Газета Спорт-Экспресс № 33 (6684) от 18 февраля 2015 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

18 февраля 2015

18 февраля 2015 | Хроника

ХРОНИКА

Глава правительства России Дмитрий Медведев внес на рассмотрение Госдумы поправки к различным законам, ограничивающие участие иностранцев во внутренних соревнованиях по командным игровым видам спорта .

ПАСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ

Олег ШАМОНАЕВ

Поправки наверняка будут приняты в самом ближайшем будущем, после чего спортивные лиги и федерации уже не смогут самостоятельно определять квоты на зарубежных игроков. Отныне это станет государственным делом.

Российским спортивным организациям и раньше запрещалось иметь в своем штате больше четверти иностранных специалистов, но речь шла о полном списке сотрудников. Если, скажем, баскетбольный клуб нанимал сто российских уборщиц, то после этого он мог спокойно пригласить десять американских игроков, а также десять греческих тренеров и еще пять таиландских массажисток. Если, конечно, спортивная лига или федерация не вводила на этот счет свои ограничения.

Но теперь деваться клубам будет некуда - в законопроекте четко прописано: ограничения касаются именно спортсменов. Федерации смогут предлагать свои лимиты на легионеров и дальше, но утверждать их теперь будет Министерство спорта.

Ведомство Виталия Мутко конкретизирует новые правила в течение четырех месяцев после принятия поправок, но главный вектор изменений понятен. Для спортсменов, не имеющих права выступать за сборные России, в нашей стране наступают напряженные дни. Причем не важно, есть ли у этих игроков российские паспорта и являются ли они гражданами стран, с которыми мы подписали договора о свободном перемещении рабочей силы. (Кстати, международные соглашения, если кто не знает, де-юре имеют приоритет над национальными законами. И если, скажем, кто-то из пострадавших от будущих лимитов игроков с паспортами Белоруссии, Казахстана или Армении бросится защищать свои права в судах, он с большой долей вероятности эти суды выиграет).

С другой стороны, логику государства тоже можно понять. 242 футболиста и 652 хоккеиста, не имеющих права играть за сборные России, но выступающих в наших лигах (эти цифры приводятся в пояснительной записке к новому законопроекту) - действительно очень и очень много. Эти люди занимают места в командах, которые могли бы достаться нашим гражданам, и увозят из России деньги, которые могли бы пойти на развитие отечественного спорта. И если у наших спортивных функционеров отсутствует собственное чувство самосохранения, значит, его надо им навязать насильно - с помощью государственной власти. Финансовое благополучие спортивных агентов и даже конкурентоспособность наших клубов в еврокубках не могут стоять выше интересов сборных.

Здесь действует тот же принцип, что и при поддержке отечественного производителя, если он неконкурентоспособен по отношению к иностранным коллегам. Да, у нас не получается вырастить необходимое количество спортсменов высокого уровня. В некоторых других странах это делают значительно дешевле и качественнее. Но мы не можем спокойно смотреть на то, как национальные чемпионаты превращаются в площадку только для иностранных гастролеров.

Ведь если так пойдет и дальше, то, во-первых, загнется наш детский и юношеский спорт, для воспитанников которого окончательно будет закрыт путь на топ-уровень. А во-вторых, проблемы с формированием сборных России, в некоторых вида спорта уже ставшие хроническими, рано или поздно пересекут критическую черту.

В глобальном отношении с необходимостью защищать национальные интересы в российском спорте спорить трудно. Но некоторые конкретные положения законопроекта, отправленного вчера в Госдуму, вызывают вопросы. Например, лимиты предполагается распространить не только на внутренние, но и на международные соревнования. Подозреваю, что речь в первую очередь идет о российских клубах в турнирах вроде хоккейной КХЛ или баскетбольной Лиги ВТБ. Однако чисто теоретически будущий закон открывает перед Минспорта возможность запретить, например, "Динамо" выпускать в Лиге Европы больше трех легионеров. Вообще наша конкурентоспособность в европейских клубных турнирах - первое, что пострадает после введения новых правил.

Напомню, что главным поводом для государственного вмешательства в лимитные дела стала попытка изменить ситуацию с иностранными игроками в Российской футбольной премьер-лиге. В футболе у нас, как известно, разбираются все, и не сомневаюсь, что в результате бурных дискуссий Минспорта утвердит для команд РФПЛ и ФНЛ честные и справедливые ограничения. Но закон будет распространяться не только на игроков, но и на тренеров, а также на "иных специалистов в области физической культуры и спорта", и не только в футболе, но и в других игровых видах. Разбирается ли кто-то у нас в стране, кроме узкого круга специалистов, в том, каким должен быть лимит, скажем, в хоккее на траве? И не угробим ли мы этот вид спорта окончательно, если ограничим его, скажем, тремя тайскими массажистками вместо пяти?

Проект закона предполагает целых девять вариантов лимита:

- по общему количеству спортсменов в одной команде в конкретном матче;

- по общему количеству спортсменов в заявке на матч;

- по общему количеству спортсменов в заявке на турнир;

- по квалификации спортсмена (согласно результатам или матчам, проведенными за сборную его страны) ;

- по возрасту спортсмена;

- по времени постоянного проживания в России;

- по времени спортивной подготовки в России;

- по спортивным результатам в составе российских команд;

- по результатам выполнения программ развития вида спорта.

Все это дает Министерству спорта большой простор для маневра, но одновременно оставляет огромные лазейки для разного рода лоббистов. Я уже живо представляю себе, как какой-нибудь дорогущий футболист из Буркина-Фасо выводится из-под лимита во имя "выполнения программы развития спорта".

Также не совсем понятна история с включением всех спортивных инстанций в список структур, которым позволено в особом порядке нанимать на работу высококвалифицированных иностранных специалистов с зарплатой от двух миллионов рублей в год. Раньше такая возможность была только у коммерческих и научных организаций.

С одной стороны - это вроде бы затыкает брешь в наших законах. Тот же многострадальный тренер футбольной сборной Фабио Капелло, имевший на руках контракт с РФС, до сих пор находился для нашей Федеральной миграционной службы на одном уровне с дворниками-гастарбайтерами. По идее для того, чтобы получить право работать в России, он был обязан помимо всего прочего сдавать экзамены по русскому языку, истории и основам законодательства РФ.

С другой стороны, два миллиона рублей в год для малобюджетных видов спорта - это совсем не мало. Старшие тренеры и вспомогательный персонал (физиотерапевты, заливщики льда, повара и прочие), даже если они из других стран, могут получать значительно меньше. Значит ли это, что теперь иностранные главные тренеры не смогут приезжать в российские клубы со своими техническими спецами? Или в ближайшем будущем нас ждут новые изменения в спортивных законах, которые еще точнее уточнят нынешние уточнения?