Газета Спорт-Экспресс от 25 марта 1997 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

26 марта 1997

26 марта 1997 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

ВЫСШАЯ ЛИГА. 2-й тур

ОДИН УДАР ПО ВОРОТАМ ЗА МАТЧ - ЭТО ФАНТАСТИКА!

ЗЕНИТ - ДИНАМО М - 0:0

"Зенит" (Санкт-Петербург): Березовский, Белоцерковец (Бобров, 89), Кондратов, Игонин, Попов, Вернидуб, Лебедь, Дмитриев (Свистунов, 70), Зазулин (Угаров, 52), Курдюмов, А.Давыдов.

Запасные: Д.Давыдов, Приходько, Зезин, Егунов.

"Динамо" (Москва): Сметании, Яхимович, Ковтун, Островский, Штанюк, Кобелев, Гришин, Скоков, Гордеев (Гусев, 79), Некрасов, Терехин.

Запасные: Тяпушкин, Царев, Куценко, Кульчий, Жаринов, Тишков.

Наказания: Терехин, 27. Ковтун, 68 (предупреждения).

Угловые: 6 - 7.

Удары (в створ ворот): 5 (3, 1 - перекладина) - 1 (0).

Судьи: Куличенков (Тула). Волнин, Ветров (оба - Владимир).

22 марта. Санкт-Петербург. Стадион "Петровский". 16 000 зрителей (вмещает 23 000). Минус 3 градуса.

Александр КУЗЬМИН

из Санкт-Петербурга

ФУТБОЛИСТОВ НА "ПЕТРОВСКОМ" ЖДАЛИ. БОЛЕЛЬЩИКОВ И ПРЕССУ - НЕ ОЧЕНЬ

Игроки "Зенита" гурьбой высыпали на предматчевую разминку за три четверти часа до начала игры. Не вышли и даже не выбежали, а именно высыпали - и с нескрываемым удовольствием прозанимались почти 40 минут. Работники стадиона в очередной раз сделали невозможное. Еще накануне встречи поле "Петровского" казалось влажным и мягким. Но в субботу над Петербургом весь день светило солнце, ударил легкий морозец, и от рыхлой глины на окраинных участках газона не осталось и следа. Ровный колер приятно радовал глаз болельщиков.

Насладиться видом поля перед игрой, правда, суждено было не всем из них. Организаторы матча честно попытались избежать ставшего уже привычным столпотворения на мосту перед стадионом незадолго до игры. С этой целью билеты продавались в субботу сразу в трех различных местах. Словом, администрация стадиона постаралась сделать как лучше. А получилось - как всегда: омоновские кордоны наглухо перекрыли все возможные варианты доступа к воротам "Петровского", оставив на пути к турникету лишь три крохотные лазейки. В результате несколько тысяч измученных давкой питерских любителей футбола смогли увидеть только второй тайм.

Тем временем журналисты, выселенные накануне игры из уютной VIPовской ложи, обживали новое место работы. Красочный транспарант "Места для прессы" был выполнен в высшей степени профессионально, но три грязных и шатких стола, напоминавших школьные парты, мало ассоциировались с праздничным имиджем. Некоторые журналисты, шокированные увиденным, отправились на ревизию в новый пресс-бар и вернулись оттуда потрясенные: небольшие бутерброды "весом" в 7 тысяч (цены по питерским масштабам просто запредельные) повергли экскурсантов в легкий шок.

Оставшимся на трибуне повезло больше - впервые перед матчем на "Петровском" им были розданы протоколы. И обнаружилось, что оба главных наставника команд - Анатолий Бышовец и Адамас Голодец - предприняли весьма схожие тренерские ходы.

ЭКСПЕРИМЕНТЫ БЫШОВЦА И ГОЛОДЦА

На 11 мест в стартовом составе "Динамо" претендовали, судя по всему. 12 футболистов - те, что обыграли в первом туре армейцев, плюс отбывший дисквалификацию Гришин. Правый полузащитник за последний сезон стал для динамовцев, без преувеличения, ключевой фигурой, но и молодой Гордеев, забивший первый гол в ворота ЦСКА, заслуживал места в основе. Голодец разрешил проблему оригинально: Гришин занял снос за конное место, а Гордеев был передвинут вместо Тишкова в линию атаки, на помощь Терехину. Эксперимент тренера москвичей, впрочем, успехом не увенчался.

Еще больше удивил Анатолий Бышовец. В отсутствие Стумбриса (литовский легионер, чьего дебюта на "Петровском" с нетерпением ожидали зенитовские болельщики, вновь повредил травмированный ранее голеностоп) главный тренер "Зенита" отдал в распоряжение Белоцерковца всю правую бровку, от своей штрафной до чужой. И тоже не угадал. Ибо хладнокровия и позиционного чутья импульсивному защитнику "Зенита" явно не хватало.

Зато и то и другое с блеском продемонстрировал Вернидуб. Проведший матч с "Факелом" на позиции либеро и не сделавший при этом ни единой ошибки дебютант "Зенита" на сей раз был передвинут в центр полузащиты и вновь оказался на высоте. 31-летний футболист без устали, словно пчела, сновал по всему полю и не проиграл ни одной микродуэли. Именно Вернидуб в первый раз в матче создал напряжение у ворот Сметанина. когда красиво обыграл на правом фланге двух защитников и выкатил мяч на 11-метровую отметку Лебедю - пробить единственному штатному форварду "Зенита" не дали защитники. И в дальнейшем Вернидуб был наиболее заметной фигурой в "Зените".

ПИТЕРСКИЙ Горди ХОУ

Если Вернидуба можно отнести к ветеранам нынешней питерской команды, то Анатолия Давыдова, которому в ноябре исполнится 44, следует величать не иначе как "патриархом". Анатолий Викторович был восторженно встречен публикой и ни разу не дал ей повода усомниться в собственной надежности. Хотя противостоял отвечавшему за левый фланг Давыдову мобильный Гришин, который ровно на 20 (!) лет его моложе. Запас сил у единственного играющего тренера в высшей лиге оказался настолько велик, что под занавес матча "наш Горди Хоу", как любовно окрестили болельщики Давыдова-старшего, оказался едва ли не самым активным участником штурма динамовских ворот.

Давыдов вышел на поле под 11-м номером, что для защитника в общем-то не характерно. В первой же игре с "Факелом" на его спине красовалась не менее неожиданная "девятка". Сам Давыдов дал тому шутливое объяснение: "Ребята разбирают футболки с привычными для них номерами. А я неприхотлив, беру то, что останется. Для меня особой разницы нет, под каким номером играть".

Наверное, в том же "Динамо" игроки относятся к цифрам на футболках куда более внимательно, чем Давыдов. Скажем, в двух первых турах чемпионата Адамас Голодец проводил по ходу игры по одной-единственной замене, но при этом поле непременно покинул футболист под девятым номером. В Москве не доиграл до конца Тишков, в Петербурге - Гордеев. Интересно, кому достанется "несчастливая девятка" в следующем матче "Динамо"?

РАЗВЕДКА ДЛИНОЮ В ТАЙМ

Эпизод в дебюте матча, когда Сметанин парировал на угловой прицельный удар в ближний угол Дмитриева, так и остался эпизодом. Разведка обеих команд, пытавшихся нащупать уязвимые места в обороне соперника, затянулась на целый таим. Мячом чаще владели динамовцы - либо их разводящий Кобелев, либо Скоков, который переигрывал на своем фланге Белоцерковца. Но никаких выгод из этого москвичи не извлекли. "Зенит" уповал на контратаки, и в завершающей фазе одной из них, на 19-й минуте, промчавшийся с мячом метров 40 Попов, как на блюдечке, выложил его Дмитриеву. Но капитан питерцев пробил с линии штрафной далеко в сторону от ворот. 20 минутами позднее решился на дальний удар Зазулин. но Сметанин, выбрав правильную позицию, мяч легко забрал. И более ничего интересного до перерыва зрители так и не увидели. Разве что Ковтун, раз за разом укладывавший на газон кого-либо из зенитовцев, вызывал дружное неодобрение трибун. Тульский арбитр Куличенков, исправно назначая штрафные, долго отворачивался в сторону от главного российского "нарушителя", но во втором тайме все же не выдержал и наградил Ковтуна "дежурным" предупреждением.

УГАРОВ МОГ ЗАБИТЬ С УГЛОВОГО

Вскоре после перерыва подуставшего Зазулина в "Зените" сменил Угаров. После этой замены крайних хавбеков в составе питерцев не осталось вообще, зато в центре образовалось очень мобильное звено из вездесущего Вернидуба, свежего Угарова и оживившегося Лебедя, который до этого в одиночку упорно боролся за мяч с двумя-тремя значительно превосходящими его в росте динамовскими защитниками. На счастливой для себя 55-й минуте (забил победный мяч "Факелу" в Сочи) Лебедь наконец-то вырвался на оперативный простор, но чуть-чуть не дотянулся носком бутсы до мяча, адресованного ему с фланга, и тот прошел выше перекладины.

Свой единственный удар по воротам зенитовского голкипера Березовского динамовцы готовили аж 69 минут. К тому моменту стоппер Некрасов, видимо, окончательно убедился в том, что Терехин с Гордеевым так и не смогут предъявить сколь-нибудь серьезных аргументов своим опекунам - Игонину и Попову, а потому пошел в атаку сам. Получилось это у него очень даже неплохо, но. миновав двух защитников, пробил Некрасов с левого угла штрафной ниже всякой критики. Один (!) удар по чужим воротам, да и тот в "молоко", - таков нынче новый антирекорд, установленный "Динамо", и надо будет сыграть совсем уж в миролюбивый футбол, чтобы его превзойти.

То ли зенитовцев возмутил сам факт удара по их воротам, то ли они попросту сохранили в концовке больше сил, но после вылазки Некрасова питерцы атаковали беспрерывно. 77-я минута могла стать роковой для "Динамо" и его вратаря. Угаров, выполняя угловой с правого фланга, еще только разбегался, а Сметанин уже пошел на перехват. Угаров же мягко подрезал мяч, и тот, подлетев к воротам, опустился на перекладину. После отскока во вратарскую мячом завладели динамовцы, но неприятности для них на том не закончились. Кобелев, к ужасу партнеров, выдал неожиданную свечу в сторону собственных ворот, и Сметанину стоило немалых трудов перевести мяч на угловой.

КУЛИЧЕНКОВ ПЕНАЛЬТИ НЕ НАЗНАЧИЛ

Чем меньше времени оставалось до финального свистка Куличенкова, тем настойчивее становились атаки "Зенита". Москвичи стянули в собственную штрафную дополнительные силы. Но у семи нянек, как известно, дитя без глазу. И на 88-й минуте Лебедь оказался абсолютно свободным прямо против ворот в десяти метрах от них. А дальше произошел эпизод, вызвавший бурю негодования на трибунах. Форвард "Зенита" без раздумий пробил, но полет мяча в дальний свободный угол ворот Сметанина прервала выставленная вверх и влево рука Яхимовича. Но напрасно ревели трибуны, требуя пенальти, напрасно яростно топтал ногами ту самую 11-метровую отметку Лебедь. Куличенков без тени сомнения определил игру рукой Яхимовича как неумышленную. И матч продолжился. Вот только в последние две минуты арбитр им практически не управлял. Осталась без внимания и стычка на правой бровке между все тем же Яхимовичем и Свистуновым, в ходе которой белорусский легионер "Динамо" ударил ногой украинского легионера "Зенита". После чего Куличенков так заторопился в раздевалку, что финальным свистком оборвал разбег Кобелева, готовящегося подать угловой.

Мнение о спорном эпизоде на 88-й минуте матча инспектора встречи Владимира Кузнецова из Омска узнать не удалось - вход в судейскую бдительно охранялся. Выяснилось лишь, что инспектор поставил главному арбитру оценку восемь баллов.

ОБА ТРЕНЕРА ОСТАЛИСЬ ДОВОЛЬНЫ НИЧЬЕЙ

Сразу же после матча динамовцы улетали в Москву, поэтому присутствие на пресс-конференции Адамаса Голодца заняло не более минуты. Беседовать с главным тренером бело-голубых пришлось прямо на футбольном поле, которое тот пересекал, торопясь в раздевалку.

-Ваша задумка с переводом в линию атаки Гордеева не оправдала себя?

- Согласен. Но дело в том, что на привычную для себя позицию правого полузащитника возвратился отбывший дисквалификацию Гришин. А замещавший его в матче с ЦСКА Гордеев сыграл неплохо и даже забил гол. Не поставить его после этого в стартовый состав на следующую игру было как-то...

-...Некорректно?

- Нет, это не совсем верное определение. Просто молодой парень, забивший свой первый в высшей лиге гол, да еще столь важный, испытал колоссальный душевный подъем. И мы надеялись, что Гордеев на этой эмоциональной волне столь же удачно проведет и второй матч. Увы, не получилось.

-Вряд ли вам понравились действия и штатного вашего форварда - Терехина.

- Безусловно. Вообще вся команда в атаке сыграла беззубо. Один удар за матч по чужим воротам - это совершенно никудышный результат. Но здесь не могу не сказать добрых слов в адрес зенитовской обороны - она отыграла предельно дисциплинированно и надежно. Впрочем, и к своим защитникам особых претензий у меня нет.

-Вы довольны ничейным исходом?

- Вполне удовлетворен.

Не выглядел огорченным после матча и главный тренер "Зенита" Анатолий Бышовец.

Правда, комментировать случившееся на 88-й минуте отказался наотрез. Как и Голодец несколькими минутами ранее. Бышовец с одобрением отозвался о защитной линии команды-соперницы:

- "Динамо" предстало очень дисциплинированным коллективом, играющим в силовой и мобильный футбол. Примерно к такой игре мы и готовились. И, на мой взгляд, нам удалось достойно противостоять команде, которую я считаю одной из лучших в российском футболе.

-Почему во втором тайме "Зенит", по существу, играл без фланговых полузащитников?

- Мы, к сожалению, уже начали привыкать к тому, что перед каждой очередной встречей недосчитываемся кого-либо из ведущих футболистов. Вот и сейчас случился рецидив болезненной травмы голеностопа у Стумбриса, которую он получил на тренировочном сборе. А кроме него, в моем распоряжении на данный момент нет крайних полузащитников, которые могли бы стабильно и уверенно отыграть все 90 минут матча.

-С каким чувством вы наблюдали за ходом встречи вашей нынешней команды с прежней?

- Я не усматривал в этой игре какого-то особенного подтекста. Да к тому же из "моего" "Динамо" сейчас в клубе выступают только Сметанин и Кобелев. Конечно, меня до сих пор многое связывает с родным обществом, ведь я - коренной динамовец. Но сегодня это был просто важный рядовой матч чемпионата.

Олег ТЕРЕХИН,нападающий"Динамо":

- Конечно, на таком качественном поле можно было бы добиться более успешного результата, чем единственный удар по чужим воротам. Но, увы, игра в атаке у "Динамо" не получилась. У меня лично - в особенности. Почему? Об этом, наверное, лучше спросить у того, кто меня опекал. Игонину я дуэль, безусловно, проиграл. Крепкий парень, жесткий, цепкий, мне свободно вздохнуть не дал.

Юрий ВЕРНИДУБ,полузащитник "Зенита":

- Говорите, ничем не напоминал дебютанта? Ну мне же все-таки за 30 уже, опыт обязывает. Да и к тому же старожилы "Зенита" прекрасно меня приняли, никаких проблем. От матча получил удовольствие. "Динамо" - очень серьезный соперник, и играть с ним интересно. Жаль только, судья общую картину испортил. Возможно, и не следовало бы обсуждать его действия, но все же считаю, что в конце игры ему изменила объективность. Мяч после удара Лебедя в ворота летел, а Яхимович руку в сторону выставил. Я ведь неподалеку находился и прекрасно все видел.