Газета Спорт-Экспресс от 11 октября 1997 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

12 октября 1997

12 октября 1997 | Шахматы

ШАХМАТЫ

СУПЕРТУРНИР В ТИЛБУРГЕ

Гарри КАСПАРОВ

У МЕНЯ ОТРАВЛЕНИЕ ПЛОХИМИ ШАХМАТАМИ

-Гарри, мы уже знаем, что вы можете за здорово живешь сдаться в ничейной позиции, как это было во второй партии матча с Deep Blue, но принять ничью в позиции с большими шансами на выигрыш... Это что-то новенькое! Как и чем этот невероятный промах можно объяснить?

- Произошла вещь из разряда непостижимых. В позиции, где я принял ничью, просто не было другого хода, кроме как играть с6-с5, выигрывая пешку! Если бы я задумался хотя бы на пять секунд, то, конечно, нашел бы этот ход. Более того! Если бы я просто посмотрел в ту сторону, я бы тоже увидел! Но я даже не посмотрел, какой ход сделал Лотье! Я принял ничью, не глядя на доску! Ну не могло мне и в голову прийти, что в позиции, где любой ход делает ничью, мой соперник найдет единственную возможность проиграть партию...

-Можно представить ваши чувства, ведь вы упустили шанс стать единоличным победителем турнира! Но если забыть, что Лотье подставился так нелепо, партия ведь и должна была завершиться вничью: вы, по существу, играли длинный форсированный ничейный вариант. Почему? Можно же было предпочесть что-то более содержательное, где у вас были бы шансы обыграть Лотье, - например, староиндийскую защиту?

- Для того, чтобы играть староиндийскую, нужно настроение, нужен кураж, а их у меня не было.

-Было видно, что вторую половину турнира вы играли гораздо хуже, чем первую. В чем здесь дело?

- Не знаю... Поначалу планировал набрать очков 9, хотел единиц на 10 повысить рейтинг... А когда проиграл партию Свидлеру, пропало настроение... Что я мог доказать, играя в этом турнире?! Набрать "плюс девять" или "плюс десять" - да! Ради этого можно было и постараться, но когда я понял, что эта цель упущена, других ориентиров не было. Я просто доигрывал турнир - без настроения и без желания играть.

-Проигрыш Свидлеру сломал ваши планы, испортил настроение и настрой. Вы не воспринимали Петра всерьез?

- Петя Свидлер вырос как шахматист. Но просто я ему не имею права проигрывать. Все же он несколько легковесен... В таком турнире, где играло столько "жертв", он чувствовал себя хорошо, но надо посмотреть, как он будет выглядеть на турнире класса "Линарес". Пусть сыграет подряд со мной, Анандом, Иванчуком, Топаловым... И тогда посмотрим.

-А как вы оцениваете игру Владимира Крамника в этом турнире?

- Где-то недобрал: с Леко и Адамсом должен был выигрывать. А Пикет и ван Вели, наоборот, подарили ему очко... В целом же его "плюс пять" закономерны. "Плюс пять" с его классом тут не набрать невозможно!

-Было время, когда вы, играя в Тилбурге, набирали "плюс десять" (в 1989 году) или "плюс шесть" (в 1991-м), при том что бороться приходилось с Карповым, Кориным, Анандом, Камским... Играть в более сильном турнире для вас легче, чем в более слабом?

- Я просто отвык от игры со слабыми шахматистами. Давно не играл в "оупенах"! Игрокам типа Пикета и ван Вели, не говоря уже о Шакеде, я могу давать сеанс одновременной игры. У меня наступило отравление от ужасного качества партий, которые мне приходилось смотреть на компьютере во время подготовки. Просто волосы дыбом вставали, когда видел, как они играют в шахматы.

-Но нельзя ли, Гарри, не усложнять себе жизнь, быть попроще? Раз вы согласились играть в этом турнире, так и играли бы, как играете в сеансе?..

- Привычка выработалась - относиться к шахматам серьезно. Играю со слабыми, как с Анандом или Иванчуком. Вот и получается - палю из пушки по воробьям. Конечно, если бы попроще относиться, то надо ждать ходов типа Лс7, который сделал Лотье, надо затевать агрессивную, резкую игру с Онищуком, понимая, что до эндшпиля он просто не дотянет... Играть со слабыми нетрудно, они практически не сопротивляются, мои партии с ними не длятся больше 20 ходов, дальше просто технику демонстрируешь. Проблема в другом: игра с ними расслабляет, трудно переключаться на игру с сильными шахматистами. И когда начинается нормальная борьба, как, например, в партии со Свидлером, организм оказывается не готов...

-Ну хотя бы что-то позитивное вы можете сказать об этом турнире?!

- Ни-че-го.

-Ваши ближайшие шахматные планы?

- Завтра даю сеанс одновременной игры в Стамбуле, 4 ноября провожу сеанс одновременной игры со сборной Шотландии: исполняется 175 лет шахматному клубу в Эдинбурге, и меня туда пригласили. Ну и начинаю подготовку к "Линаресу-98"!

-Говорят, это будет экспериментальный турнир: шесть игроков в два круга или четыре игрока - в четыре круга...

- Нет, это будет нормальный круговой турнир 19-й категории. Без любителей.

-Начнется, как обычно, - в феврале?

- Да, числа 20-го.

-Состав известен?

- Там будут сильнейшие игроки - по списку. За исключением Карпова.