Газета Спорт-Экспресс от 27 августа 1996 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

27 августа 1996

27 августа 1996 | Теннис

ТЕННИС

ОТКРЫТЫЙ ЧЕМПИОНАТ США. Нью-Йорк. 26.08 - 08.09.96

ИСПЫТАНИЕ "ФЛАШИНГ МЕДОУ"

Евгений РУБИН

из Нью-Йорка

Евгений РУБИН - собственный корреспондент "СЭ" по Северной Америке.

Турниры "Большого шлема" - четыре равновысокие вершины мирового тенниса. И все же...

На травяных площадках Уимблдона решающим фактором может стать сверхсильная подача. Красные глиняные корты парижского "Ролан Гаррос" явно благосклонны к мастерам, чей главный козырь - игра на задней линии. На Открытом чемпионате Австралии особое значение приобретает спортивная форма теннисиста: январь - пик удушающе-раскаленного австралийского лета, и приспособиться к таким условиям может не каждый.

Участнику US OPEN - Открытого чемпионата США - не стоит уповать на свое преимущество над противниками в каком-то одном из названных компонентов. Вот как сформулировал особенности нью-йоркского теннисного стадиона "Флашинг Медоу", где с 1978 года проводится этот турнир, Джон Макинрой, выигрывавший его четыре раза: Я думаю, твердые корты "Флашинга" с их умеренной скоростью дают наиболее полное представление о том, кто на сегодняшний день сильнее всех. На этих площадках не увидишь странных, необъяснимых поворотов в игре, которыми изобилуют матчи на траве и глине. Здесь обычно побеждают те, кто действительно заслуживает победы". А вот оценка Аранты Санчес, ставшей первой на этом турнире в 1994 году: "Хард в Нью-Йорке - хорошее покрытие. Оно годится для множества различных стилей, потому что не слишком быстро, как на других твердых кортах, так что вы можете атаковать из глубины площадки, но и не такое медленное, как глина, вот почему на нем столь важны подача и игра с лета. Тут вы можете полагаться и на долгий розыгрыш мяча, и на возможность выиграть очко сразу. Ни одна манера не дает здесь решающего превосходства".

Действительно, турниры на харде реже отмечены сенсациями, чем другие состязания. Не случайно за 20 последних лет победителями Открытых чемпионатов США становились лишь 16 игроков - по восемь в мужском и женском разряде. И всегда это были спортсмены, достигшие к данному моменту своего пика или стремительно к нему идущие, хотя они могли и не занимать лидирующие позиции в мировой классификации. Скажем, в 1990 году Пит Сампрас был "посеян" на US OPEN под № 12, а Габриэла Сабатини - под № 5. Но оба победили. Сампрас вскоре стал первой ракеткой мира, а у Сабатини это была лучшая пора ее карьеры.

Другой случай. В 1994-м Андре Агасси стал первым чемпионом US OPEN, не попавшим в "посев". Его тренер Брэд Джилберт за две недели до турнира сделал уверенный прогноз: "Не удивляйтесь, но Андре станет чемпионом - он прекрасно подготовлен и настроен на победу, очень продуктивно поработал в Лас-Вегасе, где такие же жара и духота, как в эту пору в Нью-Йорке". А ведь как игрока не "посеянного" Агасси ожидали встречи с большим числом сильных соперников, чем остальных претендентов на первенство. "На мой взгляд, - сказал тогда Джилберт, - Андре безразлично, как сложится для него жеребьевка".

Приведу мнение Макинроя еще об одной черте нью-йоркского чемпионата: "Это - четвертый турнир "Большого шлема года. Три остальных позади. Для ведущих игроков US OPEN - последний шанс завершить сезон на высокой ноте. Это обстоятельство у одних вызывает душевный подъем, у других - нервное перенапряжение. Мне кажется, что именно последнее привело в прошлом году Агасси к поражению в финале от Сампраса. Андре ведь в том сезоне выступал блестяще, но положение первой ракетки вместе с боязнью смазать концовку обернулись для него излишним психологическим грузом".

Третью особенность US OPEN четко сформулировал Том Галликсон, известный американский тренер, капитан команды США в Кубке Дэвиса, сам в былые годы выступавший на нью-йоркских кортах: "Этот турнир определенно дает преимущество тем игрокам, которые при прочих достоинствах обладают искусством фокусировать свои внимание, силу, энергию в очень непростых и нетипичных для теннисного состязания условиях. Жара, влажность, непрерывный шум переполненных трибун - если вы не сумеете отвлечься от всего этого, вам никогда не добиться тут хорошего результата".

Михаэль Штих, сумевший в 1994 году дойти в Нью-Йорке до финала, так передает свои тогдашние ощущения: "В других городах зрители сидя ждут перерыва, если хотят сменить место или выйти. В Нью-Йорке же публика ведет себя шумно, люди входят и выходят, когда им в голову взбредет. К этому надо приспособиться. Поэтому каждый матч тут - это не столько спортивное соревнование, сколько приключение".

И снова - Макинрой: "Да, в Нью-Йорке очень многое зависит от того, что ты за личность. От того, как ты сумеешь адаптироваться к этому всеобщему безумию. От того, дашь ли толпе лишить тебя спокойствия или сумеешь зарядиться от нее энергией и выплеснуть эту энергию в игре.

Итак, если верить высказываниям авторитетов, чемпион US OPEN независимо от того, к какому полу он принадлежит, должен обладать большим набором качеств, нежели победители остальных турниров "Большого шлема". Суммируя все, можно сказать: он должен достичь человеческой и спортивной зрелости или по крайней мере подойти к той и другой вплотную.