Газета Спорт-Экспресс № 200 (4179) от 1 сентября 2006 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1

1 сентября 2006

1 сентября 2006 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ПЕРСОНА НОМЕРА

Сергей ОВЧИННИКОВ

НЕТ ЧЕЛОВЕКА МЕНЯ ДОБРЕЕ

Это интервью состоялось за несколько дней до того, как руководство "Динамо" выставило вратаря Овчинникова на трансфер. Сегодня кажется, что он скверный исход предчувствовал. Даже обронил тогда: "Сейчас сложная ситуация. Многие в клубе не хотят видеть меня в "Динамо". И дисквалификация тут ни при чем". "Многие" оказались сильнее.

Встречу Сергей Иванович назначил возле ворот базы "Локомотива". Чтобы корреспондентам не плутать.

Вечерело. Мы высматривали в сумерках всему миру известный джип с буквой "Л" поперек борта. Но Овчинников подлетел, поднимая столбы пыли, едва ли не на грузовике. Что-то неестественных размеров, прежде не виданное. Какой автосалон удружил ему таким автомобилем, остается гадать, но прогуливающиеся лесной дорожкой дачники смотрели вслед той машине с тихим испугом.

За забором базы "Локо" постукивали мячи. А может, нам показалось, и ничего там не стучало. Но если бы этих мячей не было, их стоило бы выдумать. Для драматизма, для сюжета.

Диктофон включить не успели, а Овчинников принялся удивлять. Указал местечко возле соседского забора:

- Паркуйтесь здесь.

-А если кто-то выезжать будет?

- Не будет. Здесь Валерий Георгиевич живет. Когда я с "Локомотивом" чемпионом стал, он эти ворота заварил, на другую сторону улицы теперь выезжает...

Заходим в дом. Ваза. И белых роз без счета.

ЗАХОЖУ НА БАЗУ "ЛОКО"

-Какое-то событие?

- Инга вчера приехала. Но мне никаких событий не нужно, чтобы жене дарить цветы.

-Дом футболиста рядом с базой - это почти примета. Признак скорого расставания с командой.

- А кто еще жил рядом с базой?

-Тихонов в Тарасовке. Семин.

- Палыч дом построил давно, я три сезона после строительства отыграл. Правда, по-настоящему лишь год назад сюда перебрались. Дача у меня недалеко, родители моих родителей жили в Переделкине. Я потому и выбрал это место, а вовсе не из-за того, что здесь база "Локомотива".

-Соседи у вас что надо.

- Про Газзаева, который напротив живет, я говорил. У Семина дом совсем близко к базе, несколько шагов. И до доктора "Локомотива", Ярдошвили, рукой подать. Вот Лоськов немного в стороне.

-Каждое утро проезжаете мимо ворот базы?

- Тут имеется дорога к шоссе покороче. Но в те края хожу с собакой гулять. А зайти на базу всегда могу, охрана без проблем пропускает. И заходил пару раз.

-Когда слышите, как мячи стучат на базе "Локомотива", сердце не щемит?

- Не попадаю на такие моменты, когда у меня тренировка, тогда и у них. Зато есть пропуск на стадион "Локомотив", на любой матч могу прийти.

-О вас вспомнили?

- Сам попросил.

-Вы, наверное, помните слух годичной давности. Семин якобы приехал в Баковку, а его не пустили...

- Честно скажу - не знаю. Но в нашей жизни все возможно.

МОЖЕТ, К ГАРИНУ, В НАХОДКУ?

-Ирина Винер, тренер гимнасток, как-то сказала: "Безделье разъедает, как ржавчина". Сейчас, в период дисквалификации, готовы повторить те же слова?

- А в этот отрезок даже больше работать приходится. Никто ни от тренировок, ни от сборов не освобождал. Вдобавок исполняю роль тренера вратарей после того, как уволили португальца.

-Вам интересно?

- Нет.

-Впоследствии это не будет вашей профессией?

- Не мой уровень. Слишком банально. Мне хочется тренировать команду, идей много. Но в России настолько сложно получить лицензию, что не знаю... У нашей семьи есть бизнес, задумки.

-Что за бизнес?

- Строительный. Пока это проба сил.

-Давно за это взялись?

- Лет пять назад. Мне интересно вникать, помогаю и деньгами, и советами. Партнеры у нас в Риге. Там удобнее вести бизнес, чем в Москве.

-Валерий Карпин занимался строительным бизнесом параллельно с футболом, но потом увлекся и ушел в это дело с головой.

- У Валеры гигантские планы, а мы больших средств не вкладываем и огромных прибылей не ждем. Бизнес для поддержания штанов. Олигархом я не буду

-Дом у вас чудный. Проектировали сами?

- Инга постаралась. С двумя архитекторами выступала как соавтор. Кому-то нравится, кому-то нет, но главное - чтобы нравилось нам. Уютно, комфортно и без особых претензий.

-Вам 35...

- Скоро 36. В ноябре.

-Больнее падать, чем десять лет назад? Ворота шире не кажутся?

- Всегда говорю приятелям так: не падать больнее, больнее вставать. Тяжелее - уж точно. А ворота шире не кажутся, наоборот - кажутся меньше. Ты уже почти все знаешь, а что не знаешь, то чувствуешь.

-Когда-то вы говорили: "Дострою дом - закончу играть". Нынешний ваш стимул играть, тренироваться, сидеть на сборах?

- Отказываюсь понимать людей, которые спрашивают: "Какой смысл?" Отвечаю: из-за денег! Как мне жить-то? Но эта работа доставляет удовольствие. Да, с каждым годом сложнее, но интерес сохраняется. А в одно прекрасное утро я встану и пойму, что больше не могу. Знаю много футболистов, которые просыпались - и все, как отрезало. Ни желания, ни умения, одни травмы. Можно пойти во вторую лигу и доигрывать там, но это не по мне.

-А звал вас в Находку Олег Гарин.

- По-прежнему зовет. Спасибо ему.

-Всерьез этот вариант не рассматривали?

- Надо рассматривать любой вариант. Тем более когда друзья предлагают. Да и Олег - сильный тренер, думаю, "Океан" будет играть в высшей лиге.

АКИНФЕЕВ И ОСТАЛЬНЫЕ

-Кто сегодня лучший вратарь России?

- Акинфеев. Даже близко никого нет, можно формулировать так: Акинфеев и все остальные.

-Почему лучший - не вы?

- Мне по возрасту не полагается. Но пока я играл, московское "Динамо" было по пропущенным мячам на четвертом месте. Теперь уже на третьем. С конца.

Если говорить об Акинфееве, удивлен, что в газетах в него критические стрелы пускают. Да если бы не он, ЦСКА не был бы на первом месте! Он один тащит эту команду!

-Один?!

- Ну не один. Но Акинфеев для армейцев - половина команды. Я им просто восхищаюсь. Мы в добрых отношениях, созваниваемся.

-Что он умеет такого, чего не умеете вы?

- Потрясающе играет ногами. Выбирает позицию. Играет неброско. Раньше мне говорили: "Что Овчинников не падает? У него такая оборона, только поэтому мало пропускают..." Так это здорово, что не падает! Выбирай позицию - и не надо падать! Нет меня в "Локомотиве" - сколько пропустили в этом сезоне с той же обороной?

Сразу вижу, что представляет собой человек, стоящий в воротах. Толковый он вратарь или "попрыгунчик" с дешевыми номерами. Посмотрю одну игру и скажу. Акинфеев не делает легкие мячи трудными. Вратарь должен брать то, что летит в него, в угол еще не всегда пробьют.

-Он очень долгий для вратаря, момент, когда мяч пересекает линию ворот?

- Да. Это как будто замедленный повтор. Успеваешь за секунду проанализировать ситуацию, безошибочно определяешь, гол это или нет... Что-то необъяснимое. Даже успеваешь представить, как стоило бы сыграть по-другому, как можно было отбить этот мяч. Но поздно.

"УЛЕТАЮЩЕЕ" КОЛЕНО

-На денежные темы вы не стесняетесь разговаривать?

- Ничуть.

-Вы же человек, воспитанный при советской власти. И должны были бы стесняться.

- Стараюсь абстрагироваться от тех лет, которые прожил при советской власти. А сейчас тема денег вообще для нас больная. На каждом шагу твердят: "Футболисты столько получают..." Отлично. Кто тебе мешал стать футболистом? Или хоккеистом? Они не видят наш труд. Не видят людей, которые не состоялись как спортсмены.

-У вас сколько операций было?

- Ни одной. Сплюньте. У меня вопрос стоял так: если лягу "под нож" - год уйдет на восстановление. И мне сказали: играй, пока колено совсем не "улетит". Пятнадцать лет оно "улетает". Дай бог, чтоб еще пятнадцать протянуло. Но я мучаюсь.

-На погоду реагирует?

- Оно почти всегда опухшее. Постоянная боль, пару раз в год прохожу курс уколов. Очень болезненных. Лет в шестнадцать сломали большую берцовую кость, и что-то неправильно срослось, пошли изменения в структуре костей. Под полтинник это вылезает так, что приходится делать и операцию, и вшивать искусственные суставы. А операция дорогостоящая, порядка тридцати тысяч долларов.

-Если делать после футбола, то за свой счет?

- И сейчас пришлось бы делать за свой счет, если нет страховки. Не думаю, что во всех наших клубах футболистов страхуют.

-Вы застрахованы?

- Не в курсе. В "Локомотиве" был застрахован.

-Не стоило ли там со здоровьем разобраться?

- Тогда это был бы конец карьеры.

-Как-то Калитвинцев сказал про Темура Кецбая, который до сих пор играет в чемпионате Кипра: "Как же надо любить деньги, чтобы бегать в 35 лет..." Эта история не про вас?

- Еще недавно я решал весьма солидные задачи и не задумывался о возрасте. А при подписании контракта с "Динамо" финансы не стояли на первом месте. Сколько предложили, настолько и согласился. Подмахнул контракт не глядя. В "Локомотиве" вообще в пустых бланках расписывался! У нас были такие отношения, что я верил людям на слово.

-Не обманули ни разу?

- В "Локомотиве" такого не бывает.

-Отношения в том "Локомотиве", семинском, были почти семейные. С другой стороны, как простилась команда с Чугайновым? С тем же Семиным? Почему не захотел поговорить с вами на прощание Филатов?

- Люди так устроены, что помнят нехорошие моменты. А меня учили по-другому: надо помнить все хорошее. Свою ситуацию с уходом из "Локомотива" не хочу глубоко копать. Боюсь докопаться до чего-то очень-очень неприятного для меня. А остальные уходы объясняю самому себе просто: недоразумения. Мне так удобно.

-За этот год общались с Филатовым?

- Нет. Если Валерий Николаевич захочет поговорить, найдет возможность. Он сам выбирает, общаться или нет. Я никогда по собственной инициативе не шел к руководству. Никогда не был с кем-то из начальства близок. Вот когда закончу, можно будет сократить эту дистанцию.

ДОМ В ЛИССАБОНЕ ОТОБРАЛИ

-По-настоящему трепетно относиться к деньгам может только человек, прошедший через бедность.

- Мои родители прилично зарабатывали. Машина была, "жигули". Отец входил в тройку лучших автомаляров Советского Союза, красил машины Брежневу и Пугачевой. Но родители не умели копить. Жили мною.

-В "Спартаке" начала 90-х оклады были около тысячи долларов. Сколько платили в "Локомотиве"?

- Немного. Задержек не было, но получали чуть больше инженера. И то не все. Чуть позже, уезжая в "Бенфику", зарабатывал, кажется, две с половиной тысячи долларов.

-Сколотить состояние было нереально?

- И сейчас нереально. Все-таки мы еще недалеко отошли от Советского Союза. Есть родители у меня и жены, братья и сестры не зарабатывают бешеных денег, - помогаю практически всем. Это сложно. Вот внукам будет жить проще, перед ними было поколение обеспеченных людей.

-Многие футболисты вкладываются в московские квартиры. Которые сдают - и вот вам "работающий" капитал.

- У меня две квартиры: своя и родительская. Обе пустые. Жалко сдавать, не готов к этому. Нужда заставит - сдам, куда деваться...

-А португальский свой дом сдаете?

- У меня в начале года его отобрали. За налоги.

-То есть?

- Не я один пострадал, это обычная практика португальских властей. Если легионер уезжает, надо отобрать его недвижимость. Мне выставили счет зато, что якобы не платил налоги. Но я платил.

-Так в чем проблема?

- Спортсмен платит налог 22 процента, бизнесмен - 44. Когда я уехал, мне посчитали именно 44. Ныне покойный Фехер, венгр, так попал, Кульков, Кандауров... Аленичева едва коснулось, он, нашим примером наученный, спохватился. Требовалось подавать какие-то декларации. Мы не подавали, за это полагается всего-навсего штраф. Тем паче вина не наша, а наших агентов.

Никто в Португалии с налоговой полицией не связывается. Те живут по своим законам. Я тридцать три суда прошел - и, кстати, их не проиграл. Все говорили, что прав, но дело не рассматривали: "Раз первый суд так решил, значит, мы присоединяемся..."

-Шансов вернуть дом никаких?

- Абсолютно. А дом был сказочный, на берегу океана. Вложил в него половину того, что там заработал. Потерял полмиллиона долларов. Только и остается говорить, что "жизнь на этом не заканчивается". Жив-здоров - и слава богу. Я мог подавать в Европейский суд, но мне сказали: "Сережа, бесполезно - еще больше денег выкинешь..."

Этот случай смазал отношение к стране. Хотя у меня до сих пор там живут родственники, сестра жены замужем за португальцем. Они тоже пытались помочь.

-Недавно узнали, что у Панова в "Торпедо" была едва ли не самая маленькая зарплата, - стало понятно его стремление расстаться с клубом. Вы в "Локомотиве" тоже, кажется, были среди "замыкающих"?

- Да. Я прекрасно знал, что получал меньше многих. Но это тоже мое решение, мне говорили: "Нормально, Сережа?" Да, отвечал, мне хватит.

-Не торгуясь?

- Никогда. Во сколько оценили мой труд - столько и стою. Если бы я был корыстный человек, был бы в два раза богаче. Мог бы в лучшие свои годы шантажировать руководство - и, думаю, никуда бы они не делись.

-Как это делал Евсеев?

- Неправда. Вадим - очень порядочный человек, и я могу сказать, что он пошел на компромисс с руководством. Это была вынужденная мера - немножко шантажировать.

-Когда из "Локомотива" уехали в "Бенфику", почувствовали себя миллионером?

- В "Бенфике" тоже мог получить контракт гораздо выгоднее. Вправе был уйти свободным агентом, но пошел навстречу "Локомотиву", подписал новый договор. И "Бенфика" была вынуждена за меня платить.

Юрий ГОЛЫШАК,
Александр КРУЖКОВ

Окончание - стр. 10