Газета Спорт-Экспресс от 18 октября 1996 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

19 октября 1996

19 октября 1996 | Формула-1

"СПОРТ-ЭКСПРЕСС" ФОРМУЛА-1

Богат. Живет в Монако. Талантлив - перед тем, как с первой попытки покорить "Формулу-1" (где не так-то легко признают за новичками право на победы, собственный стиль и собственное мнение), выиграл "500 миль Индианаполиса" и весь чемпионат серии ИНДИКАР.

Как говорят, весьма коммуникабелен: Энн Брэдшоу, пресс-атташе команды "Уильямс", поведала, что 25-летний канадец вжился в команду буквально в спринтерском темпе и зовут его тут не иначе как "Мистер Смайли" (Smile в переводе с английского "улыбка". - Прим. О.Л.), и что под его обаяние попали все, даже каменно-невозмутимый мистер Фрэнк Уильямс, который после общения с ним намерен, говорят, слегка изменить свой стиль руководства: "Я всегда был достаточно высокомерен в отношениях с гонщиками и не стремился к близкому общению с ними. Теперь я стараюсь изменить свою точку зрения, хотя отнюдь не намерен изучать квебекский диалект, чтобы поближе сойтись с Жаком". Но, несмотря на всю его коммуникабельность, никто в "Уильямсе", кроме личного менеджера Крейга Поллока, не знает точного монакского адреса Жака Вильнева...

Он действительно улыбчив, этот "Мистер Смайли". Например, в Монце, на "Гран-при Италии", привычно охмуряя забитый до отказа пресс-центр своими совсем детскими ямочками на пухлых щеках (за эту улыбку Вильнева иногда называют "Кермит" - по имени обаятельной лягушки из английского "Маппет-шоу"), он произнес такую фразу (имея в виду Педро Паулу Диница): "К несчастью, я столкнулся с одним из тех идиотов, которым не место в "Формуле-1". Когда ведущий пресс-конференций Боб Костандурос, помедлив, переспросил: "Идиотов?" - Вильнев, мило улыбаясь, кивнул: "Именно это слово я и произнес". А двумя неделями позже все с той же обезоруживающей улыбкой говорил, что не испытает ни малейшего затруднения, если придется выкинуть с трассы своего партнера по команде Дэмона Хилла... Может быть, эти откровения и дали повод английскому специализированному журналу CHEQUERED RAG одну из статей о Вильневе озаглавить так: BABY FACED ASSASSIN... Что в переводе означает: "Убийца с лицом младенца".

Многоуважаемый французский формулический журналист Джонни Рив называет его "королем саспенса" и "королем в коротких штанишках". Первое прозвище - за умение долго и внешне беззаботно выцеливать добычу (чемпионом серии ИНДИКАР он тоже стал, дожимая Эла Ансера внешне тихо и незаметно), свойственное самым опасным хищникам Земли. Второе - за полное пренебрежение к внешнему виду: поначалу Жак шокировал формулические паддоки, расхаживая по ним в трикотажных (крашеных под джинсу) бермудах до колен с обтрепанными краями и помочами крест-накрест и мятой футболке - столь просторной, что она казалась снятой с чужого, явно великанского плеча...

Да, за совершенно домашней и милой внешностью этого парня ощущается ледяная, пугающая даже жесткость... Родной дядя Жака Вильнева - Жак Вильнев-старший (собственно, именно в его честь Жиль и Джоанна Вильневы назвали своего сына), говорит о своем племяннике и тезке: "The Kid (домашнее прозвище Жака - "малыш" или "ребенок". - Прим. О.Л.) чрезвычайно хорош в настройке машины, его отдача команде высока, к тому же он весьма находчив в выборе гоночной тактики. Но он совсем не похож на Жиля или на меня - он, в отличие от нас, никогда не стремится быть абсолютно быстрым на каждом круге. Его манера езды не так зрелищна - он всегда стремится держать под контролем себя и события вокруг, чтобы заставить их работать на себя. Жак очень хорошо знает, как дать команде и спонсорам необходимый хороший результат. Он интеллигентен - и холоден. Как глыба льда. Его постоянная улыбка и приятная манера общения с публикой и прессой - маска: ведь именно этого хотят от него спонсоры. Он очень быстро этому научился - и продолжает учиться. К тому же у него очень сильное окружение, работающее на него".

И лидер этого окружения - Крейг Поллок, менеджер, учитель, друг и брат. Они познакомились, когда Жаку было 11 лет - в год, когда на трассе в Зольдере погиб Жиль Вильнев. Джоанна, мать и вдова, по совету приятелей мужа (Патрика Тамбэ, например) отдала сына в закрытую школу в Швейцарии, где шотландец Поллок работал преподавателем физвоспитания.

- Жак был самым маленьким в классе, - вспоминает Поллок. - Но он уже был самым нахальным и в то же время самым смышленым среди всех. Он не старался быть лидером в группе - он просто им был. Если где-то возникало какое-то напряжение, он всегда оказывался в центре событий. Но почти никогда не попадался, а если попадался, то всегда выходил сухим из воды - потому что имел самую невинную и милую улыбку.

- Шел его третий сезон в гонках "туризма " в Италии (он начал выступать в этих гонках, пройдя, как и его отец, трехдневные курсы пилотажа в школе Джима Расселла - только Жилю было 23 года, а Жаку лишь 15, причем при этом он бросил школу. - Прим. О.Л.), - опять вспоминает Поллок, - когда он вдруг неожиданно сказал мне: "Крейг, почему бы тебе не стать моим менеджером? Я удачлив, и если ты останешься со мной, эта удача распространится на нас обоих". Я был поражен настолько, что согласился - и теперь менеджмент моя главная профессия. Но насчет удачи... Жак не полагается только на нее - он вкалывает на свой успех сам. Он абсолютно уверен в собственных возможностях. И - предельно волевой парень. Пожалуй, это сильнейшее качество его характера, которое не видно окружающим. Он ненавидит быть вторым, а потому предельно агрессивен во всем, что делает - катается ли на горных лыжах или коньках, играет ли на компьютере, в баскетбол или теннис, выходит ли на старт в гонках.

- Он очень целеустремленный парень, - говорит Барри Грин, владелец команды, в которой Жак Вильнев стал победителем "Инди-500" и чемпионом всей серии в 95-м. - Я не думаю, что он так уж блистательно быстр, как говорят, просто у него хорошая голова на плечах, он весьма чувствителен к машине и умеет брать от нее все для себя. И он никогда не бывает слишком расстроен при неудачах! А также много времени уделяет собственному телу и своей физической подготовке.

Ему было всего шесть лет, когда родители увезли его из Квебека в Европу. И всего одиннадцать, когда погиб отец. Но мать говорит, что он похож на отца: "Жак также агрессивен и спортивен в гонках, как и Жиль. А вот хладнокровием его наделила, видимо, я: Жиль был очень импульсивен! Жак очень зрелый человек для своего возраста. Он о многом думает, многому учится - и он весьма себе на уме. А еще не хочет, чтобы в нем видели заместителя собственного отца. Он хочет, чтобы его принимали только как Жака Вильнева. Просто Жака Вильнева, не сына Жиля"...

Ольга ЛИНДЕ