Газета Спорт-Экспресс № 254 (5724) от 8 ноября 2011 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

8 ноября 2011

8 ноября 2011 | Лыжные гонки

ЛЫЖИ

19 ноября в Норвегии стартует очередной международный сезон лыжных гонок, в который наша сборная вступает с новым главным тренером. Накануне отъезда в Европу Юрий Каминский объяснил "СЭ" свое видение проблем, стоящих перед командой.

Юрий КАМИНСКИЙ: "ДАЖЕ НАШИ ПАРНИ СТОЛЬКО НЕ РАБОТАЮТ, СКОЛЬКО КОВАЛЬЧИК!"

В ОРГАНИЗАЦИИ ОТСТАЕМ ОТ БИАТЛОНИСТОВ

- Читал недавние ваши интервью и раз за разом натыкался на одну и ту же мысль: становиться главным тренером вы не хотели. Не лукавили ли вы, повторяя это?

- Видите ли, практикующий специалист и главный тренер - это почти что две разные профессии. Главный, он все-таки организатор. Где-то, конечно, приходится вмешиваться в методику, но это совсем не та ежедневная работа со спортсменами, что раньше. Поэтому, заняв новый пост, я первым делом отказался от спринтерской команды, которую до этого возглавлял.

Предвосхищая следующий вопрос, скажу, что главным я согласился стать только потому, что прочувствовал на себе, как тяжело приходится команде без руководителя. Например, этой весной мы столкнулись с тем, что все программы, намеченные уже "под Сочи", стали буксовать. Я потратил апрель-май, чтобы приобрести нужное оборудование, наладить кое-какие экспериментально-методические работы - в Сочи ведь придется на высоте выступать. Но как только уехал на сборы, все затухло, так как не оказалось человека, который взял бы ситуацию под свой контроль. Кроме того, есть еще масса вопросов, которыми категорически не могут заниматься старшие тренеры. Им просто времени не хватает.

- Сборная оставалась без главного два года. Это ЧП?

- На самом деле, нет. Мы могли, как и раньше, существовать автономными группами. Это как раз не проблема. Проблема в том, что команды очень многое недополучали в организационной и методической части. Да во всем! Сейчас мне уже более или менее ясно, как можно улучшить эффективность сборной за счет работы с федерацией, министерством, Центром спортивной подготовки. Мы в этом деле отстаем от тех же биатлонистов, и отстаем крепко.

- У вас нет опасений, что как практикующий тренер вы остановитесь в профессиональном росте?

- Есть, конечно. Чувство работы-то теряется. Думаю, как этого избежать. Надо следить за тем, как тренируют другие, чему-то у них учиться. Я продолжаю по инерции работать со спринтерами, в курсе всех их проблем. Но все равно уже, чуть-чуть отойдя в сторону, увидел некоторые свои ошибки, которые, возможно, никогда бы и не заметил, оставаясь старшим тренером.

- Вас не задевали слова Елены Вяльбе о том, что в России сегодня нет специалистов, способных возглавить сборную?

- Это вопрос критериев. Если брать тренерский авторитет - пожалуй, что и нет. Тот же эстонец Мати Алавер куда более авторитетен, чем наши специалисты, за исключением разве что Александра Грушина. Хотя лично мне не совсем понятно, как Алавер решал бы здесь организационные вопросы. В плане тренировочного процесса он многое привнес бы в команду, это даже не обсуждается. Но в смысле организации ему пришлось бы очень тяжело.

- Почему Алавер не согласился, вам понятно?

- Думаю, только потому, что его ученика Андруса Веерпалу обвинили в употреблении допинга. Алавер сразу же сказал, что не имеет морального права идти на новую работу, пока ситуация не разрешится. Я его понимаю. Когда твоего воспитанника обвиняют в допинге, это не очень хорошо.

- Четыре эстонских сервисмена, перешедших весной в сборную России, приходили "под Алавера" или сами по себе? И что с их зарплатой, которую они не видели с мая?

- С мая по сентябрь денег они действительно не получали. Но сейчас ситуация разрешилась. Насколько понимаю, ребята шли к нам независимо от решения Алавера. Я недавно познакомился с ними, обговорил стратегию смазки, кто и за что будет отвечать. Взаимосвязи по ходу сезона отработаем, в этом я уверен. Главное, на мой взгляд, избежать нездоровой конкуренции между нашими смазчиками и эстонскими. А здоровой и так не избежать.

Считаю, что эстонцы - профессионалы своего дела, и кое-чему у них поучиться стоит. Особенно в плане теплых погод. В Эстонии, как правило, тепло, и в такую погоду они мажут лучше наших. Еще они более тщательно, чем мы, подходят к выбору лыж. Мы пользуемся щупами, а у них есть прибор, который быстро позволяет отбраковывать лыжи по эпюре, то есть по их грузовым качествам.

СПРИНТЕРАМ НЕ НУЖНА МЕЛОЧНАЯ ОПЕКА

- Есть ли у вас четкое понимание того, как именно команда станет готовиться к чемпионату мира-2013 и Олимпиаде? Известно, что вы поклонник среднегорья. Означает ли это, что команды будут часто подниматься на высоту?

- Горная составляющая будет обязательно. Впрочем, уже все поняли, что без гор никуда, так что разногласий на эту тему нет никаких. Олег Перевозчиков и Григорий Меньшенин побывали в этом году на высоте по два раза - если суммировать дни, получится больше месяца. Сейчас не только мы много экспериментируем и пробуем новые места, иностранцы тоже.

Предстоящей весной мы намерены сесть и сверстать план летне-осенней подготовки к чемпионату мира. Точно так же поступим и в олимпийском сезоне. Могу сказать, что к следующему сезону сборную мы сократим. В своем нынешнем виде она, увы, немобильна и плохо управляема. Вот сейчас на сборе в Норвегии у нас 54, кажется, человека. Отменили соревнования в Бейтостолене, как переехать такой толпе? Заказ гостиницы и транспорта превращается в большую головную боль.

- А сколько, по-вашему, должно быть человек в сборной?

- Мужчины, женщины, спринтеры - вместе не более 40. На мой взгляд, команда должна состоять из двух групп: гонщиков, способных, назовем это так, завоевать в Сочи медаль, а также молодых лыжников, способных резко прибавить. То есть это вариант Саши Панжинского перед Ванкувером.

- Николай Седов, покидая в прошлом сезоне женскую сборную, сказал, что в межсезонье команда просто не смогла выполнить нужных объемов, и никаких иллюзий у тренера после этого не осталось. Причем, утверждает Седов, это вообще глобальная проблема российских женских лыж - девушки, попадающие в первую сборную, не в состоянии переваривать нагрузки, которые переваривать необходимо.

- Проблема никуда не делась, и сейчас с ней столкнулся Григорий Меньшенин. Знаете, мы часто совпадаем по сборам с Юстиной Ковальчик и видим, что по выполняемым объемам наши девушки со знаменитой польской гонщицей и близко не стоят. Да что девушки! Наши парни столько не работают, сколько она!

Так получилось, что Ковальчик фактически выросла на моих глазах, мы часто пересекались с ней и ее тренером Александром Веретельным в Отепя, в Раубичах. Так вот она и сама поначалу не справлялась с нагрузками, которые ей давал Веретельный. А недавно виделись на сборе в Новой Зеландии. День отдыха, но Ковальчик собирается на тренировку. Веретельный ей говорит: "Не надо тебе тренироваться, отдыхай". Поехали на экскурсию в Квинстаун. Минут 30 погуляли, Ковальчик говорит: "Все, поехали тренироваться!"

У нее словно навязчивая идея: я должна тренироваться. Возможно, в чем-то это плохо, но всю свою колоссальную работоспособность она вложила в профессию. И сделала ее образом жизни, который приносит результат.

- Не жалеете, что с женской командой не согласился работать Николай Лопухов, предпочтя биатлон?

- Жалею. Николай Петрович - тренер жесткий, возможно, где-то чересчур, но он способен за год-два кардинально поменять ситуацию в команде. Я еще лет 15 назад спрашивал Лопухова о главном залоге успеха. И получил ответ: главное - это внутренняя готовность тренера и спортсмена добиться результата. Мне бы хотелось попросить Лопухова, чтобы он, пускай факультативно, с командой поработал, указал на какие-то вещи. Это важно. Девчонки у нас не бесталанные. Большая часть тех, кто сейчас собран в команде Меньшенина, добивались на молодежных и юниорских первенствах мира высоких результатов. Значит, потенциально они способны на это и на взрослом уровне. И я верю в успех. Верю, что хотя бы в отдельных дисциплинах мы до медалей в Сочи дотянемся.

- Скажите честно, спринтеры обиделись на вас, когда вы уходили из команды?

- Сначала отреагировали негативно. Ведь как дело было? Вяльбе предложила мне перед тем, как принимать решение, посоветоваться со спортсменами. Ну я и посоветовался, после чего с легким сердцем от должности главного отказался. Но потом события получили дальнейшее развитие, и случилось то, что случилось. Конечно, легкая ревность у ребят осталась. Но рано или поздно они должны понять: потеряв в моем лице тренера, они обретут человека, который способен помочь им в подготовке к Олимпиаде.

Естественно, я буду продолжать принимать участие в жизни спринтеров. Во-первых, нужно дать возможность мягко войти в новую должность Михаилу Девятьярову, четыре года бывшему вторым тренером. Во-вторых, в команде есть мои личные спортсмены, с ними я всегда буду поддерживать связь. К счастью, они взрослые люди, которым больше не нужна мелочная опека. Хотя и совершенно самостоятельными пока их тоже не назовешь. Совет по тренировочному процессу высказать могут, а принять решение - нет. Еще бы, для этого нужно в этой каше повариться!

- Насколько тесен ваш контакт с "группой Легкова", которую тренирует швейцарец Рето Бургмайстер?

- Контакт есть, хотя не могу сказать, что он меня удовлетворяет. Языковой барьер мешает точно выяснить у Бургмайстера, что, зачем и почему они делают. Пока оперируем общими цифрами. Но со временем объяснимся. В общем, начальные отношения у нас налажены, осталось их просто развивать.

- Вам сейчас, за десять дней до начала Кубка мира, понятно, в какой точке находится команда по отношению к соперникам? Уже ясно, чего от нее ждать?

- Конечно, нет. Такой уж у нас вид спорта. Лыжероллерные соревнования дают какую-то оценку ситуации, но она весьма относительна. Так что до самого последнего момента идем "вслепую" - особенно в отношении женской команды, которая не прошла заключительное тестирование. Мужчины же, спринтеры и дистанционщики, в плане физической готовности сделали шаг вперед, и хороший шаг. Что ж, ждать осталось недолго. Первый же этап Кубка мира раскроет многие карты.

Сергей БУТОВ

КУБОК МИРА-2011/12

Дата

Место

Специализация

19, 20 ноября

Бейтостолен

Дистанция, эстафеты

25 - 27 ноября

Куусамо

Спринт, дистанция

3, 4 декабря

Дюссельдорф

Спринт, командный спринт

10, 11 декабря

Давос

Спринт, дистанция

17, 18 декабря

Рогла

Спринт, дистанция

29, 30 декабря

Оберхоф*

Пролог, дистанция

31 декабря, 1 января

Оберстдорф*

Спринт, дистанция

3 - 5 января

Тоблах*

Спринт, дистанция

7, 8 января

Валь-ди-Фиемме*

Дистанция

14, 15 января

Милан

Спринт, командный спринт

21, 22 января

Отепя

Спринт, командный спринт

2 февраля

Москва

Спринт

4, 5 февраля

Рыбинск

Дистанция

11, 12 февраля

Нове Место

Дистанция, эстафеты

17, 18 февраля

Шкларска Пореба

Спринт, дистанция

3, 4 марта

Лахти

Спринт, дистанция

7 марта

Драммен

Спринт

10, 11 марта

Осло

Дистанция

14 марта

Стокгольм

Спринт

16 - 18 марта

Фалун

Дистанция

* - Этапы "Тур де Ски".