Газета Спорт-Экспресс от 30 марта 1998 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 2

30 марта 1998

30 марта 1998 | Футбол - Чемпионат мира

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ МИРА-98

Эммануэль АМУНИКЕ

К ОЛИМПИЙСКОМУ ЗОЛОТУ МЕЧТАЮ ДОБАВИТЬ КУБОК МИРА

Эммануэль Амунике - футболист, повидавший виды. На чемпионате мира-94 он со товарищи чуть было не сотворили сенсацию, едва не выбив из розыгрыша будущих вице-чемпионов - итальянцев, чего от африканской сборной мало кто ожидал. Тогда единственный гол у сборной Нигерии забил именно Амунике. Еще через два года он помог своей команде выиграть футбольный турнир на летней Олимпиаде 1996 года в тех же США, произведя сенсацию всемирного масштаба. Теперь Нигерия воспринимается всеми как один из фаворитов предстоящего мундиаля во Франции. Так что лидеру "Суперорлов" предстоит проявить себя уже в новом качестве.

-Нигерийской сборной под силу выиграть этим летом чемпионат мира во Франции?

- Сложно сказать. Многие команды приедут на чемпионат хорошо подготовленными. Давайте лучше подождем до 12 июля.

-Из соперников кого-нибудь опасаетесь?

- Мы готовы встретиться с любым соперником и никого не боимся. Все сейчас говорят, что очень сильна бразильская сборная, ну и что? А я, например, считаю, что до финала дойдет Франция: они - хозяева чемпионата и наверняка постараются не ударить в грязь лицом перед своими болельщиками.

-А какие козыри у "Суперорлов"?

- Наша сборная сильна коллективной игрой, это мы доказали и на чемпионате мира в США, и на Олимпиаде. У нас каждый игрок знает свои прямые обязанности и прекрасно выполняет их. Да, у Нигерии есть звезды, но успех нашей сборной приносят не они, а вся команда целиком - даже тот, кто весь матч просидел на скамейке запасных, а вышел в последние 5 минут. Но ведь он может забить гол и изменить весь ход матча. В нашей команде на счету каждый футболист.

-То есть не звезды определяют игру вашей сборной.

- Да, именно так. Ее должны определять не один-два футболиста, на которых будет держаться вся команда, а все двадцать два игрока, которые будут нацелены на общий успех. Я не ошибусь, если скажу, что на мундиале каждый футболист старается сыграть, как можно лучше и показать максимум своих возможностей. Недаром же после каждого мирового первенства появляются все новые и новые имена. Без появления звезд не обходился доселе ни один подобный турнир, я уверен - таланты проявятся и во Франции.

-После признания в 1994 году вас лучшим футболистом Африки не тяжело было играть? Все-таки психологический груз-то какой...

- Ужасно тяжело! Я никогда не думал, что быть первым так трудно. На меня оказывалось колоссальное давление, но я старался не думать об этом и постоянно себе говорил: "Если хочешь быть по-настоящему классным игроком: работай, тренируйся, не давай себе никаких поблажек". Я достиг высоты с помощью дисциплины, контроля над собой и интенсивных тренировок. Если бы я тогда сыграл ниже своего уровня, мне бы этого никто не простил. Всем только и нужны были от меня голы да хорошие результаты...

-... которые бы приносили пользу не только вам, но и вашей команде.

- Командные интересы для меня - превыше всего. Ведь если я нахожусь в плохой форме, то зачем же выпускать меня на поле? Лучше уж пусть играет тот футболист, который на данный момент времени лучше готов и может принести больше пользы. И я за партнера искренне порадуюсь, а сам начну вкалывать на тренировках, как проклятый, и, придет время, уже он будет радоваться тому, что Амунике вышел на поле. Это - конкуренция, за нее никто друг на друга не обижается.

Кому, как не Амунике, знать о конкуренции. Ведь в этом сезоне на поле в составе "Барселоны" он появлялся считанное число раз. Причин этому несколько: это и длиннющая скамейка в каталонском клубе, и специфические взгляды на игру тренера Луи ван Галя, и преследующие футболиста травмы. Теперь для Амунике встает очень важный и волнующий вопрос: сможет ли он подойти к чемпионату мира во Франции в нормальной физической и игровой форме. Ведь надо учесть еще и то, что сейчас "Барселона" выбралась из затянувшегося кризиса и обрела свою прежнюю мощную игру, и ван Галь скорее всего не будет делать никаких перестановок в составе. Для Амунике же это означает прозябание в глухом запасе, а, значит, и потерю кондиций...

-Выходя на поле, вы стараетесь импровизировать, в точности выполнять установку тренера или совмещать и то, и другое?

- Моя роль в команде зависит от тренера, а также от тактической схемы игры, которую проповедует тот или иной клуб. Наставник дает инструкции, а ты должен во время матча превратить их в результат, конечно, не без собственной импровизации, ведь ход матча предугадать невозможно, а следовательно, невозможно дать и точные указания. Так что стараюсь совмещать и то, и то...

-...не забывая при этом забивать и голы.

- Все зависит от ситуации. Если, например, прямо передо мной находится противник, то зачем же бить по воротам, рискуя попасть не в цель, а в него, я постараюсь его обыграть, а уже потом пробить. А если есть свободное место, так я лучше подработаю мяч и ударю по воротам наверняка.

А вообще-то я не бомбардир и не форвард, так что забивать голы - не мое амплуа. Я играю в основном в середине поля или на моей любимой позиции - левом краю, не гнушаюсь и черновой работы, я могу защищаться, могу идти вперед, а если представится случай, и забить. Стараюсь делать все, что нужно для моей команды. И самый радостный момент - когда она побеждает. Другого не надо. Когда ты выиграл, то счастлив безмерно, хочется прыгать, кричать от радости. Что касается какого-нибудь конкретного матча, то мне больше всего запомнилась наша первая игра на чемпионатах мира. Нигерия победила тогда болгар - 3:0, а я забил последний, третий гол.

-Многие африканские игроки, забив мяч, исполняют ритуальный танец. За вами это водится?

- Нет. Я просто праздную свой забитый гол: по-разному, но без каких-то особых телодвижений. "Специалист" по танцам у нас в команде - Даниель Амокачи.

-Футболистом вы решили стать еще с детства?

- Я родился и вырос в небольшом городке, обожал гонять мяч, играл с кем попало: с друзьями из школы, с улицы. Футбол был и остается моей любимой игрой. Им занимаются и мои младшие братья. Я бы очень хотел, чтобы они выросли прекрасными игроками, даже лучшими, чем я, чтобы у них было великолепное будущее и поменьше трудностей, чем у меня.

- А у вас жизненный путь, судя по всему, был далеко не гладким...

- Да уж, что правда, то правда. Ведь, чтобы попасть в футбольную школу, мне пришлось перебраться из своей глуши в крупный город. И начались проблемы. Дело в том, что я был маленького роста, и поэтому, когда пришел на просмотр, мне поначалу отказали. Но потом, к счастью, тренеры дали мне шанс, и я смог проявить себя. Затем несколько лет играл в команде первого дивизиона, откуда меня взяли в национальную сборную. С ней я ездил на Кубок Африки в Каир, где меня заметили селекционеры местного клуба "Замалек", с которым я и подписал свой первый профессиональный контракт. Так я попал в Египет, в котором провел три года. Мне было там довольно тяжело: у них там такие нравы, страна-то религиозная: потренировался и домой, ни шага в сторону! Правда, потом привык. Я всегда ко всему приспосабливаюсь, такой уж я человек. И, кстати, считаю это одной из моих положительных сторон. После чемпионата мира 1994 года из "Замалека" я уехал в Португалию, в "Спортинг", а затем поступило предложение от "Барселоны", и я переехал в соседнюю Испанию, где сейчас и играю...

- Интересно, а у вас есть мечта?

- Мечта... У меня уже есть золотая олимпийская медаль, теперь надо завоевать Кубок мира!

"СЭ" благодарит фирму Nike за помощь в организации этого интервью.