Газета Спорт-Экспресс от 4 декабря 1997 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 3

4 декабря 1997

4 декабря 1997 | Шахматы

ШАХМАТЫ от "СЭ"

№ 1. Декабрь '97

Алиса ГАЛЛЯМОВА

РЕШИЛА РАБОТАТЬ ПО-МУЖСКИ

-В этом году вы стали лучшей шахматисткой России, выиграв довольно сильный по составу чемпионат в Элисте. Насколько, по вашим ощущениям, вы готовы к борьбе за мировую корону?

- Оценить степень своей готовности мне очень трудно. Дело в том, что совсем недавно я фактически вернулась в большие шахматы, разобравшись со своими семейными проблемами и начав тренироваться по-настоящему. Надеюсь, что в Гронингене все сложится для меня успешно, по крайней мере я делаю максимум для того, чтобы так и случилось. До сих пор на самых ответственных соревнованиях мне просто не везло. Так, в предпоследнем турнире претенденток я оказалась "четвертой лишней", а на предыдущем лишилась реальных шансов пройти отбор, проиграв две последние партии.

-Кого считаете вашими основными конкурентками в Гронингене?

- Думаю, не буду оригинальной, если назову грузинок Майю Чибурданидзе и Нану Иоселиани, а также шведку Пию Крамлинг. Как всегда опасны китаянки - экс-чемпионка мира Се Цзюнь и Жоакин Пенг.

-Сейчас, пожалуй, можно говорить о настоящей китайской экспансии в мировом спорте. Кто бы мог еще 10 лет назад представить, что китаянки окажутся способны претендовать на мировую шахматную корону - и не только претендовать.

- На Западе шахматы особой популярностью никогда не пользовались. А вот в Китае сейчас настоящий шахматный бум. Повальное увлечение там этой игрой в какой-то степени напоминает то, что когда-то происходило и у нас в стране. Если же рассуждать о ситуации в шахматном мире в целом, то можно отметить, что в скором времени непросто будет сохранить свои ведущие позиции грузинкам: из-за нестабильности в стране большинство шахматисток вынуждены были перебраться за границу. Кетеван Арахамия живет в Шотландии, Кетино Кахиани - в Германии, та же Иоселиани - в Чехии. О молодых же пока что-то не слышно.

-А как начался ваш роман с шахматами?

- Все вышло так, как это обычно бывает - абсолютно случайно. К нам в школу пришел тренер, набиравший детей в группу начинающих. В ответ на его вопрос, кто хоть немного умеет играть, подняли руки все мои одноклассники. Ну и я с ними за компанию, хотя в шахматах ничего не понимала. А дальше все пошло само собой: уроки, лекции, сборы, турниры. Лет в 16 - 17 я поняла, что шахматы стали моей профессией.

-Как же живется профессиональной шахматистке Галлямовой?

- С материальной точки зрения на жизнь зарабатывать мне удается. Хотя без помощи спонсоров в наше время не обойтись, так как ежегодные затраты профессионального шахматиста на поездки и тренировки исчисляются не одним десятком тысяч долларов. Только одно занятие с хорошим специалистом стоит порядка 70 - 100 долларов! Чаще всего я играю в мужских турнирах - не из принципиальных соображений, а потому, что чисто женских соревнований за исключением официальных - типа чемпионатов России и мира - сейчас, увы, почти не проводится. Что ж, женские шахматы всегда были в загоне, и вся надежда сейчас на президента ФИДЕ, пообещавшего найти спонсоров для женских турниров. В Элисте, кстати, Илюмжинов мне очень понравился - крайне обаятельный и улыбчивый человек, что для больших руководителей малохарактерно.

-Многие шахматисты относятся к женским шахматам несколько иронично. Вас это не задевает?

- Меня вообще мало что задевает. Разница же между мужскими и женскими шахматами действительно довольно существенная. Однако обусловлена она, на мой взгляд, вовсе не физиологией, а тем, что мужчины просто больше работают. Теперь и я включилась в этот сумасшедший ритм: провожу за доской около 8 часов в день, регулярно плаваю в бассейне. Это, кстати, на гронингенском марафоне может очень пригодиться.

-Последний и, может быть, не слишком деликатный вопрос. Вы были замужем за Василием Иванчуком. Почему ваш союз с одним из ведущих гроссмейстеров мира оказался столь недолговечным?

- Мы, кстати, официально до сих пор не разведены. Василий - крайне интересный человек, целиком и полностью погруженный в свой собственный, шахматный мир. Но для семьи было бы неплохо, если бы он из него хоть иногда выходил. Впрочем, наверное, каждый из нас подсознательно чувствовал, что мы мешаем друг другу в осуществлении главных целей жизни - стать чемпионами мира.

Никита КИМ