Газета Спорт-Экспресс от 23 августа 1997 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

23 августа 1997

23 августа 1997 | Плавание

ПЛАВАНИЕ

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ ПО ВОДНЫМ ВИДАМ СПОРТА

Елена ВАЙЦЕХОВСКАЯ
из Севильи

ТЕПЕРЬ ПОПОВУ ЛЕГЧЕ ПЛАВАТЬ, ЧЕМ ДО РАНЕНИЯ

Я пыталась на правах старой знакомой вытрясти из четырехкратного олимпийского чемпиона, только что ставшего двенадцатикратным чемпионом Европы, честный ответ на банальнейший журналистский вопрос: "Волновались ли вы перед стартом?" Попов смеялся, корчил рожицы всем приближающимся телекамерам и всем своим видом давал понять, что вопрос этот просто неуместен. Но потом сказал:

- Мне было очень непривычно плыть утром. До чемпионата Европы я уже стартовал на "сотне" на международном турнире в Санта-Кларе, но специально к нему не готовился, даже не брился перед заплывом. А здесь все было совсем по-другому. Чувствовал я себя вполне прилично, но никак не мог соотнести свои ощущения с тем, как быстро плыву. Отвык соревноваться. Днем поспал и на финал вышел абсолютно спокойным.

-Какая-то тренерская установка была?

- Турецкий (тренер Попова. - Е.В.) сказал, что утром я слегка укорачивал гребки и что в финале надо попробовать плыть "длинно". Я попробовал. И так увлекся, что, когда увидел на дне Т-образную линию, которая предупреждает о том, что близко бортик, даже не сразу понял, что приплыл.

-А если бы швед Фроландер начал более резво, неужели бы вы не сорвались на более быстрый темп?

- Так ведь скорость зависит не от того, как часто человек машет в воде руками. Мне стало легче плавать, чем я плавал до ранения. Я сам объясняю это тем, что потратил очень много времени на то, чтобы растянуть послеоперационный шрам. А когда это удалось, то при плавании я вдруг понял, что дышать, поворачивая голову в разные стороны, и соответственно ровнее лежать на воде мне стало удобнее. Раньше я дышал в одну сторону, потому что поворачивать голову в другую мешал шрам, оставшийся после аппендицита - его я вовремя не растянул. Ну что, не запутал я еще вас анатомическими подробностями?

-Нормально. А насколько тяжело было после финиша?

- Совсем не тяжело. Турецкий прав: после чемпионата мира ни в коем случае нельзя будет делать длинный отдых. Надо постараться сохранить уровень результатов и выступить в серии каких-нибудь турниров. Это самый лучший способ выйти на максимальный результат. Одними тренировками его не сделать.

-То есть самое время подумать еще об одном мировом рекорде?

- Естественно. Честно говоря, после Атланты мне с трудом это представлялось. А сейчас я практически без напряжения вышел на 49,09 - результат, на который у меня уходило всегда довольно много сил.

-На пресс-конференциях вы тоже стали вести себя по-другому.

- Я стал по-другому к ним относиться. Раньше мне казалось, что журналисты все время хотят как-то ущипнуть. А теперь понял, что это их работа и что правильно давать интервью ничуть не легче, чем брать его.

-Что значит "правильно"?

- В каких-то случаях говорить то, что от тебя хотят услышать, в каких-то - просто отшучиваться. И никогда не ввязываться в полемику.

Пресс-конференция в исполнении Попова после финиша была выдержана именно в таком стиле.

-Что для вас значит эта медаль?

- Еще одна медаль.

-А каковы планы перед чемпионатом мира в Перте?

- Встретить Новый год.

-Вы собираетесь выступать на Олимпийских играх в Сиднее?

- Сначала неплохо было бы пройти отбор в национальную команду.

-В этом году в Сан-Паулу вы проиграли 100 метров Густаво Борджесу на коммерческом турнире. Наверное, хотели бы поскорее забыть поражение?

- В Сан-Паулу? Борджесу? Я уже не помню.

-Как вы восприняли то, что в Севилье побили рекорд чемпионатов Европы?

- Это же не рекорд мира.

-А когда и где можно ожидать нового рекорда?

Попов хитро прищурился:

- Знаете, моя жена сейчас ждет ребенка и ни один врач (а мы, поверьте, обращались к самым лучшим) не может точно сказать, в какой именно день малыш появится на свет. В отличие от ребенка, мировой рекорд приходится вынашивать гораздо дольше девяти месяцев. Вам не кажется, что вы хотите от меня невозможного?

...День, столь блистательно начатый Поповым, продолжался в том же ключе: дистанцию 200 метров на спине выиграл Владимир Сельков. При изучении европейской летописи последних лет можно было подумать, что ничего сенсационного в этой победе нет: Сельков был вторым на этой дистанции еще в 1991 году в Афинах, в Шеффилде победил и занял второе место на "сотне", в Вене сделал золотой дубль. На всех трех чемпионатах к тому же выступал в золотой комбинированной эстафете. Но между Веной и Севильей была Атланта. Игры, оказавшиеся для российского пловца непрерывным кошмаром: на обеих своих дистанциях Сельков не попал в основной финал, дважды оставшись девятым, а в финале "Б" выступать уже не стал. В комбинированной эстафете, где Россия завоевала серебро, он тоже проплыл не лучшим для себя образом. Вернулся домой в полностью разобранном состоянии, вызвав многочисленные предположения о том, что плавать чемпион мира больше не будет.

Однако победа была красивой. Даже на третьем 50-метровом отрезке, где Владимир частенько "вставал", резко снижая скорость, он продолжал, к разочарованию итальянцев, нестись на полкорпуса впереди Эммануэля Меризи. И сказал после финиша: "Думаю, это только начало".

Еще большим откровением стала женская эстафета 4x100 метров вольным стилем. Девочки уверенно забрали бронзу, более чем на секунду опередив сборную Великобритании и меньше секунды проиграв шведкам, и уж полный фурор произвела на всех рекордсменка Европы и вице-чемпионка мира на дистанции 50 метров вольным стилем Наталья Мещерякова: свой этап она проплыла за 54,97 секунды. По бортику после заплыва Наташа, несмотря на усталость, шла так, как, наверное, не ходила даже в годы своей работы манекенщицей в крупнейшем столичном Доме моды (был такой период в ее жизни после сеульских Игр - Мещерякова всерьез намеревалась закончить карьеру пловчихи).

В пятницу утром предварительные результаты не принесли ни особых восторгов, ни особых огорчений. Седьмой вошла в финал сильнейшая российская дельфинистка Светлана Поздеева (1.01,31), 18-й результат там же показала Елена Наземнова. Ольга Ландик в заплыве на 100 метров брассом осталась 15-й. 200 метров этим же стилем у мужчин также не обошлись без потерь: Андрей Иванов показал лишь 22-й результат (2.21,79). Но пятым стал главный неудачник первого дня (он сделал второй фальстарт и был дисквалифицирован на дистанции 100 метров) Андрей Корнеев (2.16,19). Российская мужская эстафета без участия главного действующего лица - Попова (за нее утром плыли Роман Егоров, Владислав Куликов, Денис Пиманков и Роман Щеголев) достаточно спокойно с отставанием в две с небольшим секунды от лидера - сборной Германии - вошла в финал второй, заставив многих задуматься сразу на две темы: не сменит ли в Севилье эта эстафетная медаль хозяина, и как быстро на этот раз проплывет свои 100 метров 12-кратный чемпион Европы.

ВОДНОЕ ПОЛО

РОССИИ, К СОЖАЛЕНИЮ, ДАЛЬШЕ ПОЛУФИНАЛА ПРОЙТИ НЕ УДАЛОСЬ

Поздно вечером в четверг во втором полуфинале чемпионата мужская сборная России проиграла венграм. В это же время в центре города фирма "Арена" давала грандиозный прием, однако присутствие многих официальных лиц международной и европейской федераций на трибунах "Сан-Пабло" говорило о том, что играется главная встреча чемпионата. На 90 процентов все сходились во мнении, что победитель встречи станет и обладателем главного европейского титула.

ХОРВАТИЯ - ЮГОСЛАВИЯ - 7:8 (3:3, 1:1, 2:1, 1:3)

В первом полуфинале играли сборные Югославии и Хорватии. Игра была настолько скучной, насколько скучной может быть тренировочный спарринг-матч между игроками одного и того же клуба с одинаковыми техникой, мощью и игровыми установками. Огромных и тяжеловесных игроков (в свое время, когда и хорваты, и югославы представляли одну страну, в водное поло вообще не брали атлетов ростом ниже двух метров) явно не привлекала перспектива контратак, когда команды, бывает, ошалело носятся от одних ворот к другим. Игра была выраженно-позиционной и предельно жесткой, причем судьи этому не препятствовали даже тогда, когда грубость начинала переходить границы.

- Загробят игру, - вздохнул в адрес арбитров член технического ватерпольного комитета международной федерации Юрии Зайцев. - Так судить легче. Но сейчас начнется драка.

Драка началась за 35 секунд до конца первого периода - хорватский центральный нападающий - "столб" со всей силы врезал ногой в грудь опекавшему его "югу". Только тогда судьи слегка очнулись.

- По рейтингу хорваты стоят повыше, - продолжал Зайцев, - все-таки в Атланте играли в финале с Испанией. Но Югославы сильнее морально. Эти две команды встречались в финале Средиземноморских игр недели три назад, и югославы выиграли один мяч. Нам теоретически предпочтительнее играть с хорватами: против "югов" у России частенько просматривается какой-то комплекс, а у хорватов мы чаще выигрываем. На последнем международном турнире в Греции разница в пользу России и вовсе была мячей в шесть. Вот только венгров пройти надо. Более неудобного соперника придумать трудно.

-Почему?

- Потому что они играют в очень быстрое и техничное водное поло. Если у них все получается с самого начала, то остановить их бывает практически невозможно.

Тем временем игра шла к завершению. Хорваты постоянно вели в счете, югославы с тем же упорством его сравнивали. Лишь за минуту до финального свистка югославы впервые вышли вперед. Именно этот гол, забитый Великом Ускоковичем, стал последним.

РОССИЯ - ВЕНГРИЯ - 7:10 (2:4, 3:2, 0:1, 2:3)

Голы: Апанасенко (1:0), Немет (1:1), Чомахидзе (2:1), Кашаш (2:2), Кисс (2:3), Бенедек (2:4), Зиннуров (3:4), Панфили (4:4), Варга (4:5), Федор (4:6), Кравченко (5:6), Винце (5:7), Кравченко (6:7), Винце (6:8), Фодор (6:9), Чомахидзе (7:9), Тотт (7:10).

Удаления: Россия - 7, Венгрия - 10.

Не прошло и минуты после начала матча (мяч взяли венгры), как последовала русская контратака, и Максим Апанасенко с игры зашвырнул в венгерскую сеть первый мяч. Логично было бы предположить, что венгры наверняка воспользуются своей атакой, чтобы сравнять счет, но сразу после ее начала мяч снова был перехвачен россиянами. "У вас - лучшая в мире контратака", - уважительно сказал Эркин Шагаев. Он много лет - с 1977-го по 1984-й - играл за сборную СССР, был чемпионом Европы, мира. Олимпийских игр, а в Севилью приехал наблюдателем от Австралии, где тренирует национальную сборную ватерполистов.

-А у венгров? - поинтересовалась я.

- У них просто очень сильная команда, - вздохнул Шагаев. - Сколько себя помню, против венгров всегда было очень тяжело играть. Вот и в этом сезоне, насколько я помню, Россия встречалась с ними трижды, два раза игра была ничейной, один раз победили венгры. Вратарь вот только у них неважный.

Иллюстрацией был гол Чомахидзе, после которого счет стал 2:1 в пользу России. Может быть, почувствовав слабину соперника, российская шестерка игроков явно засуетилась: после прекрасной контратаки Евстигнеев поторопился бросить по воротам, и мяч угодил в штангу, венгры тут же сравняли счет и тоже задергались. Меньше, чем за минуту игра четырежды переходила от одних ворот к другим, но в конце концов мяч снова влетел в ворота России.

За двадцать семь секунд до конца первого периода последовал еще один гол венгров - 4:2.

Во второй семиминутке мяч снова взяли венгры. Когда-то велись достаточно активные споры о том, не лучше ли иметь в команде одного пловца, который бы занимался исключительно тем, что плавал бы за мячом. И очень быстро выяснилось, что плавать "по-ватерпольному" - развивая с "живого" старта сумасшедшую скорость - пловцы не умеют, а вот ватерполисты прекрасно соперничают с ними на коротких дистанциях. Когда в плавательную программу чемпионатов СССР был введен спринтерский "полтинник" вольным стилем, первые два места несколько раз занимали ватерполисты Пушкарев и Хот.

После Игр в Сеуле в водном поло себя пробовал шестикратный тогда олимпийский чемпион американец Мэтт Бионди. В составе американской команды он даже приезжал на турнир в Тбилиси. Но очень быстро понял, что ватерполист из него никудышный, и вернулся в плавание.

А в Севилье в российской команде не оказалось неизменно-удачливого "охотника за мячом" Сергея Гарбузова - в состав он не попал.

Впрочем, жалеть об этом не было времени: уже через четыре минуты счет был равным (мячи забросили сначала Ирек Зиннуров, а затем Алексей Панфили), а еще через пару минут венгры снова с перевесом в два мяча были впереди. Причем второй гол стал до обидного нелепым: Николай Максимов отразил сильнейший бросок, мяч отскочил вверх, отвесно упал за спину российского вратаря и, словно нехотя, уплыл в ворота.

К концу третьего периода, после седьмого венгерского гола, забитого Балашем Винце, уже было ясно, что Россия уступает сопернику в одном из главных качеств - умении разыгрывать лишнего. И все-таки еще верилось в лучшее. Вспоминался чемпионат мира 1982 года в Гуаякиле, когда перед заключительным периодом СССР проигрывал Германии - 5:8, но наши игроки сравняли счет и стали чемпионами мира. Но оставшиеся иллюзии развеялись за две с половиной минуты до свистка. Именно тогда против Максимова вдвоем выплыли сразу два игрока - Винце и Фодор, а оказавшийся посередине в одиночестве российский защитник совершил грубейшую ошибку: вместо того чтобы блокировать хотя бы одного венгра, он заметался между ними. Оба сразу это поняли, классически разыграли нехитрую двухбросковую комбинацию, причем Максимов даже не сопротивлялся - это было совершенно бесполезно.

Последний гол венгров был забит за 25 секунд до конца игры и уже окончательно развеял все иллюзии относительно того, кто является сильнейшим в этом очень достойном для обеих сторон поединке.