваши чувства?

- Я чувствую себя так, как будто выиграл золотую медаль на Олимпийских играх!