Газета Спорт-Экспресс от 12 марта 1998 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

12 марта 1998

12 марта 1998 | Футбол

ФУТБОЛ ОТ "СЭ"

№ 75. Март '98

Группа С

САУДОВСКАЯ АРАВИЯ

ВСЕ МОГУТ КОРОЛИ. И ШЕЙХИ - ТОЖЕ

Еще сорок лет назад футболом в Саудовской Аравии никто всерьез не занимался, за исключением западных инженеров и рабочих, после второй мировой войны приехавших осваивать нефтяные месторождения Аравийского полуострова. В 1959 году в Саудовской Аравии была создана федерация футбола, и тогда же страна вошла в ФИФА. Однако потребовалось еще 17 лет, чтобы в стране появилась своя футбольная сборная. Подъем футбола был связан с приходом к власти короля Фахда. Монарх вложил 500 миллионов долларов в строительство современного стадиона в Эр-Рияде на 70 тысяч зрителей, который был назван его именем, и организовал профессиональную футбольную лигу.

Первая попытка пробиться в финальную часть чемпионата мира была предпринята саудовцами в 1978 году. Они успешно прошли первый раунд, убрав с дороги Сирию по сумме двух матчей (2:0 и 1:2), но потом крупно уступили Ирану (0:3 и 0:2). Однако серьезные победы были не за горами. Трижды (в 1984, 1988 и 1996 годах) сборная Саудовской Аравии становилась обладателем Кубка Азии, а в 1989 году аравийцы выиграли юношеский чемпионат мира (возраст до 16 лет), причем семь игроков из той команды через пять лет поехали на ЧМ-94 в США.

"ПЕЛЕ ПУСТЫНИ" - НЕПРИЗНАННЫЙ РЕКОРДСМЕН

Несмотря на то, что история аравийской футбольной сборной насчитывает всего 20 лет, у нее уже есть своя живая легенда, которую зовут Маджид Мухаммед Абделлах. Этот нападающий получил от соотечественников громкое прозвище "Пеле пустыни" за феноменальную результативность. По неофициальным данным, Абделлах провел за сборную 167 матчей (рекорд всех времен!) и забил 118 голов. Однако эти цифры не поддаются проверке из-за того, что статистика ряда матчей сборной Саудовской Аравии или не велась, или утеряна. Поэтому мировым рекордсменом по числу проведенных матчей за национальную команду сейчас принято считать шведского голкипера Томаса Равелли (142 матча), хотя Абделлаха ему уже не догнать: скандинав, как известно, недавно завершил свою карьеру. Что касается "Пеле пустыни", то в 36 лет он отправился на ЧМ-94, где, правда, сыграл в общей сложности всего 89 минут. Всему виной - травма, полученная Абделлахом на исходе первого тайма стартового матча с голландцами. А ведь даже в таком возрасте "Пеле пустыни" сохранил свежесть, отменный удар, голевое чутье и мог помочь команде.

ДВЕ ПОБЕДЫ СТОИМОСТЬЮ В 100 ТЫСЯЧ ДОЛЛАРОВ

Помешанные на футболе аравийцы готовы часами вспоминать во всех подробностях один-единственный день - 29 июня 1994 года, когда в последнем матче группового турнира ЧМ-94 их сборная победила бельгийцев - 1:0 и вышла в 1/8 финала. Автор единственного мяча - Саид Аль-Овейран в один момент стал национальным героем, а на сборную Саудовской Аравии в буквальном смысле слова пролился золотой дождь. Обалдевший от счастья Его Величество король Фахд немедленно дал указание своему сыну, наследному принцу Файсалу, возглавляющему футбольную федерацию, выдать каждому игроку премию в 100 тысяч долларов (для сравнения - бразильцам, чтобы заработать эту сумму, потребовалось выиграть чемпионат мира) и автомобиль "Мерседес". Кроме того, некий меценат Махмуд Саид выделил на команду по 500 тысяч саудовских риалов (133 тысячи долларов) за каждую из двух одержанных в группе побед. Но и это еще не все. Накануне матча плей-офф со шведами в лагерь сборной нагрянул саудовский бизнесмен Вафаа Завави и сообщил, что независимо от исхода завтрашней игры он дарит игрокам по автомобилю "Вольво-850". Марка машины была выбрана не случайно: Завави возглавлял фирму, которая импортирует эти шведские авто в Саудовскую Аравию. Правда, когда информация об этих подарках просочилась в газеты, футболисты поспешили ее опровергнуть. Вот что, например, заявил лидер команды Абделлах: "Мы играем не за деньги и не ради славы. Я и мои партнеры - правоверные мусульмане и выходим на поле с одной только мыслью: защитить честь своей страны и осчастливить свой народ. Мы молимся 5 раз в день и видим - Аллах с нами. Поэтому прошу прекратить все эти разговоры о деньгах. Какие 100 тысяч? Лично я получил в четыре раза меньше". Отчасти подтверждают его слова воспоминания принца Бен Султана, который в то время был послом Саудовской Аравии в Соединенных Штатах: "Никогда не забуду тот день, когда после матча с Марокко (2:1) я заглянул в раздевалку команды. Одни футболисты рыдали от счастья, другие усердно молились. Но больше всего меня позабавило то, что тренер Солари разговаривал с игроками по-испански, а те отвечали ему на арабском языке. И все прекрасно понимали друг друга".

Но если вспомнить триумфальную, историческую для аравийцев игру со сборной Бельгии, то нужно признать: соперник, пропустив в дебюте мяч, не приложил никаких усилий, чтобы спасти матч. Если и возникали опасные моменты, то только благодаря случайным рикошетам. А в основном недоумевавшие зрители наблюдали одну и ту же картину: едва "Красные дьяволы" подбирались к воротам Ад-Деайя, на них словно кто-то наводил порчу. Опытные Вильмотс, Шифо и Нилис либо выворачивали стопу так, чтобы мяч улетел на трибуны, либо разминали голкипера несложными ударами. После красивого гола Аль-Овейрана (завладев мячом в середине поля, форвард прошел с ним до штрафной соперника, увернулся от двух защитников и направил мяч в правый от Прюдомма угол) все оставшееся время на поле шла малопонятная игра в поддавки. Зачем бельгийцы отказались от борьбы? Ведь третье место выводило их или на Аргентину, или на Германию, а в случае победы над детищем короля Фахда "Красные дьяволы" получали в соперники более "удобную" Ирландию. Кстати, присутствовавший на том матче главный тренер ирландцев Джекки Чарльтон выразил сочувствие зрителям, которые, как выяснилось, заплатили деньги за антифутбол.

Однако полная грустного сарказма реплика Чарльтона не могла испортить праздник жителям Саудовской Аравии, которые на следующий день, не сговариваясь, вышли на улицы Эр-Рияда, чтобы прославить своего мудрого короля Фахда. А в это время главный тренер аравийцев аргентинец Хорхе Солари на американской земле раздавал интервью направо и налево. Приведу лишь небольшой, но показательный отрывок: "До начала турнира в нас никто не верил. Говорили, что у Солари слишком молодая команда (средний возраст сборной Саудовской Аравии на тот момент составлял 25 лет. Это была самая молодая команда среди всех участников ЧМ-94. - Прим. Ю.Б.) , которую ждет участь мальчиков для битья. Хотел бы я сейчас посмотреть на этих говорунов. Не сомневаюсь, что теперь мы выйдем в полуфинал".

КТО ТАКОЙ СОЛАРИ?

Туда, конечно, аравийцы не попали. И даже в четвертьфинал вместо них вышли шведы. Да и не стоит преувеличивать заслуги Солари, как это в свое время поторопились сделать некоторые журналисты. Дело в том, что он принял команду от известного голландского специалиста Лео Беенхаккера, который и вывел ее в финал мирового первенства в США. Однако как это часто бывает в странах афро-азиатского региона, где тренеры больше года на своих постах не задерживаются, Беенхаккер не поладил с Фахдом и вынужден был подать в отставку.

Солари возглавил сборную 19 февраля 1994 года, то есть всего за четыре месяца до начала чемпионата мира, и, естественно, никаких серьезных перемен не сделал. Многих тогда интересовал вопрос: как такой малоизвестный тренер, как Солари, сумел занять место главного тренера национальной сборной. А дело было так. Во время встречи на высшем уровне президент Аргентины Карлос Менем на официальном ужине в честь короля Фахда вскользь упомянул про кандидатуру Солари. Два больших любителя футбола быстро нашли общий язык. Уже через несколько дней Солари получил приглашение от аравийской федерации за подписью принца Файсала. А ведь в числе кандидатов на пост главного тренера сборной Саудовской Аравии фигурировали также Себастьяно Лазарони и Валерий Лобановский. В сравнении с этими "ферзями" - Солари выглядит пешкой. Тем не менее вскоре после назначения аргентинец выписал в сборную родного брата Эдуардо и сделал его своим помощником.

ПОЕДЕТ ЛИ ВО ФРАНЦИЮ АЛЬ-ОВЕЙРАН?

Сейчас в стране идет оживленная дискуссия на тему, какая сборная сильнее: нынешняя или та, что выступала на ЧМ-94? Высказываются самые разнообразные точки зрения, которые порой взаимоисключают друг друга. Но если обратиться к фактам, то выходит, что состав сборной Саудовской Аравии за эти четыре года практически не изменился. Все те же люди, только немного постаревшие: голкиперы Ад-Деайя и Ас-Садык, защитники Аль-Хлауи, Зебрамауи, Мадани, полузащитники Абдель Ад-Доссари, Амин, Аль-Муваллид, Салех, нападающие Аль-Овейран, Аль-Джабер, Аль-Мехалель. Молодых игроков - единицы. Причем они не входят в основной состав. Так что, наверное, ближе к истине те, кто считает, что аравийцы за прошедшее четырехлетие точно не стали сильнее, а скорее сдали свои позиции.

Отдельный разговор об Аль-Овейране. Герой американского мундиаля уже точно не тот, что раньше. Аль-Овейран - типичный пример футболиста, который не выдержал испытания славой. Сначала он позволял себе не являться на тренировки, а в конце концов был уличен в употреблении спиртных напитков, что противоречит законам шариата. Наказание последовало незамедлительно: форварда "Аш-Шабаба" вывели из состава сборной, а впоследствии даже привлекали к суду. Однако, учитывая огромную популярность этого игрока, а также его прошлые заслуги, личным распоряжением короля Фахда Аль-Овейран был амнистирован и принял участие в Кубке конфедераций, который состоялся в Эр-Рияде в декабре прошлого года. Но там 31-летний нападающий сыграл весьма посредственно: И только невысокая конкуренция в линии атаки пока оставляет ему шанс попасть в заявку команды на мировое первенство-98.

СЕМЬ ТРЕНЕРОВ ЗА ТРИ ГОДА. ВОСЬМОЙ - ПАРРЕЙРА

Тренерская чехарда характерна для афро-азиатских стран, где футбольные проблемы зачастую решаются на правительственном уровне. Саудовская Аравия - не исключение. За последние три года у сборной сменилось уже семь тренеров. Причем во время отборочной кампании к ЧМ-98 с командой успели поработать сразу два известных специалиста. Стартовали аравийцы вместе с португальцем Эдуардо Вингадой, который был уволен в октябре... после победы над Катаром - 1:0. Федерация поставила ему в вину то, что "сборная, мало забивает, а Вингада упорно приглашает в команду одних и тех же людей". (Как будто у тренера был какой-то выбор!) На смену Вингаде пришел немец Отто Пфистер, который ранее возглавлял молодежную сборную Саудовской Аравии. А вообще в послужном списке этого 59-летнего специалиста уже шесть взрослых сборных: Бангладеш, Ганы, Заира, Буркина-Фасо, Сенегала и Кот-д'Ивуара.

Пфистер начал с поражения от Кувейта - 1:2, но потом стал приносить плоды введенный им стиль, когда в атаках активно участвуют крайние защитники. В тяжелой борьбе был обыгран Иран - 1:0. Однако до последнего тура ситуация в отборочной группе оставалась запутанной: сразу четыре команды претендовали на первое место, которое автоматически давало пропуск во Францию. В решающем матче сборная Саудовской Аравии на выезде победила Катар - 1:0, таким образом решив поставленную задачу. Однако несмотря на это, Пфистер был уже обречен: "верхи" постановили, что везти команду на чемпионат мира должен тренер с мировым именем.

ТРИ МИЛЛИОНА ЗА ОДИН ГОД РАБОТЫ

Выбор пал на Карлоса Алберто Паррейру, который в июне станет первым в истории тренером, возглавлявшим четыре разные сборные в финальной стадии мировых чемпионатов. До этого, как известно, 55-летний бразилец тренировал сборные Кувейта (ЧМ-82), ОАЭ (ЧМ-90) и Бразилии (ЧМ-94), а в 1970 году в Мексике был помощником Марио Загалло. На клубном уровне Паррейра работал с "Флуминенсе", "Брагантино", "Васку да Гама" и испанской "Валенсией". В 1986 году он сменил Теле Сантану на посту тренера сборной Бразилии, но год спустя был уволен после неудачного выступления команды на чемпионате Южной Америки.

За оставшееся время Паррейре придется решить несколько непростых задач. Во-первых, найти с игроками полный контакт, чего не удалось двум его предшественникам. Особенно не повезло Вингаде, который настолько испортил отношения со своими подопечными, что те в последнее время его просто не замечали. Во-вторых, определиться с заявкой на чемпионат мира. В отборочном турнире участвовали лишь 16 человек, а этого явно недостаточно, чтобы чего-то добиться. Кроме того, пока неясно, оставит ли тренер в команде потускневшую звезду Аль-Овейрана. Впрочем, Паррейра уже знает, как выигрывать со сборной Саудовской Аравии. В 1988 году именно под его руководством команда стала первой на Кубке Азии. Согласно подписанному в декабре контракту с федерацией страны Паррейра будет руководить сборной на турнире во Франции, а затем на Кубке Персидского залива. Возникшие проблемы с прежними работодателями Паррейры из "Нью-Йорк/Нью-Джерси Метростарз" были улажены богатыми аравийцами при помощи солидной компенсации. Личные условия контракта Паррейры впечатляют: за год работы он получит около 3 миллионов долларов.

ИГНАТЬЕВ ПРЕДУПРЕЖДАЕТ: КРИЧАТЬ НА АРАВИЙСКИХ ИГРОКОВ НЕЛЬЗЯ!

Главный тренер сборной России Борис Игнатьев два года назад по приглашению Федерации футбола Саудовской Аравии полтора месяца работал с местным клубом "Ан-Наср" из Эр-Рияда, чтобы подготовить его к Кубку азиатских чемпионов. Несмотря на жесткие сроки, Игнатьев с поставленной задачей справился - "Ан-Наср" добрался до финала, где только в серии пенальти уступил клубу из Объединенных Арабских Эмиратов с таким же названием.

-Какие воспоминания у вас остались о том периоде работы?

- "Ан-Наср" недаром считается ведущим клубом страны: там собраны добротные, техничные игроки с отменными физическими данными. Многие из них могли быть на виду в Европе. Однако отъезду игроков за границу препятствуют местные законы. Поэтому футболисты живут, как в золотой клетке. Ахиллесова пята всех аравийских команд - слабая тактическая подготовка.

-Ходят легенды о заработках в Саудовской Аравии.

- Эти разговоры возникли не на пустом месте. Точных цифр я вам назвать не смогу, но знаю, что там обычно в футбол приходят очень обеспеченные люди, имеющие высокооплачиваемую профессию, а игра для них - это развлечение, забава. Отсюда проблемы с дисциплиной. Футболисты могут не прийти на тренировку или отказаться выполнять указания тренера, сославшись на усталость после работы.

-А заставить их нельзя?

- Что вы! Политика кнута в данном случае только навредит делу. Стоит повысить голос - можешь считать, что отныне ты для игроков не существуешь.

-Как же быть?

- Надо постараться заинтересовать, футболистов своими идеями, Вот Лобановскому, когда он работал на Ближнем Востоке, это удалось. Хотя даже он не смог добиться железной дисциплины.

-Какой была система премиальных в вашем клубе?

- Для нас - необычная. Если команда побеждала, какой-нибудь шейх мог буквально озолотить понравившегося ему игрока. Зато другие не получали ни гроша. Я попросил, чтобы в моем клубе было так: или уж всех поощрять, если заслужили, или никого. Мои условия были приняты.

- Насколько популярен футбол в Саудовской Аравии?

- Это спорт номер один. На матчах внутреннего чемпионата стадионы всегда битком. Причем ни разу не видел на трибунах каких-то инцидентов. Болельщики относятся друг к другу очень уважительно. Что касается игроков, то не зря они так рвутся на поле. Дело в том, что благодаря футболу они приобретают очень выгодный имидж, который помогает им найти более престижную работу. В Саудовской Аравии очень ценятся три профессии: банкир, пожарный и полицейский.

Юрий БУТНЕВ