Газета Спорт-Экспресс № 181 (3559) от 11 августа 2004 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 3

11 августа 2004

11 августа 2004 | Футбол

ФУТБОЛ

КУБОК РОССИИ. 1/16 финала. Ответный матч

Леонид СЛУЦКИЙ

ОДНАЖДЫ УДАРИЛ СУДЬЮ В ЧЕЛЮСТЬ. БОЛЬШЕ НЕ БУДУ

Новому тренеру дубля "Москвы" я предложил встретиться у памятника Эдуарду Стрельцову. На счастье. Чтобы долгой была профессиональная жизнь в этой команде у Леонида Слуцкого. 33-летнего специалиста, который - вопреки веяниям времени - очень редко меняет клубы.

Собеседник выбор корреспондента "СЭ" одобрил.

- Отличное место, - сказал.

СОСЕДСКАЯ КОШКА ПРЕРВАЛА КАРЬЕРУ

- Вы где начинали футбольную карьеру?

- 17-летним попал в команду "Звезда" из города Городище. Играла она во второй союзной лиге. В знаменитой 9-й зоне. На выезде было выступать невыносимо. Чего только уникальный матч с "Кяпязом" стоит: мне били пять - не оговорился, именно пять, - пенальти. В Грузии, например, селили нас высоко-высоко в горах. Ездили с зашторенными окнами.

Но карьера игрока завершилась быстро - через два года. Получил открытый многооскольчатый перелом левого надколенника. Смех сквозь слезы: соседка попросила кошку снять с дерева. Кто же знал, что осенью тополя такие хрупкие - чуть-чуть до кошки не дополз и рухнул с пятиметровой высоты на асфальт. Год в больнице провел - думал, инвалидом останусь. Зато школу окончил с золотой медалью, а институт - с красным дипломом. Правда, для мамы шоком стало, что я институт физкультуры выбрал.

- Наверное, единственным золотым медалистом в инфизкульте были?

- Нет, не один. Был еще один футболист - Алексей Жуков. Он до сих пор в Финляндии играет. А я стал преподавать на кафедре футбола в Волгограде. Но чувствовал - не то, не мое. Набрал детскую команду.

"ОЛИМПИЙСКИЕ" СТРАСТИ

- Как назвали?

- "Олимпия". Ребята из нее стали - без преувеличения - смыслом жизни. Каждый мальчишка - как член семьи. Иногородним мама моя стирала, готовила, чуть ли в больнице с ними не лежала. Вот, скажем, Роман Адамов, который сейчас в "Ростове" играет, два года не вылезал из больниц. Слабый был у парня иммунитет - то гайморит, то бронхит. Чувальский, президент "Олимпии", хотел отчислить. Содержать, платить - зачем? Уговорил оставить.

Или Денис Колодин. Это сейчас в нем под два метра. А в десятом классе рост был 172 сантиметра. Комплексовал парень: "Маленький я". Хотя играл в нападении и больше всех забивал. Кто-то его называл бесперспективным. А я верил - и в него, и во всех ребят, - как верить, наверное, нельзя. "Олимпийский" патриотизм у нас был невероятный.

- Считается, что работа детского тренера неблагодарна. Вы разделяете это мнение?

- Отвечу так: когда Адамов, перейдя в "Ростов", купил мне квартиру в Волгограде, для среды детских тренеров это было потрясением.

- А правда, что однажды вы судью побили?

- Было дело - в Саранске. Арбитр начудил с пенальти. Мои ребята спорят, выталкивают судью за боковую линию - прямо к нашей скамейке. Так арбитр достает красную карточку и показывает парню, который вообще к эпизоду непричастен. Тот в слезы. Я, как это увидел, сдержаться не мог. Дал судье в челюсть. До конца года меня дисквалифицировали. Но ведь когда видишь, что твоего ребенка бьет хулиган, разве будешь ждать милицию? Это я в Москве сказал, когда мне на КДК внушали: надо было, мол, протест писать. Тому судье прямо на беговой дорожке швы наложили, матч доработал. Саранские на меня указали - мол, удалить его не забудь. А то, дескать, добавит. Но ему и без меня добавили - дисквалифицировали, так что с судейством он закончил.

- Больше не будете судей бить?

- Не буду. Искренне раскаялся. Да и мама моя, заслуженный работник народного образования, сильно переживала за сына. Так я впервые понял, что во взрослом футболе законы другие. Надо считаться.

НЕРВНЫЙ ШАЛИМОВ

- А как вас в Элисту занесло?

- Павлов пригласил. Земляк. У нас один куратор в институте был.

- Главный "Уралан" вылетел, а его дубль под вашим началом занял второе место. Парадокс?

- Секрет один - мы выступали в турнире той командой, которой тренировались. В другие дубли по тем или иным причинам отправляли сильных футболистов из основного состава, а сыгранность терялась. Порядок бил класс.

Ну и, думаю, система подготовки сказывалась. Для дубля в Сити-Чесс было выделено два коттеджа, игроки жили по три человека в комнате. Сами они называли это вечным карантином. 24 часа в сутки - футбол. Такой режим, особенно в молодом возрасте, почти всегда дает результат. Поэтому дублеров "Уралана" сегодня и расхватывают другие команды.

- Но, похоже, успехи уралановского дубля вызывали кое у кого чувство зависти?

- На Шалимова намекаете? Я читал его интервью, в котором он меня обвиняет: подсидел, мол. Ну не смешно? Человеку был дан карт-бланш, он приглашал итальянцев, уругвайцев, а виноват Слуцкий. Если бы Шалимов давал результат, хоть Джованни Трапаттони у него дубль возглавляй, главным оставался бы он. Правда, понять его можно. Местная пресса только о победах уралановского дубля и писала. В небольшом городе это не могло не вызвать резонанс. А шумиха Игоря Михайловича здорово нервировала. Болезненно относился.

- Вы с ним ругались?

- Ни разу. И в дебаты мы не вступали. А под конец его пребывания и вовсе не разговаривали.

- Шалимов на играх дубля появлялся?

- Изредка - на домашних матчах.

ЖИЗНЬ ВЗАЙМЫ

- А каково вам самому приходилось на посту главного тренера "Уралана"?

- Слова подбирать трудно. "Уралан" стали, как дворнягу, отовсюду пинками вышвыривать. Вот, скажем, печально знаменитый перелет из Томска в Элисту: сели в Омске на дозаправку, а денег на топливо нет. Шесть часов сидим голодные в самолете. У руководителей клуба телефоны отключены. На счастье, в том же аэропорту приземлились "Химки" - они из Владивостока летели. Наш начальник команды Скачков хорошо знает и Шевчука, и Гелюка. Пошел просить. Те по-дружески достали портмоне, отсчитали 45 тысяч рублей... Потом мы "Химки" обыграли на их поле - 2:1. Там все в шоке были.

- И, доведенные до отчаяния, вы решились на пресс-конференцию, которая приобрела скандальный оттенок?

- Всю правду о делах в "Уралане" я рассказал после победы над "Лучом" - 4:0. Их тренер Антихович накануне вылета сказал: "Три очка в Элисте - вопрос решенный..." А команда у нас квалифицированная только простимулируй сыграть в свою силу. Вот Антихович и простимулировал. Я же хотел открыть глаза на то, что Калмыкия теряет футбол. Поскольку руководство клуба на контакт не шло, так хоть через прессу с ним пообщался. А команда продолжала играть. Никаких акций протеста.

- А выход на поле в черных футболках?

- Как раз с "Лучом" играли в черных. Но это был не протест, просто нам экипировку не выдали. Один комплект - желто-синий. У "Луча" такие же цвета. Что делать? Взяли прошлогодние черные футболки, кто-то заклеил фамилию "Пассони" - и вперед. Вы представьте, каково в Элисте играть в черной форме, да еще с длинным рукавом? Игроки, впрочем, с юмором отнеслись.

- Вы знаете, что деньги за этот сезон вам не вернут?

- Нисколько не сомневаюсь.

- Не приходила мысль начать играми торговать?

- Я с командой разговаривал на эту тему - серьезно и долго. Сказал: "Это жизнь, если решите, то решите. Но мне смысла работать не будет". А руководство даже перестало обещать - только пожимало плечами. Восемь месяцев без денег. И легко подписывало заявления всем уходящим. В последнее время команда прекратила тренировки. Вообще. Собиралась только на игры. После победы в Химках Аджинджал выдал легендарное: "Я ж говорил, Викторыч, что не надо тренироваться. А вы со своей теорией..." И сейчас не тренируются. Сыграют - разъедутся. На последней установке новички не знали, как друг друга зовут. Сейчас собирается уходить еще группа футболистов: Казаков, Кузьмин, Сахаров, Малахов, Окрошидзе.

- О двух нашумевших ничьих не расскажете?

- 3:3 с брянским "Динамо" и 5:5 с "Анжи"? Никто мне не верит, что мы не сдавали игры. Говорят: вы показывали, как умеете играть, а потом нарочно, в знак протеста, давали шанс сопернику. Но у нас были проблемы с центральной зоной обороны, откуда и пропускали. Колодина продали за три дня до начала чемпионата, Лущан сломался в первой же игре. Ну какая могла быть "роспись" в игре с "Анжи"? Судья добавил пять минут. Угловой. Стойкович летит, как дирижабль, - я такого не видел никогда в жизни. Мяч попадает ему в лоб - и под перекладину. Ужас, что в раздевалке творилось: Овшинов рыдает, Аджинджал кричит, Окрошидзе весь в себе... Сам не знаю, как к матчу с "Черноморцем" из коматозного состояния их вывел. Ночами беседовали.

- Кто вас в "Москву" позвал?

- Юрий Белоус пригласил на переговоры. Чем здорово удивил - прежде знакомы не были. Звонок не единственный, но самый интересный по части перспектив. Я ведь не на день прихожу: за десять лет тренерской работы "Москва" для меня всего третий клуб.

Юрий ГОЛЫШАК