Газета Спорт-Экспресс от 8 октября 1996 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

8 октября 1996

8 октября 1996 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ХИЛЛ, УОЛКИНШОУ И "ТВР-ЭРРОУЗ" МОГУТ ПОСРАМИТЬ СКЕПТИКОВ

Признаюсь честно: я с трудом представляла себе ситуацию, которая смогла бы вытеснить из сознания болельщиков и околоформулической прессы сенсацию минувшего года - контракт Михаэля Шумахера, променявшего побеждающий "Бенеттон" на проигрывающую "Феррари". Но то, что несколько дней назад совершил Дэмон Хилл, по масштабу волнений, разразившихся в кулуарах "Формулы", вполне сравнимо с "контрактом века". Итак, вы не забыли: после четырех лет побед в "Уильямсе" Хилл подписал контракт с командой "Эрроуз", чья история на сегодняшний день состоит из сплошных неудач. Где же ключ к этому выбору?

- Мне все больше и больше нравится мысль о том, чтобы присоединиться к молодой команде и попытаться помочь ей вырасти и возвыситься, - обронил Дэмон Хилл в Монце. И все немедленно пришли к выводу, что этой "молодой командой" будет если не "Джордан" (шесть лет в "Ф-1" - это детсадовский возраст!), то уж "Стюарт рэсинг" точно. Но меньше месяца спустя Хилл вдруг сказал: нет, "Эрроуз"! Решение было настолько неожиданным и непрогнозируемым, что повергло в изумление даже супругу Дэмона Джорджию. Но и она же попала под обаяние личности будущего босса своего супруга. Тома Уолкиншоу, проникшись его напором, дружелюбием, уверенностью в себе и... желанием видеть пилотом своей команды Дэмона Хилла!

- Еще только начиная переговоры о покупке "Эрроуза" с Джекки Оливером в марте, в Сан-Паулу, я сказал себе: для того, чтобы сделать эту команду командой-победительницей (а иное в автогонках меня не интересует!), мне нужен высококлассный гонщик, - говорит Том Уолкиншоу. - С Дэмоном я впервые поговорил только в Монце, сразу после того, как Фрэнк Уильямc отказался от его услуг. Сделал ему предложение, но при этом предупредил: звони мне только в том случае, если отнесешься к этому серьезно - я не хочу оказаться втянутым в спекуляции и возню со слухами, которые суть половина бизнеса в "Формуле-1". Когда Дэмон позвонил, мы назначили встречу в Лифилде (там находится штаб-квартира "ТВР групп". - Прим. О.Л.). Он ходил, смотрел, потом начал задавать вопросы. О, - смеется Уолкиншоу, - это была целая Ниагара вопросов! Видимо, я удовлетворил их все, потому что через сутки он дал согласие подписать контракт.

-На каких финансовых условиях?

- Если позволите, я о них лучше умолчу, потому что среди вопросов, которые задавал Дэмон, вопрос денег носил второстепенный характер.

-После того как вы полностью подчинили "Эрроуз" своему влиянию (помнится, это было в начале апреля), вы заявили о том, что ваша цель в этом сезоне - попытаться занять в Кубке конструкторов место в шестерке...

- Да, в какой-то момент это было нашей ближайшей целью, но потом задачи несколько изменились. После того как мне и моим сподвижникам указали на дверь в "Лижье", мы решили - чтобы впредь не оказаться в похожем глупом положении, нужно обзаводиться в "Формуле-1" своей собственной командой. И как можно скорее - с тем чтобы выйти на арену "Гран-при" уже в будущем году. "Эрроуз" - это было то, что нужно: Джекки (создатель и хозяин команды. - Прим. О.Л.)был готов продавать, мы - покупать. Приобретая "Эрроуз", мы приближали нашу задачу - победа в чемпионате мира, - потому что не было необходимости начинать все с нуля: у Оливера прекрасная база, в том числе своя аэродинамическая труба (кроме "Эрроуза" своя труба есть только у "Уильямса", "Макларена" и "Феррари". - Прим. О.Л.). Но мы прекрасно отдавали себе отчет в том, что даже шестое место в Кубке для "Эрроуза" - сверхзадача: в настоящий момент команда вынуждена подниматься со слишком большой глубины. Но это место для нас казалось необходимым плацдармом, с которого можно подниматься дальше. Только теперь начинается настоящая работа: я уже говорил и готов повторять, что наша цель побеждать (за иным не стоило сюда и соваться, не так ли?), а значит, соперничать с "Уильямсом", что требует колоссальных вложений - и денег, и труда, и силы воли. Мы тщательно изучаем структуру и инфраструктуру "Уильямса", "Макларена", "Феррари", "Бенеттона" - и лучшее из этого, то, что в наибольшей степени соответствует нашим желаниям и возможностям, используем в создании новой машины. И то, что к нам присоединился Дэмон с его уникальным опытом шестилетнего пребывания в "Уильямсе" и отменными качествами тестера и доводчика гоночной техники, приближает нас к цели невероятно!

-Своя команда в "Формуле-1" - что это такое для "ТВР групп" и для вас лично - удовлетворение амбиций или...

- В некотором роде - логическое продолжение деятельности компании. Хотя бы потому, что "Ф-1" традиционно считается (и таковой является) вершиной автоспорта. Ну и удовлетворение амбиций тоже. Разве это плохо?

-Вы сказали о новой машине. Кто ее автор - Франк Дерни или...

- (Улыбается.) Мне настойчиво приписывают намерения стянуть инженера с громким именем у кого-нибудь из конкурентов. Но я поступил иначе - я рекрутировал молодой талант, чтобы дать ему шанс вырасти в гения.

-Но имя-то у этого таланта есть?

- Пусть пока он остается для широких масс анонимом. Все узнаете в свое время.

Необходимая ремарка: многие склонны были полагать, что инженером в "Эрроузе" у Уолкиншоу станет Рори Бирн - один из авторов шасси "Бенеттона", но сегодня имя Бирна чаще связывают с "Феррари". Что ж, свято место пусто не бывает - его тут же занял Росс Браун, тем более что Уолкиншоу (который, собственно, и привел его в "Бенеттон" в то время, когда был там спортивным директором - накануне 94-го. - Прим. О.Л.) никогда не скрывал желания работать с Брауном. Но Росс пока не горит желанием оставлять "Бенеттон" - ему надо реабилитироваться за уходящий сезон. Да и не в привычках Уолкиншоу разрушать им же сами созданное, пускай отныне "Бенеттон" и становится соперником. Так что - еще одна тайна Уолкиншоу ждет открытия. Франк Дерни на все вопросы отвечает, что концепция будущей машины абсолютно новаторская, что все компоненты по нескольку сот раз просчитаны на компьютере, что в его создании задействован весь богатейший инструментарий "ТВР групп"... В том, что команда из Лифилда действительно располагает богатейшим инструментарием, несколько десятков журналистов на минувшей неделе могли убедиться, так сказать, собственноглазно. После короткого визита на всемирный автосалон в Париже, где Уолкиншоу на стенде "Вольво" представлял последнюю модель этой марки - VOLVO С70, - к дизайну которой приложила руку его группа, Том и Дэмон на персональном Lear Jet Уолкиншоу отбыли в Лифилд, где принимали прессу. В ходе экскурсии журналистов познакомили с супермодерновым автоклавом диаметром 2,5 м, в котором можно "испечь" любые компоненты шасси и монокока, суперсовременным электронным стимулятором, на котором обсчитываются и "обкатываются " характеристики будущего автомобиля, и показали макет (40% от оригинала), который проходит обдувку в трубе в Милтон - Кейнс.

Для справки: Том Уолкиншоу - сын шотландского фермера - в свое время был гонщиком "Формулы Форд", "Формулы-3", "Формулы-2", а затем европейского чемпионата кузовных автомобилей ("Ягуар"), где дважды становился чемпионом. В это время начал внимательно приглядываться к кольцевому менеджменту и в конце концов стал хозяином команды, за которую выступал как гонщик. Следом пришли сплошные победы - Ле Ман, Сильверстоун, Дайтона... Да почти везде! Именно блестящий послужной список "ТВР групп" привлекает спонсоров, и они несут деньги, без которых, в свою очередь, в "Ф-1" делать нечего. На сегодня созданная 20 лет назад Том Wolkinshow racing Group приносит 50-летнему Тому, отцу двоих детей, по-прежнему предпочитающему городу уют и простор шотландского фермерского поместья, 40 миллионов фунтов стерлингов годового дохода. TWR Grоuр, международная компания с годовым оборотом 250 миллионов фунтов стерлингов и штатом в 1200 человек (для сравнения: у "Бенеттона" - 300 человек), является мировым лидером в автомобильном дизайне и инженерии, а в списке ее клиентов числятся "Вольво", "Астон Мартин", "Дженерал Моторс", "Мицубиси", "Ягуар" и "Форд".

Но не только это привлекает к Уолкиншоу клиентов и спонсоров. Этот человек - прирожденный лидер, который всегда делает то, что обещает.

- Он амбициозен, чудовищно работоспособен, весьма мелочен и придирчив в планировании своей деятельности, жесткий в бизнесе, но при этом чрезвычайно коммуникабельный и обаятельный человек, - говорит Ричард Гранди, менеджер по маркетингу "Формулы-1" в "ТВР групп". - Всегда придерживается фактов и не склонен предаваться розовым мечтаниям. Единственное, что его интересует, это реальное положение вещей и достижимость поставленных целей. Но так же он, как настоящий спортсмен, гонщик, имеет необходимый кураж и следует поставленной цели до конца. Короче, он - великий деловой человек, и, думаю, это именно то, что в нем разглядел Дэмон. Я думаю, его вдохновила личность, с которой ему придется работать. Том управляет людьми с уважением, всячески поддерживает их и их инициативу, но при этом всегда ставит вполне конкретные цели и задачи и помогает в их достижении. На пространной пресс-конференции, которая состоялась в Лифилде, Дэмон Хилл признался, что уже попал под обаяние своего нового босса.

- Когда вы как следует разберетесь в организации дел в "ТВР групп", то поймете: после "Уильямс-Рено" я сделал лучший выбор из всех возможных, - сказал Хилл.

А потом произнес вполголоса: - "Уильямс" очень долго был моим домом, я в нем вырос. Но я всегда отдавал себе отчет в том, что (улыбается) ребенку, окруженному повышенным вниманием и комфортом, полезно побывать в изгнании, чтобы по-настоящему встать на ноги. К моей удаче, в тот момент, когда меня отправили в изгнание, я обнаружил сокровища, которые Том годами собирал в "ТВР групп" и которые призван открыть миру "Эрроуз". Когда Том объявлял о нашем с ним контракте, он был так возбужден, так эмоционален - это не было рисовкой!

- В "Уильямсе" - и это не секрет, - продолжил Хилл, - машина всегда ценилась выше пилотов, которые ею управляли. Этот шедевр всегда создавали для того, чтобы он побеждал в Кубках конструкторов. "Эрроуз" же намерен, создавая машину, в большей степени ориентироваться на меня. Не потому, что я - какое-то там совершенство, а потому, что еще больше, чем я, хотят побеждать "Уильямсы". Конечно, прекрасно пилотировать лучшую машину чемпионата, но - вы, видимо, забыли, - в моей жизни был не только "Уильямс", были машины просто ужасные (намек на "Брэбхэм" 92-го года. - Прим. О.Л.)... Видимо, в будущем году мне будет довольно больно наблюдать, как Шумахер, Вильнев и все остальные будут в гонках быстрее меня. Но это станет для меня и превосходной мотивацией, чтобы вкалывать до кровавого пота. И я предвижу, что наша машина будет прогрессировать и, может быть, к концу будущего года мы сможем даже побороться за победы в парочке гонок. По крайней мере и я, и Том свято верим - в это!

Ольга ЛИНДЕ

ДОСЬЕ "СЭ"

КОМАНДА ARROWS. Создана в 1978 году Джекки Оливером. В 1990-м часть ее акций была приобретена японским концерном FOOTWORK, чье название команда носила с 91-го по 94-й. В 95-м соглашение было частично расторгнуто. Оливер вернул конюшне прежнее название, но в названии шасси по-прежнему фигурировал "Футуорк". В апреле 96-го контрольный пакет акций "Эрроуза" приобретен Томом Уолкиншоу, в июне установившим полный контроль "ТВР групп" над "Эрроузом". Попытка сменить название успехом не увенчалась: патроны "Макларена" и "Тиррелла" - Рон Деннис и Кен Тиррелл, обладающие правом вето, им воспользовались. Найден компромисс - команда называется "ТВР Эрроуз".

Наиболее известные пилоты, выступавшие за "Эрроуз": Рикардо Патрезе, Йохен Масс, Эдди Чивер, Мауро Бальди, Тьерри Бутсен, Герхард Бергер, Дерек Уорвик, Микеле Альборето, Иван Капелли, Стефен Йоханссон. В сезоне-96 за команду выступают Йос Ферстаппен и Рикардо Россет.

Достижения. 287 "Гран-при", 1 поул-позишн ("Гран-при" США-71, Патрезе), 0 побед. Лучшее место в гонке - второе на "Гран-При Швеции"-78 (Патрезе), "Гран-при США"-80 (Патрезе), "Гран-при Сан-Марино" 81-го и 85-го (Патрезе и Бутсен), лучшее место в чемпионате мира - 7-е (Уорвик, 88-й), лучшее место в Кубке конструкторов - 4-е (88-й).

ТОМ WOLKIN SHOW RACING создана в 1978 году Томом Уолкиншоу. Дебютировала в гонках класса "туризм" на автомобилях БМВ, "Мазда", "Ровер" и "Ягур". Затем в классе спортпрототипов трижды - в 87-м, 88-м и 91-м годах - становилась чемпионом мира в гонках "эндуро", в том числе дважды - в 88-м и 91-м выигрывала легендарные "24 часа Ле Мана". В этом году гонку в Ле Мане выиграл экипаж команды JOEST на "Порше", созданном при участии "ТВР групп". С середины 91-го "ТВР" на "Вольво" участвует в британском чемпионате по "туризму", в это же время "ТВР групп" начинает внедряться в деятельность команды "Бенеттон" по инициативе Флавио Бриаторе, по его же инициативе с середины 94-го Том Уолкиншоу участвовал в работе "Лижье" в качестве спортивного директора.