Газета Спорт-Экспресс № 219 (3597) от 24 сентября 2004 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

24 сентября 2004

24 сентября 2004 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ЛЕТОПИСЬ Акселя ВАРТАНЯНА

ГОД 1938. ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

РОЖДЕННЫЙ В МУКАХ

БУМАГОТВОРЧЕСТВО. Этим излюбленным чиновниками во все времена делом вдоволь позанимались различные физкультурные и прочие инстанции в преддверии чемпионата СССР 1938 года. О том, что в итоге получилось, судите сами.

ХИРУРГИЯ И ТЕРАПИЯ

При советской власти неудачи футболистов на крупных международных турнирах нередко сопровождались разной мощности оргвыводами, правительственными постановлениями ("О мерах по повышению класса советского футбола" или что-то в этом роде) с неизбежной реконструкцией турниров всех уровней.

Проигрыш югославам на Олимпиаде-52 повлек за собой разгон пятикратного чемпиона СССР - команды ЦДСА, дисквалификацию главного тренера армейцев Бориса Аркадьева и ряда ведущих футболистов с лишением их спортивных званий. Изменилась и система розыгрыша: от однокругового вернулись к двухкруговому турниру с разъездами, а количество команд сократилось с 14 до 11.

Относительные неудачи на ЧМ-58 и ЧМ-62 тоже вызывали раздражение в верхах: выход сборной СССР в 1 /4 финала, то есть в восьмерку лучших команд мира, высокопоставленные мечтатели восприняли как катастрофу и поставили нашей сборной "неуд".

Схему, опробованную во время правления Иосифа Виссарионовича, реализовали при Никите Сергеевиче. Комплекс мер (сочетание терапевтического лечения с хирургическим вмешательством) остался прежним, изменилась лишь дозировка. По части хирургической ограничились удалением из организма сборной главного тренера. Основная нагрузка выпала на долю терапевтов. Курс лечения, то есть объем постановлений по оздоровлению отечественного футбола, значительно превзошел образец 1952 года.

Кардинальной ломке подвергли и союзные чемпионаты. В 60-м, пренебрегая спортивным принципом, увеличили класс "А" с 12 до 22 команд и провели двухступенчатый турнир с предварительным и финальным этапами.

Причину неудачи на ЧМ-62 усмотрели в несправедливой системе утвержденного в 1960 году чемпионата и неоправданном увеличении сильнейшей группы. С 1963 года вновь вернулись к одноэтапному чемпионату ("каждый с каждым") и спортивному принципу комплектования главного турнира с постепенным сокращением его численного состава.

В послевоенные годы ничего не изобретали, лишь использовали опыт не столь отдаленного прошлого, продолжив традицию, возникшую во второй половине 30-х. Конкретно - в 1937 году, сразу после жестокой порки, устроенной сборной Басконии советскому футболу.

Баски наглядно показали пропасть, отделявшую нас от лучших мировых образцов. Верхи, дотоле уверенные в благополучии советского футбола, ужаснулись. В целях его скорейшего выздоровления главврачи составили подробнейший курс лечения, и 5 августа 1937 года через газету "Правда" рекомендовали его лечащему персоналу. Через месяц, 4 сентября, тезисы партийного органа легли в основу постановления Всесоюзного комитета физкультуры "О мероприятиях по улучшению организации и повышению класса советского футбола", подписанного Еленой Кноповой.

Как это ни парадоксально, в годы бушевавшего в стране террора столь ответственная задача решалась без привлечения хирургов: работы им хватало на других участках великой стройки. Лечение проводили амбулаторно, усилиями терапевтов.

В "СЭФ" от 21 мая сего года (№ 106) мы прокомментировали несколько основополагающих параграфов постановления и сознательно обошли пункт 13-о структуре чемпионата-1938. Не созрел еще по весне, был зелен. Сейчас на дворе осень. Плод в полном соку и готов упасть к вашим ногам.

ПОДПУНКТ "Б" ПУНКТА 13

"Первенство СССР проводить... по 4 группам. В каждой группе установить по 12 команд. Игры проводить в два круга. Начало розыгрыша первенства установить с 12 мая".

Верившим в нечистую силу стало ясно: документу с меткой "13" не жить. Опасения подтвердились. Как показали дальнейшие события, постановление высшего физкультурного органа страны юридической силы не имело - приказ обсуждению подлежал. На протяжении восьми последующих месяцев новое руководство физкультурного ведомства (Кнопову сменил Зеликов), легко преодолевая сопротивление отдельных лиц (журналистов, футболистов, тренеров) и целых организаций (партийных, футбольных, профсоюзных), проявив недюжинную изобретательность, методично ухудшало, как потом оказалось, самый пристойный, приемлемый первоначальный проект. Несходство утвержденного в апреле 38-го, заключительного варианта с первенцем было столь же разительным, как между их авторами (вернее, поставившими под документами подпись) - Кноповой и Зеликовым.

Хроника событий такова.

ГОД 1937

В середине октября Комитет физкультуры подтвердил верность принятому 4 сентября постановлению.

В 20-х числах октября на заседании Секции футбола СССР рассматривались три альтернативных варианта. Первый предложил и.о. руководителя Главной инспекции спорта Скалкин: в группе "А" от 12 до 20 команд. Все остальные, желающие участвовать в первенстве, соревнуются в зонах. Победители зональных соревнований разыгрывают финальную пульку. Два победителя меняются местами с двумя худшими командами группы "А".

Второй вариант представил клуб "Торпедо": в группе "А" - 16 участников. В 3 - 4 низших группах играют 8-10 равных по силам команд. После чего состоится финальная пулька и обмен между группами.

Третий вариант озвучил Николай Старостин: чемпионат проводится между представителями союзных республик и промышленных центров. В сильнейшей группе - не больше одной команды от города.

Ни один проект утвержден не был. Решили создать комиссию, которая, ознакомившись с мнением футбольного руководства отдельных городов и ведомств, должна была представить окончательный вариант к концу января 1938 года.

15 ноября Комитет физкультуры аннулировал сентябрьское постановление и решил: союзное первенство провести в двух группах - "А" и "Б" (по 16 команд). Остальные группы распустить. Весной сильнейшие группы проводят однокруговой турнир. Осенью восемь лучших по итогам первого круга выявляют чемпиона СССР.

ГОД 1938

Январь. Комитет вновь сменил курс: в группе "А" - 24 команды. Соревнования проводятся в один круг в два этапа - предварительный и финальный.

17 января журналист Юрий Ваньят предложил пять групп: первая, вторая, "Центр", "Юг", "Поволжье". В трех первых - по 12 команд, в остальных - по 8 (автор назвал поименно всех участников). Игры проводятся в два круга с последующим обменом между группами.

Конец января. Всесоюзный комитет провел еще одно совещание, посвященное предстоящему чемпионату. Чтобы отвести от себя часть критических стрел, руководители физкультурного ведомства пригласили на совещание представителей ряда спортивных обществ и несколько членов Секции футбола СССР. Повлиять на уже заранее принятое решение приглашенные, естественно, не могли и за навязанный им предыдущий проект (с небольшими вариациями) проголосовали единодушно. 24 команды разбиваются на две примерно равные группы по 12 команд в каждой. Весной обе проводят однокруговой турнир, осенью по шесть лучших образуют финальную пульку и играют тоже в один круг.

ОППОЗИЦИЯ

3 февраля с резкой критикой в адрес комитета выступил в "Красном спорте" со статьей "Никчемное изобретательство" тренер московского "Металлурга" Борис Аркадьев. Небольшие из нее фрагменты: "Вот уже февраль, но ни руководство спортивных обществ, ни мастера-футболисты не знают еще, каким будет футбольный сезон в нынешнем году...

Ежегодные эксперименты Всесоюзного комитета касаются обычно вопросов увеличения, уменьшения или умножения групп. И, как ни странно, этот, казалось бы, скорее технический, чем принципиальный, момент ежегодно вырастает в острую, мучительную проблему, обычно разрешающуюся недоношенным планом наступающего сезона...

Пора, наконец, руководству футбольной жизнью страны понять, что эта перманентная перестройка, бесконечные эксперименты и ежегодные начинания "сначала"... тормозят рост самого популярного в Союзе спорта. Это лишает футбольную жизнь страны стабильности, налаженности и традиций, распыляет энергию сотен людей и ведет к непродуктивной трате государственных средств. Это, наконец, расстраивает учебную работу обществ немыслимыми календарями...

Мы хотим, чтобы наш футбол был устойчив в своем росте, мы хотим спокойно и эффективно работать, расти и учиться как на своем, так и на зарубежном опыте. Эти наши законные требования должны быть удовлетворены".

Сольное выступление Аркадьева осталось начальством не замеченным. Недели через две тренер "Металлурга" выступил вновь - на этот раз со сколоченным им квинтетом. В состав его вошли тренеры Виктор Дубинин, Михаил Товаровский, капитан московского "Динамо" Сергей Ильин и заведующий кафедрой спортивных игр института физкультуры Михаил Козлов.

19 февраля "Красный спорт" предоставил им слово. В материале "Как разыгрывать футбольное первенство" ведущие специалисты обвинили физкультверхушку в некомпетентности ("Проект неудачен. Это очевидно. Он составлен без достаточного знания дела и грешит ошибками") и показали несостоятельность нового проекта: "Прежде всего мы считаем порочной саму идею квалификационно-переходных игр, лежащую в основе этого проекта...

Нельзя смазывать достижения за футбольный год случайными результатами весенних встреч не вполне тренированных и сыгравшихся команд...

Мы утверждаем, что такая ответственность весенних игр не даст возможности тренерам экспериментировать с составом, в тактике игры, планомерно проводить учебно-тренировочную работу...

Мы считаем, что реализацией этого проекта Всесоюзный комитет лишь затормозит на ближайшие годы рост футбола..."

Тренеры предложили разумный, четкий план розыгрыша футбольного первенства, в основе которого незыблемость спортивного принципа: "Мы видим лишь один возможный и наиболее справедливый (в пределах лимита в 24 команды) способ разрешения проблемы...

Организуются две группы по 12 команд в каждой. В первую группу входят девять команд из группы "А" и три первые по занятым местам из группы "Б".

Во вторую группу включаются четыре оставшиеся команды группы "Б" и восемь по порядку занятых мест из группы "В".

Первенство страны разыгрывается в два круга и проводится по неизменному из года в год календарю...

Мы предлагаем ежегодно переводить по результатам первенства две лучшие команды второй группы в первую и две последние из первой группы во вторую. Две же худшие команды второй группы должны заменяться двумя лучшими из розыгрыша первенства между зональными победителями.

Предложенная нами система розыгрыша первенства Союза могла бы стабилизировать форму футбольной жизни страны и лечь в основу твердой традиции".

Через 10 дней, 27 февраля, солидарность с тренерами по всем затронутым вопросам выразил Михаил Ромм.

Комитет на выступления оппозиционеров не обратил ни малейшего внимания и 19 марта специальным постановлением за номером 27 подтвердил верность прежнему курсу.

31 марта к демаршу тренеров присоединилась Секция футбола СССР. Орган беззубый, бессильный, бесправный, никому не нужный, словно аппендикс: пользы никакой, удалят - не заметишь. Хирургического вмешательства не потребовалось - отросток не беспокоил, признаков жизни не подавал. В общем, Секция влияла на футбольную жизнь так же, как народные заседатели на решения советского суда.

Мало что изменилось и после назначения председателем Секции Александра Старостина. Разве что у прежде безропотного, безмолвного органа вдруг прорезался голос. На состоявшемся 31 марта заседании Секция взбунтовалась. Старостин выразил недоумение в связи с нежеланием Комитета считаться с мнением общественности, практиков, специалистов футбола и сослался на собрание редакции газеты "Правда", тоже осудившей произвол спортивных чиновников. Отвергнув постановление непосредственного начальства - Всесоюзного комитета физкультуры, - участники заседания подавляющим большинством голосов (против выступили лишь представители бакинского "Нефтяника" и сталинградского "Трактора") проголосовали за чемпионат в два круга с 12 командами в сильнейшей группе.

Комитет безмолвствовал. Одиночные и коллективные выпады смельчаков - тренеров и журналистов, а также отчаянная атака легкой кавалерии, ведомой Александром Старостиным, разбились о непроницаемую броню высшего физкультурного ведомства. Тогда в бой вступила тяжелая артиллерия.

11 апреля состоялось заседание президиума ВЦСПС (самой массовой в стране организации - профсоюза) под председательством Николая Шверника - человека известного: с 1946 по 1953 год он был формальным президентом страны, возглавляя высший законодательный орган - Президиум Верховного Совета СССР.

Заслушав доклад заведующего отделом физкультуры ВЦСПС товарища Соболя "Об итогах розыгрыша по футболу в 1937 году и о первенстве СССР по футболу в 1938 году", члены Президиума постановили: "Создать две группы, включив в первую 14 команд и во вторую - 12 на основе результатов прошлого года и разыграть первенство по группам в два круга".

Высокое собрание предложило физкульткомитету поторопиться (до начала чемпионата оставалось четыре недели) и в ближайшие день-два утвердить принятое Президиумом ВЦСПС решение.

Это уже походило на ультиматум. Отмахнуться от требований организации, защищавшей интересы миллионов трудящихся, Комитет не посмел. Не сразу, не через день-два, чуть позже последовала реакция. Нет, физруки не отступили: не на тех напали - ребята оказались крепкие. Безропотно выслушав наставления высшего профсоюзного органа, они поступили по-своему:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ВСЕСОЮЗНОГО КОМИТЕТА

"Учитывая постановление президиума ВЦСПС от 11 апреля с.г., а также в связи с просьбой ряда организаций об увеличении количества показательных команд мастеров, допущенных к розыгрышу первенства СССР по футболу в 1938 году, Всесоюзный комитет по делам физкультуры и спорта при СНК СССР в дополнение к постановлению от 19 марта с.г. за №27 постановляет:

1. Довести количество команд мастеров, участников розыгрыша первенства СССР по футболу в 1938 году, до 26 команд.

2. Утвердить для участия в розыгрыше первенства СССР по футболу команды мастеров следующих спортивных организаций: (перечислены 26 команд - армейская, 16 профсоюзных, 6 динамовских и 3 спартаковские. - Прим. А.В.)

3. Розыгрыш первенства проводить по круговой системе в один круг по одной группе.

Председатель Всесоюзного комитета по делам физкультуры и спорта при СНК СССР А.В. ЗЕЛИКОВ".

За годы, проведенные в архивах, я работал со множеством документов, но столь бесстыдно-циничного, беспардонного читать не приходилось. Ссылаясь на решения Президиума ВЦСПС о чемпионате с 14 командами в два круга, комитет сделал все наоборот - 26 команд в один круг.

Одним росчерком пера Зеликов чуть ли не втрое увеличил передовой отряд мастеров, установив всесоюзный, европейский и, возможно, мировой рекорд по количеству участников главного турнира. Через 10 лет в СССР была предпринята попытка превзойти рекордную планку - чемпионат начали три десятка команд. Однако, чуть поколебавшись, планка сорвалась. Достижение 66-летней давности по сей день пребывает в полном здравии и прекрасном расположении духа. Во всяком случае, пока ничто ему не грозит.

Легко решив задачу количественную, оставалось позаботиться о качестве - сформировать состав участников по итогам предыдущего первенства. По логике вещей к девяти командам группы "А" следовало добавить семь группы "Б" и десять - "В". Разве что вместо аутсайдера группы "В" ("Динамо" Горький) следовало включить победителя группы "Г" - сталинградский "Трактор". Но самый справедливый, спортивный принцип отвергли.

Не вина чинуш, что некоторые буржуазные дисциплины, к коим причисляли и логику, в программу ликбеза не включались. Зато понятие "справедливость" усвоили намертво - в революционном значении этого слова, весьма далеком от первозданного. Потому не следует удивляться, что динамовцев Казани из группы "Б", их одноклубников из Днепропетровска и еще несколько команд из группы "В" в число избранных не включили. Вместо них персональное приглашение послали "люмпенам" - московским "Крылышкам" и "Буревестнику" (3 - 4-е места в группе "Г"), а также столичному "Пищевику" и ленинградскому "Зениту", вовсе не числившимся среди показательных команд мастеров!

В нашей истории известны случаи неоправданно резкого увеличения ведущей группы. Так, в 1960 году класс "А" возрос с 12 до 22 команд. И тогда пренебрегли спортивным принципом, зато существовала идея - более широкое представительство союзных республик. Оно было увеличено втрое - с 4 до 12.

В 1938 году пошли не вширь, а вглубь. К представителям трех республик (РСФСР, Украина, Грузия) подключили только Азербайджан. Получился перекос: от РСФСР - 17 команд (10 московских, 5 ленинградских, Ростов и Сталинград), шесть украинских, две грузинские и одна из Азербайджана.

Нескрываемое раздражение автора нелогичными, необъективными решениями физкультурного комитета связано с сиюминутными эмоциями. Зная о политическом раскладе сил в Стране Советов, следовало проявить больше сдержанности в оценке деятельности любых организаций, зависимых от властных структур. Вспомним закулисные дрязги вокруг финала Кубка СССР 1936 года, безобразную историю, связанную с пребыванием басков в Ленинграде, передислокацию команды ЦДКА из группы "Б" в группу "А" уже в ходе начавшегося чемпионата-37. Подобных историй, документально подтвержденных, вы еще услышите немало. Правда, в данном случае неопровержимыми фактами относительно давления на Комитет физкультуры извне не располагаю. Ограничусь косвенными.

Еще один отрывок из публичного выступления Бориса Аркадьева, где в разрешенных цензурой границах он проливает свет (Борис Андреевич знал побольше нашего) на причину хаотичных, непоследовательных, несуразных телодвижений физкультурного руководства: "Каждый год... вокруг этого вопроса (комплектования групп. - Прим.А.В.), которого, в сущности, могло бы и не быть, начинается возня.

Если увеличение старшей группы на одну или несколько команд дает возможность коллективу младшей группы перебраться в старшую, сразу же заинтересованное общество нажимает на все возможные "педали" и под дружным натиском... начинается, вернее, продолжается нескончаемая "перестройка"...

Предлагаются совершенно нелепые перекомпоновки команд в группах, бессовестно протежируются и протаскиваются заведомо слабые команды.

Результаты прошлого года игнорируются как потерявшие значение...

Вопрос о форме и объеме розыгрыша первенства страны, о сроках, плане и календаре всего сезона... решается при деятельном участии дельцов от обществ и столь же неожиданно, как и неудачно".

Комитет испытывал сильное давление со стороны - это очевидно. Разумеется, не снизу, не от руководителей спортобществ, ему подвластных, от него зависимых. Значит, от тех, куда эти руководители обращались, "нажимая на все возможные педали". Там же Аркадьев высказался определеннее - "дельцы от обществ". Михаил Ромм пошел дальше, назвав их влиятельными болельщиками. Намек прозрачный - куда только цензура смотрела. Даже в более либеральные 60 - 70-е годы коллеги Ромма проявляли больше сдержанности и осмотрительности: высоких покровителей с партбилетами называли обтекаемо - "меценаты".

Дело, в конце концов, не в терминологии. Причастные к футболу люди знали, что, к примеру, за "Локомотив" болел его "родитель" - член политбюро Лазарь Каганович, а руководитель комсомола Александр Косарев был членом общества "Спартак". Думаю, высокопоставленных партийных "фанов" ЦДКА и "Динамо" нужды называть нет.

Реформирование чемпионата 1938 года, связанное с ликвидацией всех существующих (кроме "А") групп, оставило за бортом едва ли не половину показательных команд мастеров. Вынужденные соревноваться на республиканском уровне, они практически (при наличии одной-единственной группы) лишались шанса продвигаться по иерархической лестнице. Оттого и нажимали "на все возможные педали", чтобы попасть в касту неприкасаемых.

Продолжение - стр. 13