Газета Спорт-Экспресс № 190 (3568) от 21 августа 2004 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

21 августа 2004

21 августа 2004 | Олимпиада

ОЛИМПИЗМ

БАТУТ

НА ОБОЧИНЕ

Евгений ДЗИЧКОВСКИЙ

из Indoor Olympic Hall

Что такое "не везет" и что делать, если не знаешь, как с ним бороться! Эти вопросы наверняка со страшной силой мучают сейчас олимпийскую чемпионку Сиднея Ирину Караваеву.

Вчера она сдержалась после второго раунда квалификации, не заплакала прямо в зале, перед мониторами, но на лице ее была всего лишь маска, ширма от посторонних глаз. Вторую попытку надлежало завершить еще тринадцати участницам, а краснодарская прыгунья уже знала: для нее афинская Олимпиада закончена.

Караваевой не повезло. Эти слова - вовсе не попытка российского журналиста "отмазать" свою соотечественницу, да к тому же еще и землячку. Обстоятельства для 29-летней краснодарской прыгуньи действительно сложились жутким образом. Еще в первой попытке квалификации нашим девочкам - Караваевой и Наталье Черновой - хлопали, показалось, громче всего: уж больно хороши и накатаны были их темповые комбинации. Да еще, пожалуй, англичанку Кирстен Лоутон семь тысяч зрителей в Indoor Olympic Hall почему-то приветствовали горячее других, хотя Лоутон не является лидером каких-либо рейтингов и победительницей крупных международных турниров.

Между тем первая попытка квалификации в батуте - сродни обязательной программе в фигурном катании. Оценивается в ней прежде всего общий уровень подготовки гимнастки, высота прыжков, точность приземления в центр батута, чистота исполнения неких типовых элементов. Выступления всех участниц в этот момент со стороны выглядели во многом похожими. Разве что китаянка Хуан Шаньшань в процессе набора высоты не вытягивала ноги в струнку, а делала ими в воздухе какую-то изящную разножку, но это - мелочи. Особых иллюзий насчет того, что Чернова шла после начального этапа соревнований первой, а Караваева - седьмой, питать не следовало. Так же как и делать скороспелых выводов.

Зато начиная со второй попытки квалификации начался настоящий, злой батут. Все участницы прыгали теперь с заявленными коэффициентами сложности, то есть совершали совсем другие прыжки - максимально тяжелые и рискованные. Отличия бросились в глаза сразу. Первая - американка Дженнифер Парилла - никак не могла начать программу. Слезла с батута, постояла, успокаивая нервы, стала прыгать вновь и - приземлилась на боковой мат.

Чуть позже Татьяна Петреня из Белоруссии вошла в прыжки без раскачки, здорово исполнила несколько начальных элементов, а затем, как скажут позже ее тренеры, на радостях растеряла концентрацию и тоже оказалась на обочине - в матах. Но еще до нее там побывала Караваева.

У Иры был самый большой коэффициент сложности из всех заявленных в этот вечер, считая финал, - 15,3. (У японки Харуки Хироты, для сравнения, был самый маленький - 12,8.) Караваева стала прыгать, набирая высоту, и вдруг остановилась на месте, стукая себя кулаком по бедру. Нервы? Травма? Затем все-таки начала программу, ушла из центра, прыгнула третий или четвертый элемент у самого края батута, а на следующем оттолкнулась уже от матов... Все.

Оставалась Чернова. 28-летняя крепышка из того же Краснодара уже давно считается твердым вторым номером нашей команды. Правда, в индивидуальных соревнованиях она лишь раз становилась первой в последние годы - на Кубке мира в Бельгии. Но осечка Караваевой давала ей отличный шанс. И Чернова вроде бы попыталась им воспользоваться. Коэффициент 14,4 плюс отличное выступление вывели ее в финал с лучшим результатом и дали право выступать последней.

А дальше произошло вот что. Канадка Карен Кокберн, главный фаворит олимпийского турнира и чемпионка мира прошлого года, единственная заявила на финал коэффициент 15,0, хотя в квалификации ограничилась 14,6. Попытайтесь оценить этот шаг глазами Черновой, которая не изменила свои 14,4 и вынуждена была стартовать последней. Выходило, что силу нашей спортсменки все уже видели - она могла лишь повторить или чуть улучшить достигнутое. Зато канадка входила в финал с формально усиленной программой. То есть давала понять: вы видели лишь цветочки, теперь пора начинаться ягодкам.

Канадка, не исключено, блефовала, потому что все равно не убаюкала судей, "недокрутила", отпрыгав из 14,6. Сделав это, кстати, хорошо. Но вот 31-летняя немка Анна Догонадзе, которая вообще-то родилась и выросла в древней столице Грузии Мцхете, с теми же 14,6 выступила еще лучше. Оставалось выступить лишь Черновой.

Далее - слово тренеру обеих наших прыгуний Людмиле Немежан:

- Не стоит искать злого умысла в действиях судей, поставивших Чернову лишь на четвертое место. В конце она начала чуть подсаживаться и вынуждена была изменить сложность девятого элемента. Если бы она этого не сделала, то вообще не закончила бы программу. Нервы, наверное... Последней прыгать всегда очень тяжело. А у Караваевой во время самых первых прыжков во второй квалификации возникли проблемы с ногой. Она и так нервничала, а уж с повреждением и вовсе не смогла закончить упражнение. Не следовало ли приберечь более сложную программу на финал? Видите ли, Ира действительно была готова выступить с самым высоким коэффициентом среди всех участниц. Так что сегодняшний срыв - досаднейший несчастный случай.

К сожалению, для наших болельщиков это тоже несчастье. Женский батут, который именно российские успехи вытянули на олимпийский уровень, обеспечив взрыв интереса к этой дисциплине во всем мире, - без российских медалей. Не везет...

Olympic Indoor Hall. 20 августа. Женщины. 1. Анна Догонадзе (Германия) - 39,60. 2. Карен Кокберн (Канада) - 39,20. 3. Хуан Шаньшань (Китай) - 39,00. 4. Наталья ЧЕРНОВА (Россия) - 38,60. 5. Олена Мовчан (Украина) - 37,60. 6. Хизер Росс Макманус (Канада) - 37,40. 7. Харука Хирота (Япония) - 37,20. 8. Андреа Лендерс (Голландия) - 24,30.

Россиянка Ирина Караваева, заняв в квалификации 15-е место, в финал не попала.