Газета Спорт-Экспресс от 11 февраля 1997 года, интернет-версия - Полоса 3, Материал 2

11 февраля 1997

11 февраля 1997 | Футбол

ФУТБОЛ

Валерий ШМАРОВ

МЕНЯЮ ДАЧУ ПОД МОСКВОЙ НА ВИЛЛУ ПОД ВОРОНЕЖЕМ

-В интервью для "СЭ" осенью прошлого года вы сказали, что хотите на время забыть о футболе, залечить все болячки, обустроиться в родном Воронеже, порадоваться прелестям обычной семейной жизни. Судя по вашему бодрому виду и загару, вам это удается.

- Да. Загорел в Хургаде, куда ездила отдыхать с семьями вся команда, и на Кипре, где в январе у "Факела" были первые сборы. Старые травмы вроде бы залечил, но вот на Кипре уже успел новую заработать: шипом кто-то здорово по икроножной мышце "царапнул".

-Как устроились в Воронеже? Наверное, уже на собственной вилле живете?

- Участок есть, но до строительства руки еще не дошли. Живем пока с женой Леной и сыном Денисом у родителей.

-Вы тренируетесь с "Факелом", уже примеряли новую форму, надо полагать, все проблемы с выкупом вас у корейского "Дрэгонз" уже позади?

- Наверное. Это не в моей компетенции.

-Как вам "Факел" - родной, но уже новый для вас клуб?

- "Факел" и в самом деле совершенно новая команда - и по составу и по стилю. В "Спартаке", где я провел большую часть своей карьеры, другой футбол: игра строится по принципу "отдал - открылся". Порой не знаешь, куда бежать. В "Факеле" же мне гораздо чаще придется брать игру на себя.

-Мне кажется, что вам не привыкать к этому?

- В общем, да. Я начинал играть в таком стиле в Воронеже, а потом по похожей схеме все происходило и в ЦСКА: подачи с флангов, прострелы в штрафную. Вот только теперь, после полугодичного простоя, мне придется как бы начинать все сначала, доказывать, что я вообще могу играть в футбол на высшем уровне.

-Доказывать это придется не только вам, но и всей команде. Но вы считаетесь лидером, руководство рассчитывает на вас. Готовы повести за собой товарищей?

- В данной ситуации очень многое будет зависеть не от меня, а от всей команды в целом. Если она будет сильна духом и станет выходить с боевым настроением на каждый матч, все у нас получится.

-И все же пока молодые футболисты не наберутся опыта, им на поле важно ощущать присутствие "дядьки". Не хотите стать капитаном?

- Зачем?

-Ну хотя бы затем, что вы - наиболее авторитетный футболист "Факела" и лучшей кандидатурыдля разговоров с судьями не найти.

- Почему-то все считают, что я очень люблю пререкаться с судьями. А ведь за всю свою карьеру я не получил ни одной желтой карточки "за разговоры". Наверное, потому, что всегда "выступал" только по делу, когда арбитры действительно ошибались. Конечно, я попытаюсь сделать все, чтобы помочь "Факелу" закрепиться в высшей лиге. Лучше - если голами, а не разговорами.

-На какой срок вы заключили контракт с "Факелом"?

- Я его еще не заключил. Все контракты будут подписываться непосредственно перед сезоном после сбора на Кипре.

-Ну хотя бы предварительно вы его обговаривали?

- Так, в общих чертах.

-О чем вы рассчитываете договориться?

- Хотелось бы квартиру в родном городе получить.

-А вдруг у вас пойдет игра, начнете много забивать и появятся заманчивые предложения из других клубов, например столичных?

- Нет, я твердо решил, что остаюсь в Воронеже.

-А за рубежом не хотите снова поиграть?

- Нет. Уже наигрался и наездился. Контракт с "Факелом" скорее всего подпишу по схеме "1 плюс 1". Но не потому, что собираюсь уехать, а потому, что могу не оправдать тех надежд, которые на меня возлагаются. А могу, наоборот, отыграть так, что получу право вести речь о пересмотре договора в сторону увеличения.

-Как вы поддерживали форму осенью и зимой?

- Тренировался с командой, ну и сам - в свободное время.

-Чем вы были заняты?

- Бизнесом. Две фирмы открыл на паях со старыми друзьями.

-Вам, наверное, немецкие друзья помогают? Чем торгуете?

- Почему обязательно "торгуете"? У меня бензоколонка и парикмахерская. А помогают одноклассник и мои старые воронежские связи.

-Валерий Шмаров - популярный в городе человек?

- На улицах узнают, автографы просят. Это, конечно же, приятно. И делу способствует.

-Как находите свой Воронеж? Он изменился?

- Не особенно. Но я всегда любил этот город и люблю до сих пор.

-Трудно жить в нем сегодня?

- Наверное, трудно, но не мне. Я в порядке.

-В политическую жизнь еще не успели окунуться? За кого вы голосовали на губернаторских выборах в декабре?

- Политикой никогда не интересовался. А на время выборов всю команду, слава Богу, увезли на отдых в Египет. Как говорится, от греха подальше.

-С кем из спартаковцев поддерживаете отношения?

- С очень немногими, изредка перезваниваемся исключительно по деловым вопросам. С Москвой меня связывают лишь двухкомнатная квартира на Преображенке и дача в районе платформы "Зеленоградская" по Ярославской дороге. Эти дачи дали спартаковцам в 1989 году за победу в чемпионате СССР. Все никак достроить не могут. Кстати, могу продать. Купить не желаете?

-А какой участок? Большой ли дом?

- Соток 20 будет. Дом трехэтажный.

-А кто соседи?

- Да практически все спартачи того состава.

-И почем отдаете?

- Надо бы съездить туда самому, посмотреть, много ли сделано. Цену скажу чуть позже.

-Чувствуется, вы до сих пор обижены на "Спартак".

- Конечно. Уж очень не по-человечески со мной обошлись.

-Это, действительно, темная история: вы утверждаете, что обидели вас, Ярцева же огорчило то, что вы уехали в Корею в тот момент, когда присутствие столь опытного игрока было очень необходимо молодой команде. И вообще, когда Ярцев приходил к нам в редакцию, он не захотел говорить на эту тему.

- Это потому, что ему стыдно, он ведь знает, что неправ. Хотите расскажу, как все было на самом деле?

-Конечно.

- Перед игрой, кажется, с московским "Динамо" подошел агент и сказал, что мною интересуются корейцы, и попросил узнать, сколько я стою, так как они собираются предложить контракт. В тот момент я не воспринял это предложение всерьез и абсолютно без всяких далеко идущих планов подошел к Ярцеву и рассказал ему про корейцев, а заодно и спросил, какова моя стоимость - самому стало интересно. Он сходу ответил, что отпустит меня за 30-40 тысяч долларов. На этом и расстались.

-И все?

- И все. Только вдруг на следующую игру меня не ставят. Потом перестал попадать даже в запас, Я удивился, подошел к Романцеву узнать, в чем дело. А он мне вдруг говорит что-то вроде "в Корею ты поедешь, но меньше чем за 250 тысяч мы тебя не отдадим". К этому времени я уже не сомневался, что от меня хотят избавиться, особенно после ответного матча с "Нантом", где меня заменили, упрекнув, что я ничего не смог создать, а команда после этого пропустила два мяча. И стал всерьез задумываться над корейским предложением, так как российские клубы не звали. Разумеется, в новых условиях мне стало совсем небезразлично, за какую сумму меня продадут. Если бы меня уступили за 40 тысяч долларов, то корейский вариант был бы очень выгоден: при трансфере я получил бы неплохие деньги.

А тут получалось, что на моей продаже опять наживается клуб, а мне не перепадает ни копейки. Я спросил у Романцева, откуда взялась эта сумма. Он мне ответил: "Мы так решили, и все".

-Вы сказали "опять наживается клуб". Когда вас продали в "Карлсруэ", вам что, тоже ничего не перепало?

- Нет. Вообще, в "Спартаке" ко мне относились потребительски. За все годы, что отдал этой команде, я получил от нее двухкомнатную квартиру, дачу, ну и машину позволили в советские времена приобрести. Когда вернулся из Германии и завел речь о новом контракте со "Спартаком", я попросил трехкомнатную квартиру. А мне говорят: "Ты сдай сначала эту, тогда мы, может быть, и дадим тебе новую, побольше". И это за все, что я сделал для "Спартака"? Это же просто неприлично.

-Скажите честно, вы злорадствовали, когда спартаковцы уступили принципиальнейшим соперникам - киевлянам - в финале Кубка Содружества?

- Нет. Мне уже было все равно. Эта команда мне чужда.

-До какого возраста собираетесь играть?

- Пока не знаю.

-А чем потом займетесь? Бизнесом?

- Нет. Скорее всего футболом: стану тренировать.

-Уверены, что получится?

- В наше время ни в чем нельзя быть уверенным на сто процентов. Но я тренировался у многих хороших тренеров - у Морозова, Бескова, Шефера, Романцева, Ярцева, сейчас у Савченкова. У каждого из них свои методики, приемы и секреты. Я прошел великолепную школу и как футболист, и как будущий наставник. И, думаю, смогу научить молодых футболистов кое-чему. А можно вас попросить придержать это интервью пару месяцев?

-Зачем?

- Я вот взглянул сейчас на себя как бы стороны - жалкое получается зрелище: обиженный человечек жалуется на свои беды и сильных дяденек, которые в данный момент на коне. Мне кажется, эти слова прозвучали бы совсем иначе после первых туров чемпионата. Мне бы только голов побольше набить...

Тимур БАРАЕВ

Воронеж - Москва

P.S.Прошу прощения у Валерия Шмарова за нетерпение, но особого смысла держать это интервью не вижу. Во-первых, потому что никакой он не изгой, а, во-вторых, я более чем уверен, что голов он в этом сезоне набьет немало.