Газета Спорт-Экспресс № 244 (4223) от 23 октября 2006 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

23 октября 2006

23 октября 2006 | Бокс и ММА

БОКС

ВАЛУЕВ ПРОТИВ РОККИ

После победы Николая Валуева над Монте Барреттом 7 октября в Чикаго сначала в зале, а потом на пресс-конференции я множество раз слышал один и тот же вопрос, который менее сведущие задавали чуть более сведущим: "Сколько ему (Валуеву) осталось до рекорда Марчиано?" И более сведущие отвечали то "три", то "пять", но чаще все-таки "четыре".

Не подумайте плохо о заокеанских боксерских экспертах. Они все прекрасно знают послужной список легендарного Рокки Марчиано: 49 побед - 0 поражений, но пока еще не выучили так же хорошо послужной список Валуева, который к тому же постоянно меняется. На данный момент он составляет: 45 побед - 0 поражений. Эта близость к продержавшемуся полвека рекорду Марчиано составляет одну из главных интриг карьеры нашего гиганта для американцев. И не только для них.

СОСТОЯВШИЙСЯ

Говорят, что чемпион мира в тяжелом весе 1952 - 1956 годов Рокки Марчиано был необычайно обаятелен, а вполне развившееся к тому времени телевидение растиражировало это его обаяние, или, как теперь говорят, харизму, на всю Америку и даже далеко за ее пределы. Так что современникам был не так важен его рекорд, как он сам. Но о потомках этого никак не скажешь. Посчитай судьи в одном из его спорных боев, что он все-таки проиграл, и вся магия его имени для последующих поколений любителей бокса была бы безвозвратно потеряна раз и навсегда, потому что Рокки Марчиано без его рекорда - это примерно то же самое, что Владимир Ильич Ленин без Октябрьской революции. Многие бы его помнили, если у Николая II хватило бы твердости не выполнять все требования союзников по Первой мировой войне и не доводить тем самым страну до ручки и до революции?

Сейчас уже не так важно, был ли настоящий Рокки так велик, как его послужной список, или ему просто повезло. Лично я считаю, что повезло, но он, как никто, заслужил свое везение, потому что свет не видывал боксера, который больше его работал бы в спортзале. Это был настоящий пахарь и к тому же невероятно смелый человек. В десять лет на бейсбольной площадке он подрался с парнем года на три-четыре старше себя и не дал ему себя завалить, так что и этот нигде не учтенный бой закончился для него не поражением, а почетной ничьей.

Рокки и в боксерской карьере то и дело приходилось драться с людьми гораздо крупнее себя. Он был маловат для тяжеловеса даже тех времен: рост - всего 178 см, а вес обычно где-то 83 - 84 кг. В наше время с таким и даже большим весом на ринг выходят полутяжи, которые накануне во время взвешивания вписываются в лимит своей весовой категории 79,4 кг, а затем за сутки набирают 5 - 7 кг. Кроме того, у Марчиано были слишком мускулистые, а следовательно, тяжелые для боксера ноги, слишком короткие руки. В общем, экипирован для бокса Марчиано был неважно. Его промоутер Эл Вайлл, едва взглянув на него, поначалу отказался брать Рокки и лишь потом поддался уговорам. Тем не менее весьма средние данные не помешали Марчиано установить рекорд, который держится по сей день.

Нетрудно догадаться, что при таких данных Рокки было бы весьма трудно вести техничный бой. Он и не вел. Вся его техника в принципе сводилась к тому, чтобы прорваться на нужную для него дистанцию и замесить противника. Однако сказать так - значит несколько исказить истину. Даже гвозди можно забивать лучше всех, а уж казалось бы: чем там можно отличиться? Тысячи боксеров применяют ту же тактику, что и Марчиано, но для большинства из них это заканчивается частыми интимными свиданиями с настилом ринга и послужным списком не 49-0, а 2-18, 10-10 или в самом лучшем случае 30-5. Да, Рокки Марчиано не отличался изысканностью стиля, но "гвозди забивал" лучше всех и, кстати, делал это необычайно зрелищно, так что публика на него валом валила.

Эл Вайлл очень грамотно выстроил карьеру Рокки. Сводилось это к тому, чтобы на начальном этапе тщательно подбирать ему соперников. Промоутер понимал, что на том безрыбье, которое тогда царило в тяжелом весе, у него был хороший шанс сделать из умевшего нравиться публике Марчиано не просто чемпиона, а суперзвезду.

На протяжении всей карьеры у Марчиано было только два боя, в которых зрители могли бы усомниться, он ли одержал в них победу. В октябре 1949 года стойкий ветеран Тед Лаури, имевший в своем послужном списке к тому моменту 58 побед, 48 поражений и 9 ничьих, неожиданно оказал куда более упорное сопротивление, чем от него ожидалось. Сам факт, что такой противник дрался с ним практически на равных, говорит о том, что Рокки не был в то время такой уж грозной силой.

А всего через пять месяцев после этого, в марте 1950 года, Марчиано провел свой, возможно, самый тяжелый бой. Роланд Ла Старза не уступал ему ни в чем, и, если бы Рокки не послал его в нокдаун в 4-м раунде, судьи отдали бы победу его сопернику. Один из них так и сделал.

Зато вся последующая карьера Марчиано прошла без сучка, без задоринки. В 1951 году в последнем претендентском бою он в 8-м раунде нокаутировал великого экс-чемпиона мира Джо Луиса, от которого, кроме имени, к тому времени мало что осталось. Однако и этого "мало чего" хватило для того, чтобы семь раундов оказывать Марчиано достойное сопротивление. Сохранилась аудиозапись, на которой Рокки честно признает, что никогда бы не справился с Джо Луисом в расцвете его карьеры. Марчиано всегда был честен и с другими, и с собой.

В следующем году он стал чемпионом мира, нокаутировав ровесника Джо Луиса - Джерси Джо Уолкотта в 13-м раунде, которому по ходу дела сильно проигрывал по очкам. Свой титул Рокки защитил шесть раз. Самыми упорными оказались два его боя с другим экс-чемпионом мира, Эззардом Чарльзом. В первом из них он добился победы лишь по очкам с не очень большим отрывом, а во втором получил такое рассечение, что бой мог быть в любую секунду остановлен. Тем не менее Марчиано собрал всю свою безразмерную волю в кулак, которым и нокаутировал Чарльза, не дожидаясь катастрофы. В 1956 году Рокки ушел с ринга непобежденным.

Позже много говорили о том, что Марчиано установил свой потрясающий рекорд, избивая "стариков и детей". Со стариками все понятно, а что касается "детей", то есть тяжеловесов еще более скромных габаритов, чем сам Марчиано, то и это до некоторой степени правда. Тот же Эззард Чарльз, самый трудный соперник для Рокки, лишь с огромным трудом набирал вес, так как, в сущности, по своим данным был некрупным полутяжем. Полутяжем был и последний соперник Марчиано - великий чемпион в категории до 79,4 кг Арчи Мур. Не отличался крупными габаритами и Роланд Ла Старза. Именно в этом в значительной степени и заключалось известное везение Рокки Марчиано.

И все же свою удачу выковал он сам. Все разговоры о том, "что было бы", это только досужие домыслы, на которые каждый имеет право. А факт остается фактом: Рокки Марчиано ушел с ринга непобежденным, одержав 49 побед в 49 боях, причем 43 из них нокаутом. Нравится это кому-то или нет (а мне, например, не очень нравится), но это единственная непреложная истина.

НЕСОСТОЯВШИЙСЯ

Нет, я не буду ничего говорить о жизнерадостном датском мешке Брайне Нильсене, которому его менеджеры и промоутеры слепили послужной список в 49 побед в 49 боях. Кстати, побить рекорд Марчиано ему все же не удалось, потому что пятидесятый противник, такой же безвестный мешок, как и он сам, взял да набил ему физиономию. И правильно сделал.

В конце концов в песочнице, расположенной недалеко от моего дома, я уже несколько лет наблюдаю, как один малыш какой-то нетитульной национальности изо дня в день и из года в год бьет своих товарищей. Его тоже иногда бьют, но только по трое, а то и по четверо да еще с привлечением чьей-нибудь мамы или его собственного папы. Ну а в поединках один на один, по моим скромным подсчетам, его послужной список сейчас составляет где-то 180-0, но нельзя же и его принимать в расчет, когда речь идет о побитии рекорда Марчиано. Формальное основание для этого имеется, причем то же, по которому результат Нильсена нельзя считать повторением рекорда Марчиано: ни мой маленький сосед, ни знойный датчанин никогда не были чемпионами мира в тяжелом весе, а то, чем каждый из них занимался в своей песочнице, - это их сугубо личное дело.

На самом деле имеется только один человек в истории, который вплотную подошел к рекорду Марчиано, - это Лэрри Холмс. Холмсу не повезло быть чемпионом после Мохаммеда Али, потому что публика постоянно сравнивала его с предшественником и всегда не в пользу Лэрри. Тот факт, что в 1980 году Холмс победил Али, ровным счетом ничего не менял. После этого боя Мохаммед сам вполне исчерпывающе сказал о себе: "От меня не осталось ничего". Это была победа того же плана, что и победа Марчиано над Джо Луисом.

Однако Холмс был очень уважаемым чемпионом. Он многое перенял у Али, еще когда был его спарринг-партнером в середине 70-х, обладал хорошей техникой и достаточно мощным ударом. В 1978 году Холмс завоевал титул WBC в тяжелом весе, а в 1983 году, разругавшись с руководством этой организации, стал чемпионом по версии только что образованной IBF. Однако по общему мнению, все это время он был единственным и неоспоримым чемпионом в королевской весовой категории без всяких там WBC, IBF или АБВ.

К сентябрю 1985 года послужной список Лэрри Холмса достиг 48-0 при 35 победах нокаутом. До рекорда Марчиано оставался один шаг, и именно на нем Холмс споткнулся. Он проиграл в 15-раундовом бою по очкам бывшему абсолютному чемпиону мира в полутяжелом весе Майклу Спинксу который в тот день был совсем немного лучше, но все же лучше. Очень может быть, что, будь его соперник хоть чуть-чуть менее именит или если бы на кону не стоял рекорд Марчиано, Холмсу отдали бы победу, как это сделали в его 43-м бою с Тимом Уитерспуном, который он по почти единодушному мнению, к которому присоединяюсь и я, проиграл. Но тогда двое судей из трех отдали свои голоса Холмсу, и это все решило.

В принципе никто тогда особенно против этого не возражал, и по прошествии некоторого времени готовы были даже перестать верить своим глазам и памяти. Ну кто такой в самом деле Тим Уитерспун и по какому праву он лезет туда, где решается судьба рекорда Марчиано? Между тем сам Холмс после этого боя откровенно сказал, что теперь будет выбирать соперников поосторожнее. Бывший полутяж Майкл Спинкс был одним из таких осторожно выбранных соперников, но все-таки, как оказалось, недостаточно осторожно.

Холмс матч-реванш со Спинксом, пожалуй, все-таки выиграл, но на этот раз судьи не отдали ему победу. Кому нужен быстро стареющий боксер со счетом боев 48-1? Вот если бы счет был 49-0, тогда другое дело, а так Холмс в мгновение ока стал вчерашним человеком, которого незачем держать на плаву, а можно даже и подтопить.

В 1988 году Холмс вернулся в бокс, чтобы проиграть нокаутом в 4-м раунде совсем еще молодому Майку Тайсону и снова покинул ринг. В 1991 году он снова вернулся и неплохо дрался какое-то время. В 1992 году Холмс проиграл Эвандеру Холифилду. Хотя выглядел при этом очень прилично, но достигнуто это было главным образом благодаря тому, что в шестом раунде он весьма искусно и, я почти уверен, совершенно преднамеренно разорвал локтем бровь Холифилду. Ну а потом наступил малопочтенный период в его биографии, когда Холмс, уже совсем состарившийся, дрался с кем угодно, но только за приличные деньги. Обычно он выигрывал, но иногда и проигрывал - например, в январе 1997 года в возрасте 47 лет уступил по очкам при разногласии судей уже знакомому нам датчанину Брайну Нильсену. После этого за неполных пять лет Холмс одержал еще четыре победы и, наконец, видимо, окончательно успокоился, так как больших денег за возвращение ему уже не предлагали.

ВАЛУЕВ

Надо думать, что Дон Кинг, который получил по контракту с промоутером Валуева, компанией Sauerland Event, определенные права на нашего чемпиона мира в тяжелом весе по версии WBA, будет всячески педалировать тему побития рекорда Рокки Марчиано и, чем ближе к заветной цифре "49" будет он, тем больше. Однако я не думаю, что ценность этого рекорда такова, что ради его достижения Дон откажется от проведения сулящего большие барыши боя. Лучше журавль в руках, чем синица в небе. Как-то Лэрри Холмса, когда он уже почти вплотную подошел к рекорду Марчиано, спросили, что этот рекорд для него значит. Весьма меркантильный Холмс ответил: "Рекорд - это приправа, а главное - деньги". Если так считал боксер, то чего ожидать от промоутера?

Так что Дон помогать побеждать Валуеву не будет, тем более что большая часть аудитории ходит на бои русского и смотрит их по телевидению в надежде, что он наконец проиграет. Таких людей много даже в России, в Германии, где он выступал в последние годы, их еще больше, а в Америке они составляют едва ли не большинство. Никакой русофобии здесь искать не надо. Людям просто интересно посмотреть, как проиграет такой большой человек, а уж если нокаутом да еще соотечественнику - то это просто именины сердца. Будь Валуев американцем - у нас от желающих посмотреть, как он упадет, тоже отбоя бы не было. Уверен даже, что таковых у нас было бы куда больше, чем сейчас в Америке, ввиду укоренившегося специфического ревнивого отношения к заокеанской супердержаве.

Короче говоря, повторение или побитие рекорда Рокки Марчиано, если такое произойдет, станут грандиозными событиями, но специально организовывать их Валуеву никто не станет. Думаю даже, что, когда он подойдет к рекорду совсем вплотную, Дон Кинг или кто угодно другой на его месте, если бой будет проходить в Америке, постарается подобрать ему противника потяжелее.

Александр БЕЛЕНЬКИЙ