Газета Спорт-Экспресс № 268 (5145) от 27 ноября 2009 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 1

27 ноября 2009

27 ноября 2009 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

Александр ГУСЕВ: "ХОЖУ В ОБНИМКУ С ЖЕНОЙ ДОМИНГЕСА"

Первая часть беседы с президентом "Рубина", заместителем председателя Госсовета Татарстана была опубликована во вторник. Сегодня - окончание разговора.

- Верите, что в один прекрасный день "Рубин" сможет выиграть Лигу чемпионов?

- Увы, пока это невозможно. Я разговаривал с Жоаном Лапортой, президентом "Барселоны". Спрашиваю: бюджет у вас какой? Он отвечает: "Без всяких добавочных - 500 миллионов евро". И мне в ответ: "А у вас?". Думаю: "Что ему сказать?" Со всякими добавками, говорю, где-то около 50 миллионов. Долларов. Он только руками помахал, - как же вы, дескать, играете на эти деньги?!

- Лапорта во время матча в Барселоне на вас обиделся за что-то, верно?

- Там ситуация такая была: на "Ноу Камп" в первом ряду всегда сидят члены правления клуба. И только сзади них - мэр Барселоны, высокопоставленные гости и так далее. Мы с Лапортой сидели рядом, он предупредил: "Нас все время кто-то снимает. Любое движение, даже если в носу поковыряетесь, тут же будет снято и появится в газетах, так что лучше без эмоций". "Ну таких движений, - отвечаю, - мы вроде не совершаем".

Но это ведь футбол, нервы! Только началась игра - Рязанцев забивает. Я, естественно, кричу: "А-а-а-а!.." - и кулаки в небо. Испанцы посмотрели удивленно, ничего не сказали. "Все, - говорю, - больше не повторится". "Барса" сравнивает счет - все члены правления сидят очень скромно, руками не машут. Я пожимаю Лапорте руку, поздравляю, мол, красивый мяч, сидим дальше. И тут забивает Карадениз. Не знаю, откуда что берется: я опять вскакиваю, тут же сажусь - и молчу! Лапорта смеется, а на лице - растерянность. Пытается выдавить из себя какую-то улыбку, точнее - подобие улыбки, а у него гримаса получается невообразимая.

Естественно, я потом извинился. Но самое интересное дальше было. Делегация "Рубина" осталась на трибуне: минут пятнадцать игроков приветствовали, болельщиков. Выходим - в VIP-зоне все члены правления во главе с Лапортой. И поднос с шампанским. Они специально нас дожидались. Поздравили, выпили по фужеру и лишь потом распрощались. Достойный жест с их стороны.

- Семак обмолвился в интервью, что игроки "Барсы" намного более достойно отреагировали на неудачный для них исход, чем, к примеру, игроки "Интера".

- Знаете, каталонские звезды, включая Месси, Хави, Ибрагимовича, подошли к нашим ребятам после матча в Барселоне, обменялись рукопожатиями. И сама игра не была грубой. А с "Интером" вышел жесткий, неприятный футбол. У нас игроки физически похилее, менее габаритные, чем у итальянцев или тех же киевлян. И был риск травм.

В то же время не могу не восхититься самоотдачей "Рубина". Думаю, не только результат в матчах с той же "Барсой", но и этот фактор очень понравился болельщикам. А ведь это именно то, к чему мы стремились в последние два с лишним года, - убрать из команды игроков, которые лишь имитируют борьбу на поле. От многих безжалостно избавились, хотя не от всех. У нас и сегодня такие есть - Хасан Кабзе, например. Прыгает за два метра до мяча, изображает что-то. Контакт терпеть не может. А нам нужна команда бойцов, готовых сражаться все 90 минут. Про мастерство не говорю, но по боевитости мы сейчас близки к той цели, которую перед собою ставили.

- На наш взгляд, сыграть вничью с "Барсой" во втором матче - это круче, чем выиграть в первом.

- Я тоже так думаю. В гостях громадную роль сыграло везение, спортивное счастье. А дома мы уже разгневанную "Барсу" ждали. Они все высказались в прессе: мы порвем "Рубин" в Казани. Не вышло. Так что эту ничью ценю больше, чем выездную победу. Посмотрите: семь игроков "Барселоны" представлены в списке 23-х претендентов на звание лучшего игрока мира. Семь!

- После ответного матча с "Барсой" Бердыеву позвонил премьер-министр России. Ждали этого звонка?

- Нет, конечно. Путин позвонил сначала Минтимеру Шаймиеву, поздравил. И тут же говорит: "Я хочу переговорить с главным тренером". Мы спустились в раздевалку, Шаймиев поздравил игроков, сказал в своем оптимистичном духе: "Никто из "Рубина" после сезона не уходит, все остаются!" Потом сказал помощникам, чтобы соединили с приемной Путина. И почему-то пошла задержка - 5, 10, 15 минут. Мы поднялись наверх, на VIP-трибуну, еще 25 минут ждали. Курбан уже сидел с нами, с трясущимися коленками, ждал, что ему премьер-министр скажет. Разговор не очень длинный был, Путин тепло отозвался о команде, об игре, которую назвал достойным вкладом в имидж футбольной России.

- Бердыев рассказывал что-то Путину или в основном слушал?

- В таких разговорах, кроме отдельных фраз, ничего не скажешь. "Да-да, будем стараться, все сделаем", - что там еще можно добавить?

* * *

- "Рубин" три месяца не получает зарплату. Чем это вызвано?

- Ответ простой: отсутствием своевременного финансирования. Бюджет клуба обеспечивают четыре структуры: кабинет министров республики, мэрия Казани, акционерные общества "ТАИФ" и "Татэнерго". Госбюджетные деньги в схеме нашего финансирования не участвуют. Сейчас спонсоры испытывают определенные трудности. Но я не могу сказать, что все идет очень плохо - мы выплатили все премии.

Кстати, насчет зарплаты я как-то пошутил в команде: когда вовремя не плачу, вы лучше играете. В последние годы действительно было такое совпадение: только возвращаем долги - "Рубин" тут же теряет очки. Ну а если серьезно, несколько дней назад собирался попечительский совет. Было принято решение: полностью ликвидировать задолженность в начале декабря.

- Такие солидные спонсоры - и задержки. Почему?

- Экономика республики на 60 процентов интегрирована в мировую экономику. То есть три пятых всей производимой в Татарстане продукции мы продаем за границу. Если ее там не берут, наши предприятия оказываются в яме. Даже с таким ходовым товаром, как нефтехимия, всегда пользующимся большим спросом за рубежом, есть определенные трудности.

- Игроки не высказывали претензий насчет задержек?

- В последнее время я стал реже появляться в команде (смеется). Как появлюсь, Домингес с Караденизом спрашивают: "Господин президент, когда будут денежки?" Я их понимаю и не осуждаю - они приехали сюда зарабатывать. С другой стороны, отношения у нас отличные. Чтобы Домингес не подошел ко мне, не пообщался минут пять после тренировки - такого не бывает. Сейчас вот уговариваю его остаться. С женой Домингеса в обнимку ходим, целуемся при встречах. Не знаю, что из моих уговоров получится, но какие-то сомнения в его душу заронить удалось.

- Для легионеров и россиян сроки задержек одинаковы?

- Иначе и быть не может. Основа, резерв - все в равных условиях. Когда поступают деньги, стараемся сделать так, чтобы игроки получили их одновременно и не долями. Это важный момент.

- Какие из четырех ваших спонсоров более склонны к задержкам выплат?

- Этот вопрос для прессы закрыт. Я вижу, как работают руководители этих структур в условиях кризиса. Поверьте, люди делают все возможное. Если четыре года назад они были относительно далеки от футбола, то сегодня ситуация коренным образом поменялась.

- Президент Татарии тоже не сразу футболом увлекся, насколько нам известно.

- Во времена Виктора Колотова, то есть в конце 70-х, "Рубин" был в порядке, играл в сильной первой союзной лиге. Потом начался спад и даже провал. Который длился до тех пор, пока лет 15 назад президент не сказал мэру Казани Камилю Исхакову: "Что-то у нас футбола нет. Займись". И закипела работа. Сразу же вскрылись все наши недостатки: ни базы, ни стадиона, ни полей.

Основное здание базы как раз Исхаков и построил на городские деньги. Пять лет назад его сдали. А сегодня наше поле на базе - одно из лучших в России, гораздо лучше, чем на Центральном стадионе, с великолепным дренажом. Теперь у нас пять больших полей, два из которых - с подогревом. Еще два - небольших, 20 на 40, на которых тренируются мальчишки. Сделали там еще одну раздевалку, чтобы ребята осенью и ранней весной не простужались по дороге с поля. Сейчас вынашиваем идею построить на базе еще и манеж. Пройдет кризис - найдем, думаю, деньги.

* * *

- Вы ведь в свое время не горели желанием становиться президентом "Рубина"?

- Вообще не горел (смеется)! Конечно, я был в курсе всех событий, которые в клубе происходили. Когда-то за заводские команды сам в первенстве Казани играл. Бегал на стадион "Рубин", были свои кумиры...

Камиль - мой большой друг, еще с юношеских лет. Часто советовался со мной по разным вопросам, потому что как раз он пришел в футбол практически "нулевым". Вообще не знал, что это такое, когда ему поручили "Рубином" заниматься. Он - гимнаст, бильярдист. Но настолько рьяно занялся вопросом! Те, кто живет в Казани, знают: это человек очень упертый, целеустремленный, настойчивый.

- Многие видели, как после золотого матча с "Зенитом" Исхаков поцеловал поле Центрального стадиона.

- То, что произошло с "Рубином", - во многом его заслуга. Были, конечно, и промашки. По поводу нескольких тренеров я говорил ему: "Гони в шею!" Не буду называть фамилий, эти люди все еще работают, ходят из команды в команду. Если заглянете в справочники и посмотрите, кто тренировал "Рубин", - поймете.

- Исхаков вас на пост президента клуба и порекомендовал, когда был отправлен полпредом президента России на Дальний Восток?

- Нет, такое пожелание, по-моему, высказал Бердыев. Президент (Шаймиев. - Прим. "СЭ") спросил: кого из руководителей ты хотел бы видеть во главе клуба? Он назвал меня. Мы были хорошо знакомы, общались.

Первый разговор, полушутливый, состоялся в аэропорту. Кого-то то ли встречали, то ли провожали, и президент сказал: "Не возглавить ли тебе "Рубин"?" Я ответил, что не вижу для этого оснований. Потому что, во-первых, на этом месте должен быть человек, у которого в руках большие деньги. Скажем, как "Татнефть" у нас "Ак Барсом" занимается. Вопрос отложили. А во второй раз он возник неожиданно.

- И независимо от вас?

- Да. Президент пригласил: "Подъезжай ко мне. Сможешь?" Вхожу - а у него сидят Курбан и мэр Казани. Тут президент и поручил мне заниматься "Рубином", причем уже не в порядке обсуждения. Сказал: "Считай, что ты уже работаешь". Я лишь поставил несколько условий, и они достаточно быстро были выполнены.

* * *

- Какие условия?

- Нужно было, чтобы у меня, человека достаточно занятого, имелось хотя бы какое-то время, чтобы заниматься футболом. Осенью он занимает процентов 25-30 рабочего времени. В середине сезона - поменьше, но в целом все равно очень много. К примеру, повелось, что все финансовые вопросы - покупки, продажи игроков - идут только через согласование со мной. Как, наверное, и везде.

Я никогда не вмешивался в дела Курбана. Главная моя задача - добывать деньги. У нас отработана система, согласно которой деньги перечисляются к определенному дню. Если задержка - сразу же договариваемся, когда будет перечисление. Вот, десять дней назад на попечительском совете мы договорились о дате, когда будут "закрыты" все долги.

Игроки, кстати, знают, что мы все выплатим. У нас же и в прошлом году такая же ситуация была. Более того, в прошлом году мы отправили их в отпуска с долгами по выплате зарплат. Естественно, позже все погасили.

* * *

- Вас тревожит возможный массовый исход игроков?

- Очень тревожит. У нас практически вся основа имеет предложения из других клубов. Пока - неофициальные. Рыжиков, Шаронов, Сесар Навас, Ансальди, Калешин, который вообще пока у нас в аренде, Рязанцев, Нобоа, Семак... Даже наших "старичков", Шаронова с Семаком, в несколько клубов приглашают. Я уже не говорю о Домингесе и Караденизе. О последнем мечтают турки, о первом - и испанцы, и сразу несколько итальянских клубов. Впрочем, все пока интересуются через агентов. Напрямую выходов на "Рубин" не было.

Мы этого очень боимся. Команды может не стать как таковой. Поэтому сегодня работаем с игроками, их агентами, семьями - женами, родителями. Работаем для того, чтобы все - подчеркиваю, все! - остались в "Рубине". В том числе и с теми, кто сегодня не в основном составе, - скажем, с Баляйкиным, ставшим одним из лидеров молодежной сборной. Квирквелия, который полубольной был весь этот сезон, и Горбанцом, хорошо начавшим сезон, но сейчас твердо севшим на скамейку.

Что же касается основных игроков, то со всеми будем пересматривать контракты, учитывать все пожелания. Ничто не держит только Домингеса и Рязанцева, которые станут в межсезонье свободными агентами.

- Рязанцеву, говорят, вы своевременно продление контракта предлагали?

- Рязанцеву мы предлагаем переделать контракт уже три года. Но, по словам его агента, они с футболистом хотят, чтобы к моменту завершения действующего соглашения Саша ничем ни с кем не был связан. Кстати, мы думаем, что с 70-процентной вероятностью Рязанцев останется в "Рубине". Хотя по нему у меня был разговор с некими высокопоставленными лицами, которые говорили: "Александр Петрович, если будете отпускать - только к нам". Я отвечал: "Он свободный агент, как я могу сказать - к вам или не к вам? Куда захочет, туда уйдет".

По Домингесу появилась надежда. Он сказал, что пока до конца ничего не решил. А до недавних пор утверждал, что больше в "Рубине" быть не сможет, жена, мол, стремится в Европу. Я с ней много раз говорил, ее можно понять. Ребенку скоро три года. Плюс она ни слова не знает по-русски - ни в магазин сходить, ни в театр. Мы ей переводчика предлагали, но даже при нем жить, не имея круга общения, очень сложно. И, конечно, ей хочется в страну, где все это у нее будет.

Но в последнее время, смотрю, у нее настроение тоже немножко улучшилось. Стала больше смеяться, улыбаться. Посмотрим.

- Не создает трудностей то, что правами на ряд игроков владеют частные лица и структуры?

- Это самый сложный вопрос, едва ли не самая главная беда в российском футболе. У нас селекционная система работает серьезно. Есть специальный отдел, который возглавляет наш бывший игрок Федоров. Хорошо исследуются и российский, и зарубежный рынки.

Но если бы все зависело от этого! Было бы здорово, если бы интересы всех игроков представляли солидные люди, по-настоящему близкие к футболу. К сожалению, есть игроки, права на которых принадлежат сомнительным личностям. Тем, кто думает только о том, как бы почаще "толкать" футболиста из команды в команду и каждый раз получать на этом свои проценты. Но, мне кажется, ситуация постепенно идет к исправлению. В том числе и у нас. За четыре года моей работы в "Рубине" мы от многих футболистов их бывших агентов отодвинули. В том числе у таких, как Бухаров. Его агентом был известный в прошлом игрок Панченко, и мы медленно, но верно убедили Бухарова в том, что работа с ним - не в его интересах.

* * *

- У "Рубина" налаживаются теплые отношения с арабским миром - в частности, с Кувейтом. Можете рассказать поподробнее?

- Пока это все очень абстрактно. Татарстан - самая северная мусульманская республика. Естественно, к нему есть интерес со стороны Аравийского полуострова. В том числе и к спорту.

Почему Кувейт? К нам приезжало немало шейхов, присматривающихся к тому, чтобы летом у нас могли отдыхать кувейтцы. Там же в это время стоит невозможная жара! Обычно они выезжают в Европу, но им хочется чего-то нового.

Они объехали весь Татарстан, стали узнавать, как бы землю получить. Были с ними встречи и у меня. Мы сказали, что можем решить их вопросы. И добавили: "Но в этом случае мы будем вас просить, чтобы вы в качестве спонсорской поддержки помогали футбольному клубу". Более того, мы обсудили этот вопрос на попечительском совете "Рубина". Договорились и с премьером, и с мэром, что если такие богатые организации или люди найдутся, то мы предоставим им даже на льготных условиях землю, возможности для бизнеса или еще что-то.

Но с тех пор - полный ноль. Общаться с арабами очень приятно: они улыбаются, обещают: "Все будет!" Но как они решают вопросы... Даже сделать первый шаг, подписать протокол о намерениях - все это сопряжено с какими-то немыслимыми проблемами.

- На самом деле в мусульманском мире немного клубов, сравнимых по уровню с "Рубином", - разве что турки.

- Мы на это и бьем. Для какого-нибудь шейха будет большой почет, если спонсируемая им команда обыграет "Барселону". Они слушают - но ничего пока не происходит.

- А что происходит со строительством нового стадиона? Говорят, трудности появились, связанные с экологией?

- Знаете, это такая, извините, галиматья! У нас есть факультет экологии в Казанском университете. Там несколько человек нашли растение - кажется, ирис желтый, которое пострадает в результате строительства стадиона. Да этого ириса на всех болотах в Татарстане столько! Я его у себя в саду каждый год выкапываю с корнями - а он все растет.

Якобы в зарослях этого ириса гнездились птицы, земноводные... Но в то же время жители этого района не знают, куда деваться от комаров. В домах, подвалах, квартирах - везде! Как раз из-за этих зарослей. Как стали все это засыпать - комаров в разы меньше стало. Санэпидстанция говорит: давно пора было это сделать! Мы вывозили туда и тех же "зеленых", и простых жителей: мол, если вам надо - мы выкопаем оттуда все ирисы. Везите их к себе на участки и сажайте! Пришли человек десять, взяли по паре кустиков.

В общем, стадион мы начинаем строить. Как и дворец водных видов спорта, где будут проходить соревнования универсиады. А от "экологической" истории остались одни отголоски.

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ, Игорь РАБИНЕР

Казань - Москва