Газета Спорт-Экспресс от 23 декабря 1997 года, интернет-версия - Полоса 15, Материал 4

23 декабря 1997

23 декабря 1997 | Шахматы

ШАХМАТЫ

ЧЕМПИОНАТ МИРА ФИДЕ

СВИДЛЕР ПОМОГ АДАМСУ ОБЫГРАТЬ СЕБЯ И ВЫЙТИ В ЧЕТВЕРТЬФИНАЛ

Юрий ВАСИЛЬЕВ

из Гронингена

Начну с главных новостей чемпионата. Два бывших претендента на мировую шахматную корону - Вишванатан Ананд (Индия, 27651 и Найджел Шорт (Англия, 2660) пробились в полуфинал мирового первенства ФИДЕ. Соперник Ананда определится в "перебое" Бориса Гельфанда (Белоруссия, 2695) с россиянином Алексеем Дреевым (2640), соперник Шорта - в тай-брейке Майкла Адамса (Англия, 2680) и Люка ван Вели (Голландия, 2655). О том, кто ими стал, вы уже могли прочитать на первой странице газеты.

Полными драматизма получились тай-брейки в 1 /8 финала. Не сумел справиться с нервами и проиграл Адамсу трехкратный чемпион России Петр Свидлер (2660). Самое обидное, что Петр отдал практически выигранный матч! Победив в первой 25-минутке черными (!), он получил многообещающую позицию и во второй: два слона, ферзь и конь белых участвовали в атаке на еле прикрытого короля черных, у которых вдобавок один из коней стоял в углу доски на поле а8. Казалось, еще немного - и Петр в восьмерке, но... Вдруг со Свидлером стало происходить что-то неладное. Сначала у него срывается атака, затем на ровном месте наш гроссмейстер расстается с одной пешкой, с другой. Просто так отдал, без компенсации. И через 10 ходов вместо совершенно выигранной позиции получилась абсолютно проигранная! Счет сравнялся. В первой 15-минутке жеребьевка дает Петру белые фигуры. Он начинает хорошо: опять у него два слона, а у соперника какие-то слабые пешки. Но что это? Зачем-то Свидлер выгнал вражеского ферзя из темноты на свет, на активную позицию и заставил уничтожать белых пехотинцев. Только что у Петра было много пешек, а теперь сразу стало мало. И все это - в обмен на иллюзию охоты на вражеского короля? Да, похоже, что наш знаменитый "нокаутер" оказался в состоянии грогги... В заключительной 15-минутке российский гроссмейстер тоже имел материальный перевес, однако попал под матовую атаку, которую, похоже, сам же и помог сопернику организовать. Жалко.

Очень сильно и ярко выглядит на этом чемпионате англичанин Найджел Шорт. Когда дело доходит до больших денег, он преображается на глазах! Шорт и внешне изменился до неузнаваемости: покрасил голову какой-то ярко-желтой краской и теперь похож на одуванчик. Сам помолодел, и игра его помолодела лет на 5, когда он проводил матч с Каспаровым в Лондоне. Тот матч проходил не под эгидой ФИДЕ, но заработал Шорт все равно хорошо. И теперь у него отличные шансы разбогатеть: если даже и проиграет в полуфинале, то получит около 200 тысяч долларов, а если выиграет, что вполне вероятно, то 375 тысяч.

Перед матчем с Михаилом Красенковым (Польша, 2645), который в "перебое" победил Зураба Азмайпарашвили (Грузия, 2650), Шорт выиграл дополнительные партии у Александра Белявского (Словения, 2710). Выиграл очень убедительно. Это была настоящая мужская игра, особенно в концовке первого 25-минутного поединка. Переплетения коней и ладей на отрезке между 39-м и 49-м ходами производят неизгладимое впечатление!

После четвертьфинального матча Красенков сетовал на страшную усталость и подавленное состояние, в котором он играл с Шортом:

- Все же стресс, который испытываешь во время "нокаута", очень велик! С какого-то момента наваливается такая моральная усталость, что думаешь: плевать, пусть я проиграю - лишь бы побыстрее все кончилось!

А о качестве своей игры с Шортом он сказал так:

- Не игра, а жалкое ее подобие. Наверное, в последний раз я еще что-то соображал, когда играл с Бареевым. А уже в матче с Азмайпарашвили стал допускать одну ошибку за другой.

Когда речь зашла о сумме, которую Красенков здесь получит, то он смутился:

- Я еще не привык к таким деньгам. И пока не увижу их на своем банковском счете, не поверю, что столько выиграл.

А теперь расскажу о центральном матче Ананд - Алексей Широв (Испания, 2700). В первой партии белыми играл Ананд. Широв остановил свой выбор на испанской партии - остромодном варианте с развитием чернопольного слона на поле с5. Он служит ему верой и правдой довольно давно, и в нем у него есть свои разработки. И на этом чемпионате Широв уже применял, и успешно, данное построение во встрече с перуанцем Хулио Грандой (2625). Конечно же, Ананд со своим тренером Элизбаром Убилавой хорошенько подготовились к этому варианту. На 15-м ходу Широва ждала ну если не новинка, то уж маленький сюрприз - это точно. Постепенно, как выразился потом Убилава, Широв "влип", трудности черных росли и незаметно переросли в ощутимые проблемы. Решающую ошибку, по мнению Ананда, Широв допустил, сыграв на 23-м ходу ферзем на поле а6. После этого ферзь черных был вынужден вытягивать свои легкие фигуры из трясины на поле а5, куда они попали как по расписанию: сначала конь, потом слон. Белые же времени зря не теряли, вывели из игры слона черных на другом фланге, где он оказался запертым в клетке из пешек g4 - f5 - h3, а вскоре нагрянули в гости к черному королю. Не в силах воспрепятствовать проходу пешки h в ферзи, черные сдались.

Во второй партии уже у Широва были белые фигуры, и он надеялся отыграться. Ананд избрал славящуюся ничейными тенденциями русскую партию. Тем не менее Широв получил ощутимый перевес и заставил Ананда и его тренера страдать, как выразился Убилава. Страдания черных могли бы быть очень большими, если бы белые несколько не поторопились с разменом ферзей. Ананд после партии сказал, что Широв мог сначала попытаться перевести короля на ферзевый фланг, а уж потом менять ферзей.

- Думаю, что и там бы я сделал ничью, - сказал Ананд после партии, - но это было бы гораздо сложнее.

В результате черные построили "крепость", которую белые взять не смогли. Ничья вывела Виши в полуфинал.

Первая партия матча Адамса с Люком ван Вели (Нидерланды, 2655) протекала с перевесом английского гроссмейстера. Он упустил легкий выигрыш, который в пресс-центре видели все. Имея "лишнего" ферзя (за ладью и кое-что из мелочи), Майкл, вместо того чтобы проводить напрашивающийся прорыв f4 - f5, занервничал, отдал зачем-то коня и позволил Вели уползти с ковра.

Во второй партии весы все время колебались, пока дело не свелось к коневому эндшпилю с двумя (!) "лишними" пешками у Вели. Такая позиция выигрывается автоматом. Однако Адамс нашел какие-то немыслимые ресурсы и спасся!

1/8 финала. Люк ВАН ВЕЛИ (Нидерланды) - Кирил Георгиев (Болгария) - 1,5:0,5. Золтан Алмаши (Венгрия) - Вишванатан АНАНД (Индия) - 0:2. Владимир Акопян (Армения) - Алексей ШИРОВ (Испания) - 0,5:1,5.

Алексей ДРЕЕВ (Россия) - Вадим Звягинцев (Россия) - 3:1. Александр Белявский (Словения) - Найджел ШОРТ (Англия) - 1:3. Майкл АДАМС (Англия) - Петр Свидлер (Россия) - 4:2. Владислав Ткачев (Казахстан) - Борис ГЕЛЬФАНД (Белоруссия) - 2,5:3,5. Зураб Азмайпарашвили (Грузия) - Михаил КРАСЕНКОВ (Польша) - 3:4.

1/4 финала. ШОРТ - Красенков - 2:0. АНАНД - Широв - 1,5:0,5. Перед тай-брейком: Гельфанд - Дреев - 1:1, Адамс - ван Вели - 1:1.

Диаграммы партий смотрите в формате PDF