Газета Спорт-Экспресс № 25 (5495) от 7 февраля 2011 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

7 февраля 2011

7 февраля 2011 | Футбол

ФУТБОЛ

ЛЕТОПИСЬ Акселя ВАРТАНЯНА. 1958 год. Часть четвертая

8 июня сборная СССР дебютировала на мировом чемпионате. Ее выступлению в Швеции уделим самое пристальное внимание. Но не сразу: до выхода на поле гетеборгского стадиона время есть. Скучать вам не дам.

МИРОВАЯ ПРЕМЬЕРА

БЕЛЫЙ ВЕРХ, ЧЕРНЫЙ НИЗ

В течение трех весенних месяцев 58-го велась интенсивная переписка советских футбольных инстанций с ФИФА. С небольшой ее частью я ознакомил вас в предыдущей главе. 7 марта еще одно письмо с соблазнительным предложением, от которого грех было отказываться, послали в Москву в адрес Секции уже не футбольные деятели, а представители известной западногерманской фирмы "Адидас". Они выразили готовность снабдить сборную СССР БЕСПЛАТНО (выделено в тексте) новейшими образцами бутс с подошвой из пластмассы. Полуторагодичное испытание выявило неисчислимые их достоинства: чрезвычайную легкость, необычайную прочность, исключительную гибкость, непромокаемость подошвы, шипы без давления и т.д. и т.п. "В соответствии с погодой можно заменить шипы. Это обеспечит игрокам устойчивость и подвижность на любом поле и может предрешить исход поединка в вашу пользу", - продолжали соблазнять фирмачи. Здесь и далее - ГАРФ (Фонд 7576, опись 2, дело 1391).

В случае согласия просили прислать размеры обуви футболистов. Шеф фирмы Ади Дасслер выразил готовность помочь советом и делом в выборе бутс и шипов.

К письму прилагались рекламные проспекты. Авторы утверждали, что фирма "Адидас" - самая в Европе большая и передовая по изготовлению спортивной обуви. Сборная ФРГ в ее бутсах выиграла ЧМ-54. На Олимпиаде 1956 года в Мельбурне легкоатлеты установили 50 мировых рекордов, а 72 спортсмена получили олимпийские медали.

Ответили только 29 апреля. Естественно, согласием. Еще бы: бутсы - блеск, красота, результат победный обеспечивают. То, что надо, да еще на халяву!

"Уважаемые господа!

Ваше письмо от 7 марта с.г. получили и с большим интересом ознакомились с приложенными проспектами изделий, изготовляемых Вашей фабрикой. Пользуясь Вашим любезным предложением, просим выслать в адрес Секции футбола СССР: Москва, 69, Скатертный пер.4, несколько бутс для опробования их.

Выражая заранее благодарность, просим принять наши наилучшие пожелания".

Немцы просьбу удовлетворили незамедлительно. Выслали восемь пар на любой вкус, почти как у Райкина: белый верх, черный низ и наоборот. На нейлоновой, резиновой, штампованной, мелкошиповой подошве, "Пиковый туз" с верхом из кожи кенгуру... У наших товарищей в зобу дыхание сперло. В таком состоянии отписали ответ:

"Уважаемые господа...

Сердечно благодарим за присылку бутс. Пользуясь Вашим любезным предложением, просим прислать следующие номера бутс ( перечислены. - Прим. А.В. ) с мягким носком в г.Хиндос, Швеция, где будет находиться наша делегация во время первенства мира".

ЧП

Последний срок заявки 22 футболистов истекал за десять дней до начала турнира. Незадолго до отправления ее в оргкомитет ЧМ случилось несчастье. В последний момент в уже готовый список внесли изменения. Огонькова, Татушина и Стрельцова заменили другими футболистами из расширенного списка. Окончательный состав выглядел так (перед фамилиями игроков - постоянный номер на время турнира).

Вратари: 1. Лев Яшин ("Динамо" М), 12. Владимир Маслаченко ("Локомотив"), 13. Владимир Беляев ("Динамо" М).

Защитники: 2. Владимир Кесарев, 3. Константин Крижевский, 4. Борис Кузнецов (все - "Динамо" М), 14. Леонид Островский ("Торпедо"), 22. Владимир Ерохин ("Динамо" К).

Полузащитники: 5. Юрий Войнов ("Динамо" К), 6. Игорь Нетто, 15. Анатолий Масленкин (оба - "Спартак"), 16. Виктор Царев ("Динамо" М).

Нападающие: 7. Герман Апухтин (ЦСК МО), 8. Валентин Иванов ("Торпедо"), 9. Никита Симонян, 10. Сергей Сальников, 11. Анатолий Ильин (все - "Спартак"), 17. Александр Иванов ("Зенит"), 18. Валентин Бубукин ("Локомотив), 19. Геннадий Гусаров, 20. Юрий Фалин (оба - "Торпедо"), 21. Генрих Федосов ("Динамо" М).

Главный тренер - Гавриил Качалин, тренер - Михаил Якушин.

Нет смысла вникать в многократно описанную темную историю, имевшую разрушительные последствия для трех футболистов: Стрельцов получил 12 лет тюремного заключения, Огоньков с Татушиным - пожизненную дисквалификацию.

НЕ СУДЬБА!

Провожали - вернее, выпроваживали - Стрельцова из футбола грубо, оскорбляли, улюлюкали, унижали человеческое достоинство, изображали хулиганом и насильником, создавали образ дремучего невежды, эдакого фонвизинского Митрофанушки.

С садистским наслаждением били лежачего, распластанного форварда Н.Фомичев и И.Шатуновский в фельетоне "Еще раз о "звездной болезни" ("КП" от 22.06.58): "А человек-то Стрельцов был серый, недалекий... Он искренне считал, что город Сочи находится на берегу Каспийского моря, а вода в море соленая оттого, что в ней плавает селедка".

Это была работа на публику. Авторы, подобострастно выполнявшие сочинение на заданную тему, из кожи вон лезли, чтобы остроумием блеснуть и громкий смех у аудитории вызвать. Перестарались. Если и было над кем смеяться, разве что над создателями образа.

Уж кто-кто, а футболисты, ежегодно проводившие предсезонные сборы на Черноморском побережье, представление о местонахождении Сочи имели, и практические познания в географии, отечественной и зарубежной, были у них повыше, нежели у некоторых, мнящих себя эрудитами.

Что же касается вкуса черноморской воды - это бессовестный, откровенный плагиат. В рассказе Антона Чехова "Экзамен" отец подверг ревизии познания своего 21-летнего оболтуса, вознамерившегося сбросить родительское иго. Один из вопросов звучал так: "Отчего вода в море соленая?" - "Оттого, что в нем плавают селедки".

Следующий вопрос, тем паче ответ отпрыска, фельетонисты-юмористы воспроизвести не пожелали. Причину нетрудно понять. Далее у классика: "Старо, старо! Свое что-нибудь придумай". - "Оттого в море вода соленая, что... что... в нем купаются юмористы".

Этот вариант папашу удовлетворил. Наверное, потому, что больше соответствовал истине.

Фельетон "Еще раз о "звездой болезни" завершил длившуюся более года разнузданную травлю лучшего советского форварда. Цель была достигнута - упекли Стрельцова, как выяснилось позже, невиновного, всерьез и надолго.

До чего же невезучий парень! На Олимпиаде-56 вывел сборную СССР в финал, а золотой медали не получил (благородный жест Никиты Симоняна, уступившего ему свою, Стрельцов столь же благородно отверг: надеялся, находясь в начале блистательной карьеры, еще не одну такую заполучить). В 57-м, весь перебитый, на одной ноге обыграв поляков, забронировал сборной место в Швеции, но сам туда не попал.

Благодаря отпущенному сверх меры природой таланту мог стать героем трех европейских и трех мировых чемпионатов - и ни в одном не участвовал. Двух лет не хватило, чтобы выиграть Кубок Европы.

Стрельцов - самая драматичная фигура советского футбола. Один театровед определил драматизм как противоречие между характером и обстоятельствами. В случае со Стрельцовым обстоятельства оказались сильнее.

РАЙСКИЙ УГОЛОК

В воскресенье, 1 июня, самолет с советской делегацией на борту вылетел из Внукова и взял курс на Швецию. В 14 часов 20 минут он приземлился на стокгольмском аэродроме Бромма. Встречали команду представители оргкомитета ЧМ, Федерации футбола Швеции и многочисленные журналисты. По окончании недолгой официальной части Гавриил Качалин попал в плотное кольцо фотокоров, работников радио и газетчиков. Пространного диалога не получилось:

- Каковы ваши планы?

- Хотим, конечно, стать первыми. Но к этому, видимо, стремятся и остальные участники.

- Кого вы считаете главными конкурентами?

- Прежде всего соперников по группе. А потом и остальные команды. В этом чемпионате слабых противников нет.

Поняв, что ничего путного выудить не удастся, задерживать тренера не стали.

Отобедав, через полтора часа отправились поездом к месту дислокации - в небольшой городок Хиндос, расположенный на одинаковом расстоянии, примерно в 30 километрах, между Гетеборгом и Бургосом, где предстояло сыграть три матча в группе.

Жили в двухэтажном коттедже в уютных, удобных двух- и одноместных номерах. Метрах в 15 - небольшое ровное травяное поле со спецоборудованием размером 42х80 метров. Судя по рассказам футболистов и описанию корреспондента "Огонька" Ивана Горелова, это был райский уголок: "Великолепное озеро Вестра Нюшен, отличный горный воздух. Окружающая природа - бронзовые стволы сосен, вековые ели, веселые березки в белых ситцевых платьицах…" ("Огонек" № 2, 1958).

РЫБАЛКА, ШАХМАТЫ, ПИНГ-ПОНГ…

Режим дня выполняется неукоснительно. В 8.45 - подъем, зарядка, завтрак. Щадящая тренировка с упором на работу с мячом. Несколько часов отдыха игроки используют по своему разумению. Яшин, Ильин, Апухтин и Крижевский, прихватив удочки, отправляются к озеру, кишащему рыбой. Возвратившись, рассказывают, перебивая друг друга, неправдоподобные рыбацкие байки.

Беляев, Федосов и Ерохин, не мешая рыболовам, будоражат гладь озера лодочными прогулками. Нетто, освобожденный от занятий, коротает время за шахматной доской, разбирая партии гроссмейстеров. Сражаться с ним никто не решается, разве что переводчик Лев Зайцев оказывает посильное сопротивление. Длинные очереди выстраиваются у теннисного стола. Здесь монополию вратарей - двух Владимиров, Беляева и Маслаченко, - иногда удается нарушить Сергею Сальникову.

Вечером - основная тренировка с тщательным разбором взыскательных тренеров Качалина и Якушина.

Ближе к часу икс нагрузки снизились. 6 июня выехали в Гетеборг. На стадионе "Нью Уллеви", предназначенном для официальных матчей, нашим разрешили провести единственную тренировку. Организаторы что-то напутали со временем, и пришлось около часа дожидаться, когда закончат занятия соперники - англичане. Поле в отличном состоянии: зеленая трава, ровный грунт. "Самочувствие у всех хорошее, - успокоил многочисленных корреспондентов Качалин. - Ребята остались довольны и тренировкой, и полем. Теперь нам надо хорошо отдохнуть перед матчем". Весь день 7 июня команда отдыхала, ограничившись легкой 30-минутной разминкой.

ДЕБЮТ

Советский дебют на турнире состоялся в 14.00 в Стокгольме на матче открытия Швеция - Мексика: судил его Николай Латышев. Первый гол он зафиксировал уже на 17-й минуте, когда центральный нападающий хозяев Арне Симонссон, принимая передачу с фланга, забил мяч… носом. Обильное кровотечение не без труда остановили за кромкой поля эскулапы. Этот гол назвали самым "кровавым" на турнире. Шведы выиграли - 3:0.

В 19.00 - наш выход. СССР - Англия. И в этом матче наш общий и Латышева венгерский "друг" Иштван Жолт засчитал три правильных гола. Один "левый" даровал англичанам. Обо всем по порядку.

Утром, после объявления состава, зачитывали телеграммы с родины от организаций, болельщиков, Секции футбола. Пожелали успеха команде народный артист СССР солист Большого театра И. Петров, трижды Герой СССР генерал-майор авиации И. Кожедуб, композитор С. Кац, писатели В. Дыховичный и М. Слободской, учащиеся, служащие, рабочие. Мое внимание привлекло письмо сталевара завода "Серп и молот" В. Михайлова: "У нас принято каждый большой успех отмечать выпуском сверхплановых плавок. Так и договоримся, друзья, что каждый гол, забитый в финальном матче в ворота соперников, мы отметим выпуском такого же количества тысяч тонн сверхплановой стали".

Приняв изрядную долю морального допинга, детально проинструктированные тренерами, предельно отмобилизованные, ребята вместе с соперниками появились на поле гетеборгского стадиона под бравурные звуки оркестрантов, одетых в красные сюртуки и синие брюки. В Москве англичане играли без трех ведущих игроков, погибших в авиакатастрофе. В Гетеборге без трех футболистов основы (не считая травмированного Нетто) вышла на поле советская сборная.

Первый удар по мячу в первом отборочном матче сборной СССР на ЧМ (СССР - Польша) сделал в 57-м Никита Симонян. Он же ввел мяч в игру в дебюте финального турнира.

В описании матчей, не оставивших следа на кино- и видеопленке, вынужден ссылаться на СМИ и, если повезет, участников событий. Сегодня беру в "соавторы" Л. Филатова, В. Пашинина и Никиту Симоняна (рассказ журналистов и дневники футболиста опубликованы в книге "Золотой Кубок" вскоре после окончания чемпионата), а также мемуары вратаря Льва Яшина ("Счастье трудных побед") и форварда Валентина Иванова ("Центральный круг").

Жесткая схватка за инициативу завершилась в пользу советской команды, и вскоре она взяла игру под жесткий контроль, стала диктовать свою волю и в течение часа хозяйничала на поле. Робкие попытки соперника освободиться от тесных оков пресекались умелыми действиями сыгранной динамовской обороны.

Н. Симонян: "Мы обрушили на ворота англичан такой мощный шквал атак, что наш многоопытный соперник растерялся. Райт следовал за мной повсюду. Я уводил лидера английской обороны на фланги, а в центре на освободившемся месте молниеносно вырастали фигуры Вали Иванова и Толи Ильина. Мы до деталей продумали свою игру и теперь реально ощущали, что избранный нами план правильный. И гол, забитый мною, явился результатом этой исключительно четкой и продуманной тактики".

Симонян, обыграв Райта, отдал на ход Ильину - мимо. Богатырский удар Войнова взбудоражил трибуны: аплодисменты достались и бьющему, и изумительному броску вратаря. После двух неудачных попыток пробить Макдоналда последовала третья.

1:0. СИМОНЯН. 14-Я МИНУТА.

Л. Филатов: "Ильин, неожиданно для англичан оказавшись на месте левого полусреднего, получил мяч от Войнова и резко вышел к воротам. Вратарь парировал удар. Но Симонян был начеку. Короткий рывок, удар, гол!" Первый гол сборной СССР на ЧМ.

Давление на английские ворота не ослабевает. "Наши футболисты подолгу владели мячом, - продолжает Филатов, - искусно его обрабатывали, точно и быстро передавали друг другу. Зрители то и дело аплодировали В. Иванову, Войнову и Симоняну, демонстрировавшим эффектную обводку, игру в одно касание".

До перерыва счет должен был возрасти. Комбинацию Сальникова с Ильиным с ходу завершил Валентин Иванов. Едва не задев перекладину, мяч ворота миновал. Войнов после подачи углового пробил чуть правее боковой стойки. Макдоналд сумел отразить удар оказавшегося с ним с глазу на глаз Ильина…

Окончание - завтра