Газета Спорт-Экспресс № 218 (3896) от 23 сентября 2005 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

23 сентября 2005

23 сентября 2005 | Футбол - Мелбет-Первая Лига

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПЕРВЫЙ ДИВИЗИОН

В ПОЛЕТЕ ОТКАЗАНО

" СОКОЛ". Самый титулованный клуб в истории российского первого дивизиона прочно увяз на дне турнирной таблицы и решает лишь одну задачу: дотянуть до финиша сезона.

После которого не самый бедный российский регион может потерять не только место в хорошо знакомом ему турнире, но и профессиональный футбол вообще.

ЖИЗНЬ СО СВЕЧКОЙ

Проще всего объяснить беды клуба , который еще пару лет назад считали едва ли не главным денежным мешком первого дивизиона, опустевшей клубной кассой. Вот только на самом деле все намного сложнее.

Денег у "Сокола" и впрямь нет. Их клубу, привыкшему к многомиллионным траншам из бюджета, больше не дают. Такова позиция новой областной власти, которая демонстративно равнодушна к большому футболу, но подчеркнуто трепетно относится к детскому спорту. В середине сентября в Саратове на каждом углу была реклама детского турнира - Кубка Владислава Третьяка. На его открытие в гости к легендарному хоккеисту, депутату Госдумы от Саратова, прилетел даже посол Канады. А летом саратовские газеты взахлеб писали об областном турнире детских футбольных дворовых команд. Состязании и впрямь уникальном, а с появлением у руля региона новых людей получившем спонсора в лице нефтяников из ТНК-ВР.

А вот у "Сокола" серьезных спонсоров как не было, так и нет. Зато в офисе клуба свет теперь отключают так часто, что жизнь со свечкой в просторных помещениях уже никого не удивляет. Сотрудникам задолжали жалованье за несколько месяцев, главному тренеру по признанию генерального директора, условий контракта не выполняют уже год. Игрокам должны по-разному. Кому-то, как камерунцу Ануку Такаму, приехавшему летом из Краснодара, где он играл на первенство края, - за пару месяцев. Самому титулованному игроку первого дивизиона, Дмитрию Хлестову, не все отдали еще за прошлый год.

"Сокол" должен всем. Тем, кто в России проводит сборы и экипирует наши клубы. Приволжской железной дороге, предоставляющей стадион для проведения домашних матчей. Даже хозяевам арендованных клубом квартир. С деньгами плохо настолько, что в июле на матч с "Анжи" в Москву футболисты поехали автобусом, зафрахтованным на деньги главного тренера. В мае, добираясь из Москвы на игру с "КАМАЗом", треть команды получила билеты в плацкартный вагон до Казани. До Челнов и потом домой, в Саратов, ехали автобусом. Вкусив все прелести таких путешествий, главный тренер Александр Корешков подхватил бронхит, обернувшийся пневмонией и больничной койкой. Закрыв бюллетень, Корешков теперь руководит командой лишь в домашних матчах.

Картина мрачная. И логичная. Клуб, которому не хватало для нормальной жизни шести-семи миллионов долларов, был обречен на развал, когда в марте ему предложили прожить год на 50 миллионов рублей. Это при том, что 33 миллиона были "съедены" еще до старта.

Деньги пошли людям, играющим сегодня в Томске, Владивостоке, Алма-Ате, Липецке, Новотроицке, Набережных Челнах, Томске, Борисполе. Им приходилось отдавать долги за четвертый по счету бронзовый сезон. Отказ от платежей автоматически означал падение в любительскую лигу - по стопам "Уралана" и ставропольского "Динамо".

БЕЗОТЦОВЩИНА

В декабре Корешков получил предметное предложение из Саранска. Глава Мордовии Николай Меркушкин хотел за сезон вернуть футбольный клуб своего региона в первую лигу и ради такого дела был готов потратиться. Сначала в Саранск пригласили Александра Побегалова, а когда ярославец выбрал "Урал" - Корешкова. Тот дважды съездил на место, все вроде бы обсудил, но 14 января позвонил в столицу Мордовии и сообщил: приехать на новую работу не сможет. Глава республики, говорят, в ответ вспылил, и в Саранске осталась одна команда вместо двух, получившая к тому же скудное финансирование. Работает с ней местный тренер.

А дело было в том, что Корешкова за двое суток до предполагаемого отъезда пригласил тогдашний глава Саратовской области Дмитрий Аяцков. Попросил остаться: мол, негоже в непростые времена бросать дело, которое вместе начинали. Получивший от Корешкова информацию о громадных - больше миллиона долларов - долгах футбольного клуба, обещал найти для "Сокола" деньги. Речь шла о 4 миллионах долларов. Корешков, в свою очередь, обещал создать команду на перспективу и регулярно побеждать в домашних матчах.

Спустя полтора месяца после этого разговора Аяцкова отправили в отставку. Так футболисты Саратова остались без многолетнего покровителя. Можно сказать - отца родного. Так и живут теперь неприкаянные.

Новый глава области, Павел Ипатов, официально вступил в должность в апреле. К маю, разобравшись с текущими делами, озвучил свою позицию в отношении футбольного клуба: денег дам, но "Сокол" должен найти инвесторов, желающих тратиться на большой футбол. Если таковых не окажется, футбол будет маленьким. Вслух об этом не говорилось, но едва власти заводили речь о 50 миллионах рублей, выделенных команде в полном объеме и досрочно, все становилось ясно. ПФЛ в качестве прожиточного минимума для клуба первой лиги называет 3 миллиона долларов. Это по нынешнему курсу 85 миллионов рублей.

Винить власти в скупости глупо. В их обязанности, в конце концов, финансирование большого футбола не входит. Новому губернатору волейбол нравится больше. Имеет право - это дело вкуса. "Сокол" во многом сам виноват, что перемены в регионе очень больно ударили именно по нему.

ГДЕ ТЫ, "МОЛОДОСТЬ"?

В Саратовской области очень многих и очень давно злили суммы, выделяемые из бюджета "Соколу". Тратили их не только щедро, но порой и неумело. Год назад, скажем, саратовцы крайне неудачно оценили собственные возможности. Подписанные игроками солидные контракты не подтверждались суммой, которую клубу выделяли на сезон. Поначалу "Соколу" обещали 87 миллионов рублей, в итоге не хватило и полученных по факту 160. Весь второй круг игроки и тренеры не получали премиальных, а с сентября - зарплат. Итог известен: в премьер-лиге играет "Томь", а не "Сокол".

А еще за период с лета 2002-го по лето 2004 года клуб приобрел или арендовал 43 футболиста. Но только Хлестов, Рябых, Шипилов, Цаплин и Степанян завершат этот год "соколами". А 19 игроков из этих 43 не провели в Саратове ни одного полного сезона! Многие вообще толком не выходили на поле, став пациентами клубного лазарета. Были среди них и люди именитые, с хорошими личными контрактами, вроде Мамедова, Помазуна, Епуряну, Тарасова.

Ладно бы весь этот трансферный пир был бесплатным или оплаченным не считающими денег спонсорами! Так нет - все за счет бюджета, а значит, налогоплательщиков. Они, наверное, простили бы команде многое, но при условии успеха. Его, увы, не было. Сначала вылет, потом - недолет. При этом денег на большой футбол в казне области хронически не хватало. Приходилось занимать. В том числе в банках, где клуб брал кредиты.

В итоге все закончилось грустно, но логично. Скажем, спортивная база "Молодость", служившая команде домом, клубом де-факто утрачена. Де-юре шансы сберечь дом еще остаются, но на месте базы - уже развлекательно-оздоровительный центр. Хозяйство отошло в чьи-то ловкие руки по ходу судебных тяжб, которые "Сокол" вел почти полтора года.

Поводом для них стала история с акциями. На специально созванной пресс-конференции в августе 2003 года журналистам сообщили: юридически ФК "Сокол" - закрытое акционерное общество, а пакет акций держат два пенсионера и главный тренер клуба. По этому поводу в Саратове много шутили. Хотя на деле эти трое создали в 1992 году предприятие лишь для того, чтобы у футбольного клуба появился расчетный счет. Создали - и забыли. Но забыли не все. Когда очень активные и настойчивые граждане, имея на руках ровно половину акций ЗАО и долговые обязательства, пошли в атаку, стало грустно. В итоге форму собственности футбольный клуб все-таки сменил, причем трижды, но потери - имиджевые, моральные, финансовые - были слишком велики.

Какие уж тут спонсоры? Кому скажите, нужен клуб, в котором не только долгов хватает, так еще и нанятые на работу юристы - самые занятые люди?! Кто только с клубом не судился! Игроки, менеджеры, даже главный тренер. Вполне логично, что в итоге директором "Сокола" стал именно юрист, Сергей Ислентьев.

КАМИКАДЗЕ

В футбол его привел Владимир Бурмистров, до декабря прошлого года девять лет работавший генеральным директором клуба. По признанию Владимира Сергеевича, ставшего ныне врагом Сергея Алексеевича, ему требовался адвокат, не ведающий страха перед истцами. Ислентьев был именно таким человеком, и поладили они быстро. В итоге, когда в апреле этого года "Сокол" оказался, по сути, брошенным, опытному, напористому, знающему юристу, обладающему могучими знаниями, не составило большого труда добиться контроля над клубом. Ислентьев сегодня не только руководитель "Сокола". Он контролирует его с помощью собственных структур, вошедших в некоммерческое партнерство.

При этом именно Ислентьеву может достаться незавидная роль могильщика саратовского футбольного клуба. Денег ему категорически не дают и давать, судя по всему не собираются. Причин несколько. Главное - отсутствие у власти желания вкладываться в структуру которую она сегодня никак не контролирует: так уж "Сокол" сконструирован. Вдобавок у директора-юриста репутация человека, которому в самый раз взять на себя все грехи - и свои, и чужие. Недруги говорят, что Ислентьев неадекватен и склонен к авантюрам. Благо сам он дает для этого повод: достаточно почитать пресс-конференции директора волжан на официальном сайте "Сокола". Поклонники его таланта, напротив, хвалят за умение найти выход из самой сложной ситуации. И это правда. Буль иначе, Ислентьев не нажил бы так много врагов. Серые личности мало кому интересны. Их просто не замечают.

Истину как известно, нужно искать где-то посередине. Новому штурману саратовского футбола можно посочувствовать. Попав в абсолютно незнакомый мир, он зачем-то решил рискнуть не только именем, но и деньгами. Своими и партнеров. Получилось так себе, хотя "Сокол" впервые за многие годы стал жить не только на деньги налогоплательщиков. Деятельность нового руководителя все больше напоминает путь камикадзе. Энергии много - результат печален. Дело даже не в турнирной таблице и десяти (!) крупных поражениях, включая "рекордное" - 0:5 в Новокузнецке.

Гораздо хуже то, что "Соколу" грозит самоликвидация. В феврале - марте будущего года саратовцам предстоит получать лицензию для участия в первенстве страны, а значит, платить по долгам. А они снова велики, и есть сомнения, что деньги на их ликвидацию найдутся в срок.

ГОРЬКИЕ УРОКИ

Случай "Сокола" - не только история о команде, которой в большом полете сегодня отказано. Это еще и подтверждение тезиса о том, что большие бюджетные деньги спортивные клубы нередко развращают. Иногда настолько, что потом, когда начинается эпоха перемен, им не выжить. "Сокол", он же такой не один. Бедствует "Факел", давно умерла "Тюмень", нет больше "Жемчужины", затонул "Черноморец". Все - бюджетники, не отыскавшие вовремя иных покровителей, кроме переменчивых в настроениях властей.

"Сокол" за жизнь все равно цепляется. Из последних сил. Ставит на своих, саратовских, поняв, что иначе не выжить. Хотя зимой была потеряна собственная школа, начавшая поставлять команде квалифицированные кадры. Это при том, что работать саратовским детским тренерам толком негде. А ведь они много лет умоляли построить тренировочное поле с искусственным покрытием. Одно поле - это два-три трансфера "Сокола". Не купили бы, скажем, в свое время Магомеда Адиева, и было бы детям поле. При всем уважении к игроку "Кривбасса", приятному парню и неплохому футболисту, поле Саратову было нужнее. Но его нет. Как нет у "Сокола" и Адиева.

Странно, но никто за подобную политику в клубе не отвечал. И вот - финал. Хотя порой больно упасть даже полезно: это многому учит. Правда, для начала нужно уцелеть...

Андрей АНФИНОГЕНТОВ

Саратов