Газета Спорт-Экспресс от 17 сентября 1997 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

17 сентября 1997

17 сентября 1997 | Футбол

ФУТБОЛ

Бернар ЛАМА - НЕПРИКАЯННАЯ ЗВЕЗДА, УСТАВШАЯ ОТ ФРАНЦИИ

Парижский пригород Сен-Жермен-ан-Лэ. База футбольного клуба "Пари Сен-Жермен". Обычная "двусторонка": основной состав против резервистов. В одних воротах - Кристоф Рево, пришедший перед началом сезона из "Гавра", в других - Венсан Фернандес. А где же Бернар Лама? Как и накануне, в сторонке совершает в одиночестве пробежки. Его подбадривают главный тренер Рикардо и "старик" Поль Ле Гуэн, долгое время игравшие вместе с 34-летним вратарем. Но с командой Лама не тренируется. С тех пор как в конце июля закончился отпуск, с ним занимается только тренер "ПСЖ" по физической подготовке Жан-Клод Перрен. Известный голкипер поддерживает форму, надеясь, что в конце концов подыщет себе новый солидный клуб. А покупателей все нет и нет.

Александр ПРОСВЕТОВ

из Парижа

КУРИЛ, НО СОВЕСТЬ ОСТАЛАСЬ ЧИСТА

Официально Бернар Лама по-прежнему в "ПСЖ", с которым связан контрактом до конца сезона. В этом клубе ему продолжают выплачивать зарплату. Но Лама - "отрезанный ломоть". В заявке парижан на участие в Лиге чемпионов его имени нет. Это значит, что он не сможет принять участие в еврокубках ранее стадии четвертьфиналов. С другой стороны, руководство "ПСЖ" и не собирается прибегать к его услугам, в том числе в национальном чемпионате, хотя еще 2 сентября Лама вправе был вновь занять место в воротах клуба.

В этот день истек срок его фактической дисквалификации за курение гашиша. Следы употребления "травки" были обнаружены в организме вратаря во время февральского сбора национальной команды Франции. Последовали повторные анализы, апелляции. Благодаря административным проволочкам Лама доиграл сезон до конца. Абсолютно очевидно, что Французская федерация футбола тянула с вынесением ему наказания "ПСЖ" стремился стать первым клубом, завоевавшим Кубок кубков во второй раз подряд, а дублер Фернандес доверия не внушал. В итоге Лама защищал ворота в финальном матче, проигранном парижанами "Барселоне", после чего тотчас подвергся дисквалификации на пять месяцев. Но три из них - условные. Причем вратарю засчитали в срок реального отбытия наказания не только август, в течение которого шли игры французского чемпионата, но и июнь, когда национальная команда участвовала в Турнире четырех сборных. Простому "смертному" июнь в зачет не пошел бы.

Любопытно, что думает об этой истории сам Лама. Вот выдержки из его июльского интервью France Football:

- Разве Франция не занимает первое в мире место по потреблению успокоительных средств? Сколько спортсменов принимают перед соревнования препараты, которые, как и курение гашиша, снимают нервное напряжение. Но это разрешено, поскольку производство этих препаратов важно для экономики. Мой отец хирург, так что я рано столкнулся с медициной, часто дискутировал на связанные с ней темы и пришел к ее в некотором роде отрицанию. Во всяком случае, я отказываюсь от всякой химии и ограничиваюсь витамином С. Кстати, алкоголь и табак тоже можно было бы считать наркотиками. Но Французская федерация футбола причислила к допингу гашиш. Я, зная закон, не подчинился ему, а потому согласен с вынесенным мне наказанием. Мне захотелось закурить - и я закурил, думая, что перед товарищеским матчем проверки не будет. Но моя совесть чиста, так как я всегда уважал футбол и к настоящему допингу не прибегал.

Жаль только, что мною был дан лишний повод тем морализаторам, которым не нравятся мой стиль игры и мои заявления. Они воспользовались этим делом, чтобы свести счеты с Лама, человеком с темным цветом кожи, которому есть что сказать. Нельзя забывать, что мы живем в стране, где многие голосуют за Национальный фронт Ле Пена, и я чутко уловил расистские намеки. Некоторые люди, в том числе журналисты, вышли за рамки спорта. И еще мне стало неудобно перед Гвианой, в которой существует проблема наркомании - но не употребления гашиша - и на которую опять показали пальцем.

ЛЮБИТЕЛЮ ПОКРИТИКОВАТЬ НАДОЕЛА КРИТИКА

Лама родился 7 апреля 1963 года именно в Гвиане, французском владении в Южной Америке. В метрополии впервые его увидели в 1980 году на турнире кадетов. Он защищал тогда ворота гвианской команды. А через несколько месяцев Лама стал первым выходцем из заморских департаментов в составе юниорской сборной Франции.

Профессиональная карьера в Европе на первых порах складывалась трудно. "Лилль", с которым Лама подписал свой первый контракт, поначалу одалживал молодого вратаря клубам низших дивизионов. Потом были пять сезонов в "Лилле", причем первые два из них Лама просидел на скамье запасных, по одному сезону в "Метце", "Бресте" и "Лансе", наконец, пять сезонов в "ПСЖ", с которым гвианец выиграл чемпионат и Кубок страны, а также Кубок кубков. Лама 35 раз выступал за сборную Франции. На ЧЕ-96 он внес решающий вклад в победу над Голландией в послематчевой серии пенальти, обеспечившей "трехцветным" выход в полуфинал. Сегодня его считают не только лучшим вратарем во Франции, но и одним из лучших в мире.

Так почему же столь яркая личность не стоит в воротах, а простаивает. Почему он стал отверженным в "ПСЖ" и ни одним клубом не востребован?

Остаться в "ПСЖ" Лама не пожелал сам. В течение прошлого сезона, да и после него он постоянно выражал недовольство клубом:

- Чтобы требовать результата, надо сначала создать условия. База "ПСЖ" не отвечает уровню притязаний клуба. Раздевалки тесные. Летом в них умираешь от жары, а зимой дует из всех щелей. Не хватает тренировочных полей и нормального зала для физподготовки. В "Ювентусе" такой зал занимает тысячу квадратных метров, а в "ПСЖ" - десять. Между тем вокруг Парижа полно пустующих замков. Достижениями команда обязана исключительно своим игрокам, но не организации дела.

Впрочем, Лама также подчеркивал, что ни в коем случае "не плюет" на "ПСЖ", который предоставил ему возможность показать себя на высшем уровне. Но настало-де время покинуть Францию.

- Почти все футболисты сборной играют за пределами страны. И я тоже понял, что лучше уехать. Я устал выслушивать о сборной только плохое. Франция, на мой взгляд, вообще не увлечена спортом. За год до чемпионата мира нет впечатления, что она готовится к событию, которое в следующий раз произойдет в стране спустя век. Никакого энтузиазма, никакой рекламы. А о сборной только и слышишь, что шансов победить в чемпионате у нее нет. Платини, Прост, Перек, Ноа - все великие спортсмены однажды решили уехать за границу. По финансовым соображениям, а также из-за негативной обстановки. Я хочу познать места, где спорту отдано все, где публика ценит мастеров. К тому же надоели оскорбления, которые сыплются во время матчей на юге Франции.

ПРЕЗИДЕНТ "ПСЖ" ПРЕДУПРЕЖДАЛ...

В мае прошлого года Лама обратился к президенту "ПСЖ" Мишелю Денизо с просьбой освободить его из команды. Тот рекомендовал вратарю остаться до истечения срока действия контракта и уйти уже после ЧМ-98. Но Лама был непреклонен. Денизо согласился его отпустить, и голкипер после одного из майских матчей на "Парк де Пренс" демонстративно помахал рукой трибунам.

"ПСЖ" активизировал работу по трансферу из "Гавра" Рево. И все-таки перед тем, как поставить точку, Денизо позвонил Лама и спросил, не передумал ли он. "В противном случае мы подписываем контракт с лучшим на сегодня после Бартеза вратарем Франции", - предупредил президент. "Нет" означало окончательный разрыв.

НЕ НУЖЕН НИ БЕРЕГ ТУРЕЦКИЙ, НИ АНГЛИЯ

С начала лета вокруг отъезда Лама стали наслаиваться слухи. В числе клубов, якобы им интересовавшихся, назывались "Валенсия", "Порту", "Челси". Сам же Лама гордо подчеркивал, что куда попало не поедет:

- Предложений хватало, но есть ряд стран, отправиться в которые я не пожелал. В частности, мне не хотелось оказаться в Англии, Шотландии или Турции. Известно, что "Ньюкасл", "Ливерпуль" и "Рейнджерс" искали вратаря. Возможно, в Глазго мне и предложили бы контракт, какого я в жизни не имел. Но прямых контактов у меня не было. Вместе с тем я столько поиграл в холодных уголках Франции, что стремлюсь теперь выразить себя в стране, более близкой мне по духу.

Итак, подавай грандов из стран, где много солнца, читай Испанию либо Италию. "Реал", "Барселону", "Милан"... Между тем спрос на вратарей ограничен. Их в отличие от полевых игроков можно использовать только на одной позиции, да и век вратарский сравнительно долог. Примечательны слова: "предложений хватало", но "прямых контактов не было", и, похоже, до конкретных разговоров дело вовсе не доходило.

Как заявил французской l'Equipe президент "Ливерпуля" Питер Робинсон, "наш клуб никогда не делал предложений Лама, в то же время его агенты обращались к нам неоднократно". В "Барсе", которую называли в числе претенденток "на руку и сердце" французского голкипера, реакция была более эмоциональной: "Какой еще Лама? И речи быть не может".

В самом деле, зачем клубу из Каталонии, даже несмотря на травму Витора Байи, вратарь, который не может играть в Лиге чемпионов, да и в испанском чемпионате теперь вправе выйти на поле лишь после 15 декабря? В клубе и так четыре голкипера.

Наиболее вероятным представлялся путь в мадридский "Реал". Тем более что сам Лама радостно сообщил футболистам "ПСЖ" о таком варианте. Но президент "Реала" Лоренсо Санc счел, что четыре вратаря - это перебор. В конце концов и новый главный тренер клуба немец Юпп Хейнкес, который вроде бы видел в лице француза замену своему соотечественнику Бодо Иллгнеру, заявил, что вопрос о трансфере не стоит, так как "Реал" располагает тремя стражами ворот высокого класса (помимо Иллгнера есть Сантьяго Канисарес и молодой Педро Контрерас, который одалживался "Райо Вальекано"). "В этой ситуации нелогично брать Лама, тем более учитывая его возраст", - заметил Хейнкес. И хотя сейчас Иллгнер повредил плечо, блестяще на старте чемпионата Испании играет Канисарес. К тому же "Реал" тоже участвует в Лиге чемпионов.

Итак, Лама стал жертвой высокого самомнения, пусть мастерство и дает ему основания претендовать на многое. Он оказался в положении девицы, которая в ожидании принца пересидела в невестах, а свахи - в данном случае агенты - ни с кем договориться не смогли. И тому тоже есть причина - подмоченная репутация вратаря. Западные клубы щепетильны, и пусть во Франции раздаются голоса, что гашиш надо легализовать, дисквалификация не прошла бесследно. Но не менее, а, может быть, и более настораживает то, что звезда на каждом углу критиковала собственный клуб. Такая независимость в суждениях нравится репортерам и публике, но не футбольным руководителям.

ЧУЖОЙ СРЕДИ СВОИХ

"ПСЖ" искренне хотел бы побыстрее продать Лама. Хотя бы потому, что отсутствие спроса сбивает цену. Клуб из столицы Франции уже изъявил готовность снизить начальную цифру в 8 миллионов франков (1,3 миллиона долларов). С другой стороны, объявлено, что у Лама нет дороги обратно в парижские ворота. Соответствующее решение совместно приняли президент Денизо и тренеры, чтобы успокоить Рево, которому при приглашении из "Гавра" было гарантировано место в основном составе. Неожиданное присутствие в клубе ветерана поначалу нервировало новобранца, и в первых матчах за "ПСЖ" он допускал досадные ошибки. "Почему вы все время спрашиваете меня о Лама, а не обо мне?" - не сдержался однажды Рево, отвечая на вопросы журналистов.

- Мы полностью доверяем Рево, - расставил недавно точки над i спортивный директор "ПСЖ" Клод Ле Руа. - Он первый вратарь команды, а Фернандес - второй.

На вопрос, что будет, если Рево получит травму, Ле Руа ответил:

- Если в таком случае отсутствие основного вратаря затянется, то, возможно, Лама и возобновит тренировки с командой, но на сегодняшний день это неактуально.

ЧТОБЫ ПОПАСТЬ НА ЧМ-98, НАДО ИГРАТЬ

Во Франции Лама по-прежнему пользуется авторитетом, и там он легко нашел бы пристанище. В нем, в частности, заинтересованы "Ренн", "Монпелье" и "Бордо". Однако, во-первых, Лама ясно давал понять, что Францию ему предлагать не надо, а во-вторых, его агенты просят ежемесячную зарплату в 500 тысяч франков (83 тысячи долларов), не облагаемых налогами. Столько вратарю французские клубы платить не будут.

Впрочем, возможно, обстоятельства вынудят Лама умерить аппетиты и по крайней мере повременить с мечтой о залитых солнцем бурлящих стадионах. Во всяком случае, если он хочет попасть на ЧМ-98. А это так.

- Будет ужасно, если я опять пропущу турнир, благодаря которому пришел в футбол, - говорит Лама. - Когда проходил чемпионат мира 1970 года, мне было семь лет. Я смотрел матчи у соседей, имевших черно-белый телевизор, - у нас такой роскоши не было. Тогда-то у меня в голове и засело: хочу стать футболистом.

Главный тренер трехцветных Эме Жаке подтвердил в этом месяце, что считает Лама лучшим вратарем Франции. Вместе с тем он предупредил, что тем, кто не будет постоянно играть за клуб, трудно рассчитывать на место в сборной. Пока же Лама бегает вокруг тренировочного поля на базе "ПСЖ" и ждет...