Газета Спорт-Экспресс от 17 августа 1996 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

17 августа 1996

17 августа 1996 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Дэвид КУЛДХАРД

ЛИЧНЫЙ ШОФЕР ВИЛЬНЕВА

Признаюсь честно - мне несказанно повезло. В Венгрии в минувший уик-энд я сумела побывать в двух ипостасях - не только как представитель прессы, но и - что было, видимо, наиболее впечатляющим - как простая формулическая фанатка/

А дело было так. Мы прилетели в Будапешт в четверг - единственный свободный от каких-либо мероприятий на автодроме день. Посему было решено посвятить его хотя бы небольшой экскурсии по городу. Проведя на горе Геллерт часа примерно четыре, мы вернулись в Пешт чего-нибудь перекусить и... набрели на толпу определенного вида людей, чего-то ожидавших возле шикарного, насквозь зеркального отеля "Корвинус Кемпински": большинство в красных каскетках с надписью DEKRA, кое-кто в футболках с портретами Герхарда Бергера, Жана Алези, с надписями типа "Senna - simply the best", с канадскими и шотландскими флагами в руках. Даже непосвященному стало бы ясно, чего ждут эти люди - в "Кемпински" по традиции останавливаются команды, спонсируемые "Мальборо". Вопрос о хлебе насущном сам собой покинул мои мысли - я решила попробовать себя в роли болельщицы. Чему и были посвящены следующие три часа, во время которых довелось наблюдать незабываемое зрелище приезда сначала Мики Хаккинена, следом - Дэвида Култхарда, потом Эдди Ирвина и - на закуску - двукратного чемпиона мира Михаэля Шумахера.

Кстати, публика возле "Кемпински" собралась самая разношерстная - венгры, югославы, итальянцы, немцы (и, стало быть, русские тоже) всех возрастов - от явных школяров до семейств с детьми и седовласых импозантного вида мужчин. И хотя по внешним признакам можно было четко определить, кто за кого болеет, встречали всех гонщиков одинаково - показывалась очередная машина, и тут же люди, только что чинно-благородно соблюдавшие требования сотрудников отеля, пытались смести хрупкие заградительные барьеры из алой киперной ленты в надежде получить автограф - все равно от кого! Надо сказать, что маклареновцы оделили автографами фактически всех желающих, а ферраристов вынимали из машин и под белы руки, ограждая от посягательств фанов, уводили за зеркальные двери "Кемпински" - если Ирвин хотя бы рукой помахать успел, то Шумахеру и этого сделать не дали... Но сразу после того, как кумир исчезал из поля зрения, толпа успокаивалась и возвращалась на прежние рубежи. Первым подъехал Хаккинен на довольно скромного вида серебристом "мерсе", Култхард - на шикарнейшем авто той же марки, но самой последней модели, Ирвин вылез из зеленоватого "Альфа Ромео спайдера" с черным верхом (предусмотрительно закрытым), Шумахер - из такой же машины, только темно-вишневого цвета (с ним в салоне был его нынешний гуру - индус-йог из Мюнхена по имени Балбир Сингх).

То, с каким видом Дэвид Култхард вежливо и покладисто подписывал бесконечные подсовываемые ему афишки, программки, фотографии, кепки и так далее, не выходило у меня из головы на следующий день: вежливый, всегда выглядящий так, словно только что покинул массажный кабинет и парикмахерскую, свежий и благоухающий Дэвид вежливо ответил на вопросы "СЭ".

-Второе место на "Гран при Монако", в день, когда "Макларен" отмечал свое тридцатилетие, остается пока вашим лучшим результатом в этом сезоне. Создалось впечатление, что он доставил вам большое удовольствие.

- Многие неверно поняли мое состояние после той гонки. Второе место - хорошо, но ведь это не победа. Я не хочу умалять заслуг Оливье (Паниса - победителя "Гран-при Монако". - Прим. Л.Х.) - он был быстр, не делал ошибок, к тому же избрал безупречно сработавшую тактику. В общем, все сделал хорошо. Но если вы финишируете вторым следом за "Уильямсом", то это может стать поводом для радости. В Монако же впереди меня оказалось "Лижье".

-Чем объяснить ваш не самый удачный старт сезона?

- Тем, что у меня не было фактической возможности как следует изучить и понять "Макларен", новую для меня машину. Может, кто-то способен, вскочив в кокпит машины, которую только что увидел, мгновенно в нем обжиться, мне же нужно время. Я... боялся ехать в Мельбурн! И не зря - к примеру, въезжая в пятницу на пит-лайн, я никак не мог найти кнопку нейтральной передачи и лимитатор скорости. Меня можно обвинить в непрофессионализме, но поймите - большинство движений отработаны до автоматизма, и, проведи хоть тысячу часов, наблюдая, в гонке нужную кнопку не найдешь, если нет практики.

-После возвращения из Южной Америки в Европу вам, судя по результатам, удалось обрести некоторую уверенность.

- Четыре дня полноценных тестов в Хересе в самом деле позволили это сделать. Именно поэтому я оказался способен раз за разом опережать Мику. Уверенность - это то, что давало ему преимущество надо мной на старте сезона: он ведь работает в команде уже три года.

-Некоторые ваши почитатели склонны были объяснять тот факт, что Хаккинен показывал лучшие результаты, чем вы, различиями в техническом оснащении ваших "Макларенов"...

- Я отнюдь не ощущаю себя в "Макларене" мальчиком на побегушках или лицом второстепенным. Между мной и Микой все честно, как было в прошлом году в "Уильямсе" между мной и Дэмоном. Мы делим запасную машину - на одной гонке она настроена под Мику, на следующей под меня. Ясно, что техника у нас одинаковая, иначе я вряд ли был бы способен опережать Хаккинена, который имеет славу одного из быстрейших парней в "Формуле-1".

-Что вы можете сказать по поводу ваших отношений как партнеров?

- Весной на "Поль Рикаре", впервые сев за руль после аварии в Аделаиде, он показал потрясающие секунды, потом повторил их в Эшториле. Все сказали: он вернулся! По сути, его первой ошибкой в сезоне был вылет на прогревочной тренировке в Монако. Признаюсь честно: изучать других пилотов не доставляет мне большого интереса. Да, я хочу знать, почему он быстр, хочу понять все - как он проходит свой круг, какие настройки использует, хочу иметь всю информацию, анализировать все данные его телеметрии. Но, с другой стороны, знать не хочу его проблем вне команды. Его личная жизнь меня не заботит.

-Какой опыт вы вынесли из гонок, проведенных в "Уильямсе" рядом с Дэмоном Хиллом?

- Все знают, что в самом начале Дэмон и я имели несколько горячих дискуссий. После аварии Айртона было очень непростое, эмоционально напряженное время... Может быть, он думал, что я должен был бы быть более покладистым... Но я никогда не игнорировал пожеланий команды, а они ни о чем подобном меня не просили! Первую половину прошлого сезона я в самом деле был медленнее Дэмона, но дело в том, что я был нездоров (после "Гран-при Испании"-95 Култхарду удалили гланды и аденоиды. - Прим. Л.Х.). Во второй же половине года я в целом был быстрее него. Но благодаря большей надежности и меньшему количеству ошибок он закончил сезон лучше, значит, результат говорит сам за себя. В конце концов вместе мы работали хорошо, и мне нравится думать, что мы - друзья, хотя не знаю, придерживается ли Дэмон той же точки зрения. Но сегодня я был бы для него лучшим партнером, чем год назад.

-Вы не любите изучать других пилотов... Это относится и к Алену Просту?

- Конечно, нет. Признаюсь: отвлекаясь от необходимости слушать его гнусавый голос (улыбается), работать с ним очень, очень здорово. Он совершенно уверен в себе, в том, что и как делает, расслаблен, по-прежнему любит пилотировать машину. Он успевает все увидеть, все проанализировать - и выдать свое мнение. Даже просто наблюдать за тем, как он анализирует показания телеметрии и разговаривает с инженерами, чрезвычайно поучительно. Мы становимся сильнее - и его участие в делах команды растет. У меня нет никаких иллюзий на тот счет, что, если Ален захочет сесть в кокпит "Макларена" в гонке, большинству из нас будет тут нечего делать. Но ясно, что желание гоняться он утратил. Совсем.

-Вопрос последний. Когда, по вашему мнению, "Макларен" снова начнет выигрывать?

- Думаю, что скоро, - вежливо улыбнулся Дэвид. - Хотелось бы верить, что уже в этом году.

...Моим весьма информированным гидом в паддоках "Гран-при Венгрии" был давний автор "СЭ", комментатор фирмы "Самипа" Алексей Попов. Если бы не он, я, возможно, и прозевала бы тот момент, когда Дэвид Култхард, увы, не сумевший закончить воскресную гонку, покидал Хунгароринг. Возле моторхоума "Макларена" (не того шикарного двухэтажного "особняка" с джакузи под крышей, а другого, более скромного, на задворках паддока) с раскрытыми дверями стоял уже знакомый мне шикарный "мерс". Мило улыбающийся Дэвид беседовал с кем-то, чего-то ожиидал, его невеста Андpea на прощание расцеловала в обе щеки садившегося в свой серебристый автомобиль Мику Хаккинена, а затем защебетала о чем-то с невестой Жака Вильнева Сандрин. Спустя мгновения стало ясно, чего - и кого - ждал Дэвид: победитель "Гран-при Венгрии" в трикотажных штанах до колен и майке навыпуск отошел от сетки, через которую подписывал автографы и разбрасывал какие-то сувениры, компания мгновенно уселась в авто Култхарда и в сопровождении эскорта полицейских на истошно завывавших сиренами мотоциклах укатила.

"Гран-при Венгрии" закончился.

Лина ХОЛИНА

Будапешт - Москва