Газета Спорт-Экспресс № 32 (5502) от 15 февраля 2011 года, интернет-версия - Полоса 4, Материал 1

15 февраля 2011

15 февраля 2011 | Футбол

ФУТБОЛ

СВОЯ КОЛОНКА

Александр ПРОСВЕТОВ

НЕ ДУМАЙТЕ, ЧТО ПИАР - ЭТО ПЛОХО

Российское межсезонье отмечено громкими пиар-акциями. К таковым, безусловно, относятся и назначение Руда Гуллита в "Тереке", и контракт Роберто Карлоса с "Анжи". Возвращение Андрея Тихонова в "Спартак" - в какой-то степени тоже. Хотя в том, что любимый болельщиками футболист вернулся в родной клуб в качестве тренера, нет абсолютно ничего искусственного.

У Тихонова есть имя, характер, шарм, образ "парня из нашего города", которые и позволили ему стать символом красно-белого клуба. Честь и хвала его руководителям, которые, с одной стороны, поддерживают связь времен, а с другой, используют имя легенды на пользу дела. Используют, потому что даже популярнейшему клубу надо постоянно заботиться об увеличении болельщицкой аудитории. "Спартак" проводит сейчас предсезонную кампанию по реализации абонементов, строит свой стадион. И что плохого в том, что клуб изыскивает коммерческие ходы, а не осваивает бюджет?

Почему-то вошедшее в обиход понятие "пиар", сложившееся из иностранной аббревиатуры PR (связи с общественностью), стало восприниматься у нас с налетом негатива. В пиар-акциях подозревают если и не обман, то назойливую попытку, простите за жаргонное словечко, "впарить" что-то ненужное. Между тем крупнейшие фирмы, в которых отнюдь не дураки работают, имеют отделы и департаменты, придумывающие, как в лучшем виде представить свой бизнес, чтобы за счет благоприятного имиджа выиграть у конкурентов, если применить спортивную систему измерений, какие-то миллиметры и доли секунд.

В конце концов, прощальный матч Дмитрия Аленичева в 2008 году, вызвавший слезы на глазах у болельщиков со стажем, можно тоже расценивать как пиар-акцию, потому что она не только напоминала о славном прошлом "Спартака", но и была устремлена в будущее. Смотрите, мальчишки, какие люди играли за клуб! Конечно, самый верный путь к привлечению публики на трибуны - это качественный футбол и положительные результаты. Но разве не толкуем мы из года в год о том, что с публикой, кроме всего прочего, надо работать?

А на Тихонова пойдут. Чтобы просто выразить ему уважение, как это было во времена его выступлений за "Химки", которые пользовались солидной поддержкой со стороны красно-белой торсиды. Пригласив его, Валерий Карпин, между прочим, ущемил собственное тщеславие и даже пошел на некоторый риск, потому что фанаты теперь наверняка будут скандировать что-то вроде "Тихонова на поле". А в 40 лет соответствовать уровню "Спартака" и носиться по полю, как Макгиди или Д.Комбаров, который во время январского теста продержался на беговой дорожке 27 минут, вряд ли возможно. Карпин, между прочим, в свои 42 года тоже в прекрасной форме, но всему свое время.

В случае кавказских клубов "пиар" и вовсе выходит за пределы собственно футбола. На первый план выдвигается политика. Раз Гуллит едет в Чеченскую Республику, значит, там не все так уж и плохо, сделает вывод западный обыватель. Денежный стимул? Его никто не отменял, и для большинства людей денег много не бывает. Луиз Фелипе Сколари и Ривалдо явно не ради славы и не из любви к географическим открытиям отправились в Узбекистан, чемпионат которого никак не сравнить с российским первенством.

"Терек" и "Анжи", названия которых, в отличие от "Спартака", мало что говорили любителям футбола за пределами постсоветского пространства, заявили о себе на весь мир. В российский чемпионат впервые влились обладатель "Золотого мяча" из страны, не входившей в состав СССР, и чемпион мира 2002 года. Это обещает дополнительное внимание к нашему чемпионату, который заинтересован в телевизионном экспорте. Потому это пиар-акции как конкретных клубов, так и всего отечественного футбола. ...С конца 60-х годов в США хлынул поток знаменитых футбольных ветеранов: Пеле, Беккенбауэр, Кройф. Поиграл за океаном и незабвенный Гус Хиддинк. Соккер не стал в Америке видом спорта номер один. Но не стоит забывать, что он изначально и вовсе был там "чужим ребенком", который пробивал себе дорогу почти с нуля, как делает в России, допустим, регби. И пусть в США он по-прежнему не может конкурировать с баскетболом, американским футболом, бейсболом и хоккеем, на южноафриканском мировом чемпионате американские болельщики числом превзошли всех приезжих гостей, да и сборная выступает очень прилично: пробилась на ЧМ-2002 в четвертьфинал, а спустя восемь лет - в 1/8 финала.

А начиналось-то с пиара.