Газета Спорт-Экспресс от 28 октября 1997 года, интернет-версия - Полоса 13, Материал 1

28 октября 1997

28 октября 1997 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ЧЕМПИОНАТ МИРА. СЕМНАДЦАТЫЙ ЭТАП - "ГРАН-ПРИ ЕВРОПЫ"

Жак ВИЛЬНЕВ СТАНОВИТСЯ 26-М ЧЕМПИОНОМ МИРА

Окончание. Начало - стр. 12

Воскресенье, 26 октября

48-й КРУГ СТАЛ РОКОВЫМ ДЛЯ ШУМАХЕРА

Утром в воскресенье над автодромом снова нависли облака. В воздухе в прямом и переносном смысле пахло грозой. Но все обошлось: хляби небесные так и не разверзлись и не сделали и без того запутанную ситуацию еще более запутанной и еще менее предсказуемой.

Во время warm-up серьезность намерений сквозила в поведении команды "Макларен": мол, чемпионат чемпионатом и титул титулом, но есть тут помимо Вильнева с Шумахером и другие крутые парни, у которых в гонке свой интерес. Хаккинен показал первое время - 1.23,016, Култхард - 4-е - 1.23,359. Вторым стал Бергер - 1.23,160, который к воскресному утру все-таки посерьезнел (в предыдущие два с половиной дня с ним было невозможно разговаривать - все шуточки да прибауточки) и, похоже, наскреб по сусекам остатки мотивации, дабы не испортить себе последнюю гонку в карьере. Браво выглядел Панис, оставшийся 3-м - 1.23,166. Вильнев показал 5-й результат, закрыв список гонщиков, разменявших 1.24, - 1.23,849. Шумахер оказался 7-м - 1.24,063.

Ровно в 12.00 над Хересом закапало. Народ в боксах насторожился, но небесный водопроводчик внял мольбам паддоков и тут же намертво закрутил кран.

В 13.30 на прямой "старт/финиш" начали выстраиваться пилоты. Шумахер выехал из боксов одним из первых, быстренько запарковал "Феррари" на отведенной ему второй клеточке поля и после короткого пешего визита в боксы как ни в чем не бывало принялся раздавать интервью. Сразу позади него уже покоился на домкратах "Эрроуз" сдающего полномочия чемпиона мира Хилла, который тоже беседовал с прессой и сказал - то ли в шутку, то ли всерьез, - что ни в Вильнева, ни в Шумахера на старте врезаться не собирается, пускай сами друг с другом разбираются. Да и другим, подчеркнул Дэмон, в эту драку он лезть не советует, намекнув тем самым, что Ирвину тут делать нечего.

Вильнев покинул боксы самым последним. За 20 минут до старта его "Уильямс" медленно протолкался на отведенное обладателю поула место сквозь запруженную народом прямую. Особенно людно было возле Шумахера. "Феррари", видимо, ни на минуту не сомневалась в том, что ее Михаэль и на тот раз не оплошает, поэтому вечером будет что отпраздновать. По паддокам еще с субботнего утра бродили два последних феррарийных чемпиона мира, Ники Лауда и Джоди Шектер, а в воскресенье утром в Херес прибыл великий тенор современности Пласидо Доминго, видимо, намеревавшийся петь прямо на подиуме (такое уже было однажды!) в честь победы Михаэля Шумахера. Короче, в стане Скудерии все было готово к триумфу, который в Маранелло ждали так, что даже президент команды Лука ди Монтеземоло утратил свои обычные светский лоск и изысканность речи и выдал открытым текстом: "Мы должны добиться победы любой ценой!"

А Вильнев, заехав на свое место, так и не покинул кокпит, просидев неподвижной мумией все остававшиеся до старта 20 минут.

Старт канадец проиграл. С сигналом светофора он с Шумахером синхронно рванули с места, и быть бы Вильневу в первом повороте раньше соперника - ведь поул все-таки дает выигрыш в несколько метров, если бы вместо того, чтобы продолжить движение, он не вывернул руль вправо и не попытался кроссинговать Шумахера. Это не была попытка выиграть старт - это была чистой воды попытка испортить старт Шумахеру. А за такие вещи нужно расплачиваться. И Шумахер, которого ни в малейшей степени не напугала эскапада Вильнева (нервы у немца и в самом деле железные), спокойно въехал в стартовый поворот первым, а канадец вынужден был пропустить вперед еще и Френтцена!

Наблюдая эту сцену, я вспомнила комментарий Ирвина к выступлению Вильнева в Японии. "Прекрасно зная, что рано или поздно дисквалификация вступит в силу, а значит, погоня за очками не имеет смысла, - сказал Ирвин, - Вильнев вышел на старт "Гран-при Японии" с единственной целью - испортить гонку Михаэлю". В этих словах ядовитого ирландца есть смысл. Вспоминая их, я боялась, что и на этот раз Вильнев пойдет по этому - губительному пути. Но как ни порадоксально это звучит, проигрыш первого поворота спас канадца от роковой ошибки.

Шумахер сразу начал отрываться. Но вскоре его отрыв перестал увеличиваться. К 8-му кругу Михаэль опережал Френтцена на две секунды с небольшим. Тут второй пилот "Уильямса", получив по радио известие, что его машина явно идет медленнее Вильнева, пропустил партнера вперед, Жак ринулся в погоню, а Френтцен начал ощутимо отставать. Но поскольку трасса в Хересе узкая, то, отставая, Френтцен тормозил и шедших сразу за ним Хаккинена и Култхарда, которые в скорости не уступали Шумахеру и Вильневу, но вынуждены были лишь провожать лидеров глазами.

Кстати, любопытная деталь. Как известно, оба маклареновца - отменные мастера старта. На этот же раз оба проделали это упражнение как бы вполсилы, чему позже нашлось объяснение. "Мы изо всех сил старались не перекрыть Вильневу дорогу на старте, - сказал после гонки Рон Деннис, - чтобы не помешать справедливому определению чемпиона. Поэтому оба наших гонщика вынуждены были сдерживать себя и шли не в полную силу. И я горжусь джентльменством Мики и Дэвида в сегодняшней гонке".

После того как Вильнев обогнал Френтцена, просвет между ним и Шумахером не уменьшился, а вырос до 4 секунд и сохранялся в этом интервале вплоть до первой серии пит-стопов. Причем Вильнев не филонил, а пытался догнать немца, частенько блокируя колеса при торможениях. Шумахер же, по крайней мере в первой части гонки, выглядел гораздо спокойнее. Еще бы - он ведь ощущал себя хозяином положения и мог вести гонку в удобном ему темпе. До 22-го круга мало что изменилось. Обмен быстрейшими кругами, затеянный Шумахером и Вильневом, никаких видимых подвижек в диспозицию не внес. Все, что отыгрывали или проигрывали они друг другу, укладывалось в десятые, а то и сотые доли секунды. Оба шли из 1.25: например, 1.24,131 Шумахера - и тут же 1.24,114 Вильнева. Просвет между ними не рос и не сокращался, а колебался, как говорят математики, в пределах допустимой погрешности. Казалось, оправдываются слова Вильнева о том, что судьба гонки, а вместе с ней и короны чемпиона мира будет решена в боксах. А для него это смерть: "Феррари" на пит-стопах на голову выше "Уильямса". Как тут было не вспомнить шутку Шумахера, выданную накануне. На пресс-конференции после квалификации Боб Констандурос попросил его прокомментировать отставание по скорости на прямой - оно составляло около 8 км/ч. "Как вы собираетесь обгонять при такой настройке?" - спросил Боб.

- А может быть, нам не понадобится никого обгонять, - ухмыльнулся Шумахер. - Может, мы и не собираемся этого делать.

Судя по тому маневру, который он предпринял на 48-м круге, он и в самом деле не собирался никого обгонять.

На 22-м круге Шумахер заехал в боксы и переобувшись и дозаправившись, покинул их в общей сложности через 26,209. На трассе он умудрился втиснуться между Хаккиненом и Култхардом, то есть 4-м. Отлично. На 23-м круге в боксы отправился Вильнев - и вернулся обратно через 25,958. Позади Култхарда - и точно впереди Ирвина! Ирландец, видимо, исчерпал запас пакостей, отпущенных ему на сезон, и никакой отрицательной роли в этой гонке не сыграл, завернув на пит-стоп. Впрочем, он не сыграл и никакой положительной роли и вообще был малозаметен. Об Ирвине вспомнили лишь в самом конце, когда на последнем круге его блестяще прошел Бергер.

После того как на 25-м и 26-м кругах в боксах побывали оба "Макларена", положение было таково: Френтцен, Шумахер и Вильнев. То есть канадец шел следом за "первым немцем". "Второй немец" должен был, просто обязан был в эти секунды подтормаживать, чтобы дать своему партнеру возможность приблизиться к Шумахеру. Что Френтцен и сделал, благо никаких особенных усилий для этого прикладывать было не надо: я уже отмечала, что его машина шла явно хуже.

На 26-м круге Вильнев вплотную приблизился к Шумахеру. Но как только на 28-м пришел черед Френтцену заезжать в боксы, Шумахер, попав на простор, снова мгновенно оторвался от Вильнева. Но на те же полторы-две с половиной секунды. Вильнев снова переусердствовал в погоне, попав левыми колесами в песок, однако все обошлось.

На 29-м круге начали попадаться круговые. Аплодисменты пресс-центра заработал Катаяма, вставший на обочине, чтобы пропустить лидеров гонки и чемпионата. То же самое сделали и Ферстаппен с Сало. А вот Норберто Фонтана, пропустив Шумахера, внезапно перегородил путь Вильневу, и это стоило канадцу 2,5 секунды. Просвет между ним и Шумахером, сократившийся было до 0,9, мгновенно возрос до 3,186! Пресс-центр стонал: неопытность Фонтаны могла решить судьбу чемпионата столь нелепым образом. К счастью, не решила.

Когда явно разозлившийся Вильнев все-таки выбрался из-за спины Фонтаны, внезапно начал ошибаться Шумахер, блокировавший колеса на торможениях. Неужели тоже нервничает?

35 кругов до конца. Половина гонки промелькнула - и не заметили. В ней все так же нет других действующих лиц. Только эти двое.

На 38-м круге перед Шумахером, а значит, и перед Вильневом, замаячила перспектива обгона на круг Физикеллы, Накано и Ральфа Шумахера. Может, поэтому и нервничал Шумахер-старший? Как бы то ни было, Жан Тодт покинул свое место возле мониторов и совершил экскурсию на стенд "Джордана". Не знаю, вмешательство ли это помогло, или же у парней Эдди Джордана проснулась совесть, но эти обгоны прошли как по нотам. Когда Шумахера и Вильнева пропускал Физикелла, пресс-центр снова аплодировал. Когда Ральф просто прижался к обочине, пропуская брата, а потом остался внутри поворота, чтобы, не помешать Вильневу, мои коллеги выражали свое одобрение топаньем и свистом.

На 40-м круге Шумахер-старший снова тормозил с дымом. И это, как выяснилось позже, стало сигналом для Вильнева: пора атаковать.

На 43-м круге Шумахер побывал в боксах во второй раз. И вернулся оттуда вторым! На 44-м второй раз на пит-лайн заехал Вильнев. И выехал позади Култхарда, то есть на данный момент третьим. 9,4 секунды длилась остановка Михаэля, 8,3 - Жака. Канадец ничего не проиграл.

На 45-м круге буфер в лице Култхарда исчез - шотландец ушел в боксы на дозаправку, и к 46-му кругу Вильнев сократил отставание от Шумахера с 2,590 до 1,026! Третья смена резины на "Феррари" явно работала хуже двух предыдущих, и это немедленно стало ясно Вильневу. На 47-м круге он шел уже вплотную за машиной соперника: 0,385. Стало ясно, что это - кульминация.

И на 48-м круге она наступила. В повороте канадец, спрятавшийся в аэродинамический карман "Феррари", атаковал по внутреннему радиусу. Он вылетел из-за спины соперника, как из катапульты, и к апексу виража уже был впереди!

Что делал Шумахер? Это было очень хорошо видно на замедленных повторах, которые после гонки в пресс-центре прокрутили, наверное, раз двадцать. Он посмотрел сначала в левое зеркало, потом в правое, покачал слева направо рулем. А когда справа от него появился бок - это значит, что Вильнев уже выиграл поворот, - "Уильямса", вывернул руль, жестко ударив машину соперника. Ни секунды не сомневаюсь: он знал, что собирается делать.

Вам это ничего не напоминает? Аделаиду-94, например?

Пресс-центр выл. Я не преувеличиваю.

Когда все увидели, что круг после столкновения Жак прошел за 1.29, повисла мертвая тишина. Слишком все это было похоже на 94-й. Тогда ведь Хилл тоже уехал с места аварии, но только для того, чтобы остановиться в боксах. У меня тряслись руки - в блокноте каракули, ничего не разобрать.

Еще один круг Вильнева длился как во сне - 1.27,234.

НЕУЖЕЛИ ВСЕ ПОВТОРЯЕТСЯ?!

Но уже на 51-м канадец пришел в себя и проехал этот круг за 1.26. Потом он скажет, что удар был сильным ("Хотя Шумахер меня все-таки не добил!") и в машине что-то явно расстроилось. На паре следующих кругов Вильнев прибавил: машина нервничала, но слушалась. А потом начала внезапно жрать резину. И если бы он продолжил ехать хотя бы чуть жестче, гонка для него кончилась бы раньше положенных 69 кругов. Однако такого удовольствия доставить Шумахеру Вильнев не мог - и сбросил скорость!

Вот тут-то и пришел черед вспомнить про Култхарда, Хаккинена, Ирвина и Бергера. Маклареновцы шли сразу за Вильневом. Култхард начал сокращать отставание с жуткой быстротой. Но Хаккинен шел еще быстрее. И когда за два крута до финиша он атаковал, а его партнер покорился этой атаке (не хочу сказать, что совсем уже открыто пропустил, но мешать не стал), я поняла: Мика будет пытаться выиграть.

Видимо, то же самое очень быстро понял Вильнев. И посчитал, что сражаться с финном нет никакого смысла. Уворачиваясь от Хаккинена, он даже выскочил колесами на песок. На последнем круге и Култхард пошел в атаку - на прямую они с Вильневом вылетали колесо к колесу. Канадец и того пропустил - его устраивало и третье место.

Тут пресс-центр взвыл снова, потому что четвертым с просветом едва ли не десятую шел Ирвин! Останься он на этом месте, канадец попал бы в мышеловку. Ведь все, что потребовалось бы от Эдди в эти секунды, это педаль газа в пол и таран. И Шумахер снова чемпион мира!

Но, к счастью, на последнем круге Ирвин уже не был четвертым. Четвертым был Бергер, который обошел ирландца ювелирно и убийственно чисто. До подиума в последней в карьере гонки Герхарду не хватило всего десятой доли секунды!

После финиша Хаккинен, выигравший первую в жизни гонку, забыл английский. И я его очень хорошо понимаю. А вот Вильнев никакого языка не забыл. Напротив, был как никогда красноречив, оживлен и все время улыбался. На подиуме и в пресс-центре на нас глядел счастливейший человек во Вселенной.

Что ж, он имел право быть им. Он выдержал. И выиграл, возможно, один из самых важных боев в своей жизни.

- Когда я атаковал Шумахера в том повороте, то знал, что меня ждет, - сказал Жак. - Знал, что ему достаточно повернуть руль - и мой чемпионат кончится. Но к тому моменту я шел только вторым, и это место мне ничего не давало. Поэтому я решил, что лучше закончить чемпионат в гравии, чем на втором месте следом за Шумахером.

Он закончил его не в гравии, а на подиуме. Пускай не на первой, а на третьей ступени. Но - чемпионом!