Газета Спорт-Экспресс от 5 августа 1997 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 3

5 августа 1997

5 августа 1997 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

Юрий ШУНДРОВ

КТО СКАЗАЛ, ЧТО В 41 ГОД ПОРА ВЕШАТЬ КОНЬКИ НА ГВОЗДЬ?

ДОСЬЕ "СЭ"

Юрий ШУНДРОВ

Родился 6 июня 1956 года в Пензе.

Игровое амплуа - вратарь.

Выступал за команды "Дизелист" (Пенза) - 1973-78, "Сокол" (Киев) - 1978-91, 1994-97, "Химик" (Воскресенск) - 1991-94.

В прошлом чемпионате тренеры "Спартака" привлекли в команду 39-летнего Геннадия Ушакова. В "Крыльях Советов" играл 36-летний Сергей Дроздов. В электростальском "Кристалле" - 37-летний Владимир Герасимов. Теперь тем же путем пошли наставники воскресенского "Химика", пригласив 41-летнего Юрия Шундрова. Возвращение голкипера-ветерана в подмосковный клуб - это пока, пожалуй, самое неожиданное событие хоккейного межсезонья.

-Переход в "Химик" - начало очередного этапа в вашей карьере или вы, Юрий, приехали сюда, что называется, доигрывать? Готовы ли вы к жесткой конкуренции с не менее опытным Валерием Иванниковым?

- В общем-то, думаю, этапом это событие назвать можно. Но я бы не сказал, что приехал в Воскресенск заканчивать. Я здесь скорее для того, чтобы продолжить активную карьеру игрока. Что же касается конкуренции с Иванниковым, то тут сложно пока что-то сказать. Если судить по первым тренировкам, то, думаю, мы с Валерием по уровню подготовки примерно равны. Но все же, мне кажется, тренеры брали меня на место второго голкипера. Им и решать...

-Почему вы уехали из Киева, где играли за "Сокол"?

- Слишком уж низок уровень чемпионата Восточноевропейской хоккейной лиги. Все время выигрывать - совсем не интересно.

-Давайте вспомним, как состоялся ваш первый переход в "Химик".

- Было это в 1991 году, когда у меня сорвался контракт с одной из югославских команд (там началась война). При этом Александр Фадеев, главный тренер "Сокола" (попрошу не путать с Василием Фадеевым, генеральным менеджером), меня упорно в команду не брал. Правда, тренироваться поначалу пускал, но затем и это запретил. В общем, нелегкое для меня это было время, и вот однажды ко мне - с предложением поиграть - обратился главный тренер "Химика" Владимир Васильев, с которым у меня сложились теплые отношения еще с тех времен, когда я у него выступал во второй сборной. "Химик" мне, откровенно сказать, нравился. Многих игроков я знал по сборной, тех же Смирнова, Квартальнова. Поэтому приглашение я с удовольствием принял.

-Знакомы ли вы с кем-то из игроков нынешнего "Химика"?

- Да, и это очень важно. По крайней мере я буду знать, чего ждать от защитников.

-Скажите честно, вам нравится Воскресенск? Ведь это все-таки не Киев.

- А почему вы думаете, что нет? Маленький уютный город. Великолепная природа, особенно хороши леса, грибов много. Даже в этом году уже успел насобирать белых.

-Но если вам тут нравится, почему вы в 1994 году вернулись в Киев?

- Дело в том, что в Воскресенске у меня возникли проблемы с получением квартиры. Сырцов обещал, что будет жилье, и дело действительно двигалось. Но медленно. А в Киеве мне сказали: "У нас деньги небольшие, платить много не можем, но квартиру сразу дадим". Так оно и получилось. И я, кстати, свои обязательства перед клубом выполнил: должен был отыграть в "Соколе" два сезона, а получилось, что отыграл три.

-Значит, теперь вы стопроцентный киевлянин. Хотя родом вы, я знаю, из Пензы. Расскажите, как попали в хоккей и почему стали вратарем.

- Друг, который жил по соседству, хоккеем занимался, он и привел меня в секцию. А вратарем я стал потому, что мне форма нравилась: у двадцати человек одинаковая, а у вратаря - особая. Но начинал я все же нападающим. Тогда как было? Кто хорошо катался - того в нападение, похуже - в оборону, а кто вообще никак - в ворота. А я катался хорошо. Но в нападении мне играть не нравилось. Сезон покатался в "поле", а лет в десять попросился в ворота.

-Кто, если не секрет, был вашим кумиром?

- Виктор Зингер. Он и по манере игры мне очень нравился, и по комплекции, как и я, не великан.

-Как же складывалась ваша вратарская карьера в юности?

- Ничего невероятного в ней не было. Сначала "Золотая шайба" - а потом я потихонечку пошел, пошел, пошел... Сперва "юноши", "молодежка" "Дизелиста", затем меня стали привлекать к тренировкам основного состава. А в 1973 году я, наконец, дебютировал в официальных матчах первенства СССР. Вообще же отыграл в Пензе 5 лет.

-После этого - "Сокол"?

- Да. В 1978 году пришло время служить в армии, и оказаться в каком-нибудь СКА (Куйбышев) мне не хотелось. А в "Сокол" звали давно, причем обещали решить мои "армейские" проблемы... Кстати, меня тогда и "Спартак" приглашал. Даже в Москву в ВЦСПС вызывали, агитировали.

-Помните ли вы свой первый матч за "Сокол" на высшем уровне?

- Конечно! В первом матче чемпионата СССР-78/79 я вышел в Москве как раз против "Спартака". Отстоял весь матч - от первой до последней минуты.

-В "Соколе" вы отыграли немало сезонов. За это время, конечно же, всякое было. Какая из пропущенных вами шайб была самой курьезной?

- О-о-о, да их, курьезных, полно было. Случалось и от центра площадки мне забивали. Но все-таки, наверное, я не самым плохим вратарем был, если в сборные приглашали. Во второй сборной я вообще сыграл порядка семидесяти матчей. Привлекался и в юношескую, и в молодежную команды страны. Кстати, с Валерием Брагиным, тренером "Химика", мы в юношеской сборной вместе начинали. А вот в первой сборной я, к сожалению, появлялся, так сказать, лишь эпизодически. Запомнился товарищеский матч в сентябре 1985 года в Праге против чемпионов мира - сборной Чехословакии. Мы тогда победили - 2:0.

-Вы играли в одно время с Владиславом Третьяком, видели игру лучших голкиперов мира. Что-то у них перенимали?

- С Третьяком я нередко тренировался бок о бок. Но у Владислава я ничего не взял. У нас с ним разная манера игры. Единственное, что я у него перенял, так это индивидуальный подход к тренировкам.

-Кого из действующих вратарей вы могли бы выделить? Есть ли среди молодежи восходящие звезды?

- Я из молодых голкиперов никого толком и не видел - минувший год у меня все равно что выпал. А до этого особо ярких среди молодых, увы, не было. Сейчас, пишут, появились талантливые ребята в Саратове, Ярославле, но не знаю, не знаю. Надо самому посмотреть.

-Почти всю вашу карьеру вы связаны с киевским "Соколом"...

- "Сокол" - это действительно вся моя жизнь (хотя, конечно, что-то я отдал и "Химику"). И не только хоккейная. В конце концов я в Киеве 16 сезонов провел, там и жену нашел.

-1985 год - для вас, возможно, один из самых памятных и приятных. Тогда "Сокол" занял самое высокое место - третье - в своей истории.

- Перед чемпионатом мы планировали занять 4-е место. Но в душе очень надеялись, что поднимемся и повыше. Решающим был предпоследний матч перед финальной "пулькой" - мы дома играли с "Химиком". "Сокол" был на очко впереди, и, если побеждали, воскресенцы нас достать уже не могли. Мы легко победили - 7:1, но перед игрой такая обстановка была - просто жуть: за три дня нас посадили на сборы, телефоны отключили... Последняя встреча в Горьком для нас ничего уже не решала - отрыв 3 очка, но мы все равно ее не проиграли. А в финале главное было уже не ударить лицом в грязь - "Сокол" все равно мог занять только 3-е место. За золотые медали спорили ЦСКА и "Динамо".

-В том сезоне у "Сокола" сложилась отличная команда: Степанищев, Овчинников, Юлдашев, Шастин, Голубович... Вы поддерживаете с ними отношения?

- Почти все они еще играют! Только Голубович уже тренером стал. Что же касается отношений, то, конечно, поддерживаю. Но сейчас, скажем так, нерегулярно - телефон мне здесь еще не поставили... (Смеется.)

-Насколько в Киеве сейчас популярен хоккей?

- Вы знаете, достаточно популярен. Его не забросили, пытаются, что называется, раскрутить, в том числе и с помощью телевидения. Мой партнер по "Соколу" Толя Найда вообще телезвездой стал - рекламирует на экранах "Пепси". Тренировочный каток, где играл "Сокол" в чемпионате ВЕХЛ, постоянно заполнялся до отказа. В главном Дворце спорта, правда, мы всего два матча провели - с "Тивали" и минской "Юностью" - но оба раза трибуны тоже были переполнены. Думаю, если бы во Дворце играли регулярно, тысяч по 5 - 6 ходили бы на каждый матч.

-Каков уровень чемпионата ВЕХЛ?

- Мягко говоря, невысок. Я могу выделить только три более или менее приличные команды - это "Сокол", "Неман" из Гродно и "Полимир" из Новополоцка.

-А как же рижский "Юниоре", который стал чемпионом?

- Дело в том, что к финальным играм в "Юниоре" приехали легионеры. И эта команда превратилась, по сути, в сборную Латвии. Хотя, если честно, "Сокол" должен был все равно финальную серию выигрывать. Мы победили в Риге сначала 2:1, а затем проиграли 2:5. Дома начали как-то небрежно - и уступили в овертайме, потом собрались и выиграли - кажется, 10:3. А в последний игре опять переоценили свои силы - и по буллитам проиграли.

-Юрий, с какими чувствами вы восприняли приглашение в сборную Украины? В вашем возрасте в национальную команду редко приглашают.

- Нормально воспринял. Я что, на ваш взгляд, не достоин выступать в сборной Украины? Пусть сначала меня там кто-нибудь переиграет, тогда будет другой разговор. А пока на Украине сильнее меня вратарей нет.

-Весной нынешнего года украинская сборная завоевала путевку в группу "В"...

- Мы эту путевку могли еще раньше завоевать. Но у нас все хоккеисты в основном играют в России, а этот турнир как раз накладывался на плей-офф МХЛ (РХЛ), поэтому собрать сильнейших было практически невозможно. Вот и получилось, что мы вышли в группу "В" позже других - после латышей, белорусов... А вообще организация турнира и уровень игр были на вполне приличной высоте. Честно сказать, от Эстонии, страны нехоккейной, столь блестяще подготовленного турнира мы даже и не ожидали. Просто приятно было играть. Огромная поддержка публики ощущалась постоянно. Украина играла в той группе, которая проводила свой микротурнир в городе Кохтла-Ярве. Кроме нашей сборной, там выступали китайцы, румыны и словенцы, и поэтому нас воспринимали как своих. Игры проходили напряженно и зачастую завершались с разницей в одну шайбу. Надо сказать, что и пресса была на уровне, много внимания уделяла турниру.

-Про вас лично что писали?

- В одной газете была статья под заголовком "Зять против тестя"... Дело в том, что в сборной Эстонии играет мой тесть Эдуард Валиуллин. Вот в газетах и задавались вопросом, забьет ли он мне. Не забил. А мы победили в той игре со счетом 2:1.

-Были ли на турнире звезды?

- Да нет, громких имен не было.

-А что собой представляла сборная Украины?

- Костяк составляли игроки "Сокола". Плюс приехали Сергей Гаркуша из Нижнего Новгорода, Андрей Овчинников из Нижнекамска, Вася Василенко из Англии - он, кстати, стал лучшим бомбардиром турнира. Сейчас Василенко вместе со мной в "Химик" пришел. К слову, не знаю - все забываю спросить, - получил он в итоге приз или нет. Вообще с призами там довольно любопытная ситуация получилась. Лучшим защитником признали нашего Овчинникова, хотя тот весь чемпионат провел в нападении.

-А кого назвали лучшим вратарем?

- Японца. Организаторы предпочли дать по одному призу представителю каждой сборной, решив, видимо, никого не обидеть. Хотя журналисты лучшим признали меня.

-Юрий, вы наверняка задумывались, кем будете после завершения своей спортивной карьеры.

- Мечтаю открыть хоккейную школу. Василий Фадеев (я ему, кстати, очень многим обязан в жизни) мне именно такой вариант предлагает и обещает помочь. Может быть, что-нибудь получится.

-Вам довелось работать со многими знаменитыми тренерами.

- Со многими - это не совсем верно, но то, что с несколькими великими - точно. Особо отмечу Богданова. Плюс Юрзинов, Тихонов, Дмитриев, Васильев, Кострюков... Элита! И ведь никогда конфликтов и всяких там разладов ни с кем из них у меня не было. Может, потому, что я человек неконфликтный и легко со всеми нахожу общий язык.

Алексей ПОЛЯКОВ

Воскресенск - Москва